Почему "News of the World" Queen получил такую обложку? Стримлайнер "We Will
antimantikora — 08.08.2024СТРАННАЯ ОБЛОЖКА
News of the World — шестой студийный альбом британской рок-группы Queen выпущенный 28 октября 1977 года. Обложка альбома представляет собой произведение американского художника-иллюстратора Фрэнка Келли Фриса, специализировавшегося в области научно-фантастического книгоиздания. У Роджера Тейлора имелся выпуск «Astounding Science Fiction» (за октябрь 1953 г.), одного из наиболее популярных и влиятельных американских журналов фантастики[29]. На обложке был изображён гигантский разумный робот, державший тело мёртвого человека. Подпись гласила: «Пожалуйста… Исправь это, папа?» (англ. Please… fix it, Daddy?), и была призвана проиллюстрировать короткий научно-фантастический роман американского писателя Тома Годвина «Пролив между» (англ. The Gulf Between). «Queen» связались с Фрэнком Келли Фрисом, который согласился изменить изображение для обложки альбома[30]. Он заменил тело мёртвого человека, которое держал робот-гигант, на четырех «мёртвых» участников группы. В руке у робота были Мэй и Меркьюри, Тейлор и Дикон изображены падающими на землю, причём Тэйлор виден только на задней стороне обложки (при переворачивании). Внутри крышки (внутренняя сторона обложки) робот-гигант изображён протягивающим руку, которой он пытается схватить бегущую в ужасе толпу в разрушенном зрительном зале.
https://ru.wikipedia.org/wiki/News_of_the_World_(альбом)#Оформление
Эта справка хороша, но совсем не объясняет, почему группа выбрала именно такую обложку. Участники группы — интеллектуалы, и всегда делали концептуальный, а не случайный выбор. Меркьюри изучал рисование и дизайн. Для чего им понадобился этот «гигробот»? Ответ обнаружился случайно.
МУЗЫКАНТ МЕРКЬЮРИ И ПАРОВОЗ МЕРКЬЮРИ
Этот Робот похож на паровоз «Меркьюри» (Streamliner Mercury, 1936), очень скоростной. Фарух Булсара взял сценический псевдоним Фредди Меркьюри, став лидером Queen. Он был темпераментный человек и очень подвижный исполнитель. Среди излюбленных танцевальных движений Меркьюри — имитация паровоза. Видеоклип «Breakthru» снят на паровозе. Видимо, Меркьюри отождествлял себя не просто с паровозом, а со скоростным стримлайнером. Так называли паровозы с обтекаемым корпусом. Один из них получил название «Меркьюри». Он имел жутковатую внешность Циклопа. И несколько напоминал этого Робота. Полагаю, Меркьюри и другие участники группы, подметив сходство, подшучивали на эту тему, а затем сделали из неё элемент стиля.
Пишут, что «Меркьюри» — название, используемое Нью-Йоркской центральной железной дорогой для семейства дневных пассажирских поездов, курсирующих между городами Среднего Запада. Наборы поездов Mercury были разработаны известным промышленным дизайнером Генри Дрейфусом и считаются ярким примером дизайна Streamline Moderne. Успех «Меркурия» привел к тому, что в 1938 году Дрейфус получил заказ на реконструкцию флагмана Нью-Йорка, 20th Century Limited, одного из самых известных поездов в Соединенных Штатах Америки.
