Почему не получились Алые паруса

топ 100 блогов alfare23.02.2023 Попытался первый раз, наверное, с советских времён посмотреть "Алые паруса".
Смог смотреть только "на промотке". При том, что ведь сюжет, идея - должны мне нравиться. От голливудских сюжетов того же типа я писаю кипятком, а здесь ведь это всё обострено до предела - и... полный провал. Практически абсолютный. Печально. Что в фильме не так?


Ассоль - вполне попадает в образ (хотя и не оживает, но об этом ниже). Фильм снят ОЧЕНЬ качественно для советского кино. Очень старательно. Я давно читал собственно книгу (лет пять, может назад, или больше, для меня это теперь стало "давно"), и не могу гарантировать, но вроде как от источника они не особо отклонились, да это и не важно, идея сама по себе должна работать, как молот.

Но фильм... почти невозможно смотреть. Можно было бы попытаться списать это на переизбыток пафоса, все эти торжественные голоса в диалогах... Можно, но... дело не только в этом. Всё кажется неживым. Драма не работает. Это особенно бросается в глаза, когда сравниваешь с множеством "золушковых" и "принцессных" картин старого Голливуда. Там, посмотрев фильм один раз, можно начинать пересматривать его по новой хоть завтра. В фильме АП абсолютно не чувствуется той жизни, которая заставляет знакомую вдоль и поперёк сцену переживать снова так, словно она для тебя случилась впервые в жизни. Наоборот. АП я не видел как минимум лет 30, но ощущение такое, будто в пятисотый раз присутствуешь на репетиции, снова и снова понимая, что спектакль провален - и не знаешь, что нужно изменить, чтобы он ожил: ведь хорошо же всё вроде! Только не живое.

И это вот при том, что я вообще-то вполне себе люблю советское... культуру. Я даже в банальной пионерской линейке могу видеть живой огонь (писал об этом когда-то на день Пионерии). Многие наши сказки я несколько лет назад пересмотрел с удовольствием. Ну вот хоть та же "Золушка" - тоже пафос же. А фильм АП - не живой, хоть тресни. Застывшая картинка с картинными позами и пафосными голосами. Старательно нарисованная - и неживая. Обидно за Грина. Остался фильм без какой-то искры. Как тщательно перенесённая на холст фотография. Увы, тот случай, когда надо было сказать постановщикам: махните рукой на оригинал и делайте "по мотивам". Боюсь, что книга Грина, при всей своей красивой простоте, не может быть экранизирована "в лоб". Разве что чудо гением.

...Постойте, но ведь это Птушко! Великий Птушко... Но, может, романтика - это не его? Эпос, да. А может, АП ориентирован на чисто детскую аудиторию? Но это плохо, во-первых, детский фильм, который абсолютно не интересен взрослому - это настораживающий признак. Это означает, что в продукте только один, простейший слой. К тому же, романтическая тема АП - вовсе не такая уж детская. Точнее, сводить её к простейшему детскому восприятию - неверно.

Если попытаться отстраниться от ошибочной постановки, то есть, тщательно-лубочного и пафосного переноса сюжета книги, в чём я полагаю ошибку сценария АП? Дело в том, что фильм состоит из двух (не только из них, на самом деле их больше, но баланс именно этих двух определяет проблему) компонент. Первая - это история взросления Ассоль и Грея. И вторая - это история их встречи. Истории взросления там дидактически примитивны и скучны в принципе. Они представляют собой банальность в кубе, банальности, от которой сводит скулы. Спасти их (без перелицовывания) могло только виртуозно изящное, стильное исполнение. Либо - остранение, сбивка, добавление какой-то странности, создающей эффект глубины, что-то такое, отчего в картинке появились бы привкусы, полутона, недосказанности, внутренние напряжения. Но насколько я понимаю, фильм здесь прям, как доска. Если А, то Б, плюс С, равно Д... История Грея годна для детей, может, максимум 9-10 лет. Для зрителей постарше там надо было "что-то с этим делать". История Ассоль - так же проста, это даже не "девочка со спичками", у Андерсена хоть "на слезу" может развезти... Поймите правильно, простота - это