Первый Mercury, выполнявший ежедневный круговой рейс между Кливлендом и Детройтом, был введен в эксплуатацию 15 июля 1936 года. [1][2][3][примечание 1] За ними последовали «Чикаго Меркьюри», между Чикаго и Детройтом, и «Цинциннати Меркьюри», между Цинциннати и Детройтом. [5] Mercury просуществовал до 1950-х годов, а последний выживший, оригинальный Cleveland Mercury, совершил свой последний рейс 11 июля 1959 года. [6]
https://en.wikipedia.org/wiki/Mercury_(train)
НОВОСТИ О КРУШЕНИИ
Поезда «Меркьюри» курсировали с очень высокой скоростью, более 120 км/ч. Это приводило к трагическим инцидентам. Локомотив старого типа «Коммодор Вандербильт» делил часть маршрута с «Меркурием» в Огайо. Это стало одним из факторов столкновения в 1938 году, когда «Меркурий» врезался в автомобиль на перекрестке, а затем остановился, чтобы разобраться. Коммодор Вандербильт, который отставал от «Меркурия» всего на 5 минут по расписанию, столкнулся с задней частью «Меркурия», в результате чего по меньшей мере 50 человек получили ранения, некоторые серьезно. [55][56] Инженер «Вандербильта» нажал на тормоза, когда перед ним изменился сигнал, но мокрые рельсы были названы причиной пробуксовки колес, не позволяющей «Вандербильту» остановиться. [57][58] Это была одна из нескольких крупных пассажирских железнодорожных катастроф в Соединенных Штатах в 1938 году... [59] https://en.wikipedia.org/wiki/Mercury_(train)
Аналогичная катастрофа произошла 2 мая 1977 года, когда машинист ТЭП60 ухитрился раздавить два вагона переполненной электрички буквально в лепёшку. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_на_путевом_посту_Крыжовка
Пронырливые газетчики, вероятно, сообщали об этой катастрофе в мировых новостях. Аккурат после этого, в июле 1977 года началась студийная работа над альбомом «News of the World».
МАШИНЫ-ГУБИТЕЛИ
Подобные инциденты освещались в газетах под огромными заголовками. Отсюда возникает образ машин, которые губят сразу массу людей. Эта идея была реализована Queen, например, в альбоме «Jazz» (1984) в композиции «Machines (Back to Human)». В 1970-е машинерия (в т.ч. губительные военные машины) была оригинальной темой творчества. Pink Floyd выпустили композицию «Welcome to the Machine» (12.09.1975). Queen откликнулись, но очень своеобразно: ноздря в ноздрю выпустили «I’m in Love with My Car» (31.10.1975). А затем сделали ещё более оригинальный шаг, подтекст которого никто не сумел разгадать.
Наша интерпретация не подтверждена в интервью, но вероятность её велика. Фредди Меркьюри не мог не знать о существовании популярных в США стримлайнеров Mercury, а как художник, он должен был оценить их дизайн. Отсюда вытекает прелюбопытное истолкование композиции «We Will Rock You» с этого альбома.
WE WILL ROCK YOU
Это известнейшая песня не только Queen, но и всего рока. Её можно узнать даже без музыки: два притопа и прихлоп. Однако её текст, месседж и весь пафос довольно странны, если применять их к человеку, и тем более — к музыканту. Сперва певец охаивает бомжеватое лирическое Ты, затем вдруг от имени лирического Мы даёт посыл «мы вас ушатаем». А в этой фразе «Somebody better put you back into your place, do it!» — зачем нужно «do it», кому адресовано?
Почему-то эту песню называют «гимном» (anthemic «stomp, stomp, clap, pause»), но фактически она представляет собой марш — когда, собственно, и топают. В 1977 году было ещё непонятно, куда и кого этот марш направляет, но спустя десять лет возникают вполне релевантные исторические процессы.
https://www.amalgama-lab.com/songs/q/queen/we_will_rock_you.html
https://en.wikipedia.org/wiki/We_Will_Rock_You
БРУТАЛЬНЫЙ ПАРОВОЗ
Для потребителя создан брутальный образ рок-музыканта — эдакий гром-человек из тяжёлого металла. Однако в реальности музыкант — это вовсе не кулачный боец или демонстрант на баррикадах. Это человек искусства, который много работает в студийной обстановке, бережёт пальцы, гримируется и готовит сценический костюм. Брайан Мэй, сочинивший музыку и текст «We Will Rock You», это особенно утончённый музыкант и композитор, виртуоз гитары, более того, дипломированный британский астрофизик, завивающий волосы в подражание Ньютону.
Что касается грохочущей машины из тяжёлого металла, извергающей подобие хард-рока, это скорее паровой локомотив. Известно, что звуки города повлияли на развитие джаза, а индустриальные звуки влияли на жанр рока. Строки из нашего любимого хита («You got mud on your face, you big disgrace; You got blood on your face, you big disgrace; make a big noise») обычно примеряют к образу бунтарей-музыкантов, но они куда лучше подошли бы к паровозу. Вот кто шумный и дымный демонстрант! Вот кто убийца! В те времена «новости мира» часто пестрили заголовками о ж/д катастрофах, где паровоз кого-то сшиб, угробил, утопил в крови. В первую очередь, это были коровы, забредающие на рельсы. Паровозы даже оснастили метельником, который недаром назвали «скотосбрасыватель» (cowcatcher). Впрочем, неизмеримо чаще поезда выполняли мирную задачу, перевозя дремлющих пассажиров в уютные дома.
Итак, возникает интерпретация, которая может показаться парадоксальной, хотя она вполне логичная. Композиция «We Will Rock You» даже поставлена на первую позицию, этаким локомотивом альбома «News of the World».
УКАЧИВАТЬ В ВАГОНЕ
Глагол to rock буквально означал: укачивать, раскачивать, шатать, взбалтывать, колыхать. Кресло-качалка = rocking-chair или просто rock. А фраза «We will rock you» наилучшим образом подходила тогда к поездам на паровозной тяге, потому что они укачивали миллионы людей по всему миру, да ещё и как будто под рок-музыку. Жанра «рок» тогда ещё не существовало, но подобный саунд слушали пассажиры всякого паровозного поезда. Который гораздо шумнее нынешних поездов. Он стучит на стыках и громыхает на стрелках, гудит и свистит, скрипит и визжит на поворотах, шипит и пыхает, катится и качается — и всё это в ритме рок-н-ролла! Паровоз включает прожектор и пускает пар, как на рок-концерте. Его морда похожа на басовый барабан бочку. Работа цилиндров («чух-чух») — те самые «два притопа и прихлоп». Наконец, сама «чугунка» — из металла, и всё там очень тяжёлое, но шаткое. В общем, «катится-катится голубой вагон». Самое место, чтобы придумывать всяческий рок-н-ролл и рок.
СИСТЕМА АССОЦИАЦИЙ
К 1970-м паровозы уже были отправлены на свалку, и многих ребят это огорчало. Паровоз — по-своему живописный «зверь», но в заброшенном виде это печальное и жутковатое зрелище. Возвратимся к нашей песне Queen. Там повторяются строки: «We will, we will rock you, alright, louder! ... We will, we will rock you, one more time». Их пафос не слишком логичен — для той рок-группы, которая планирует выступать отнюдь не «one more time», а очень много раз. И которая делает ставку не на шум, а на гламурные эксперименты. Зато этот пафос логичен для тех людей, чья детская мечта — иметь собственный паровоз. Queen воплотили её в песне «Breakthru», исполнив песню на мчащемся паровозе. Это, кстати, было рискованно: выхлопом легко засорить глаза и запачкать костюм, а встречный поезд может и сдуть. Однако квины где-то нашли элегантный паровоз с прозрачным дымком, однопутку в чистейших лугах, и щеголяли в светлых рубашках.
«Breakthru» содержит глубокий подтекст в рамках программы «Cold War — Rock Against Communism», но его надо анализировать в отдельном посте. Также надо проверить возмутительную ассоциацию «We will rock you» — с такой маршевой песней, которая стала важным символом у идеологического и стратегического противника Британской монархии. Гениальный музыкант вполне может вылепить такую пародию, которая превзойдёт оригинал и останется неузнанной. Вероятность инспирации здесь мизерная, но ненулевая.
Также в 1977 году произошло некое малозаметное событие, которое через 10 лет прогремело по всему миру. Оно было использовано как триггер, обусловивший лавину событий конца 1980-х и начала 1990-х. Это выходит за рамки данного нарратива, но астрофизик вполне понимает, о чём речь.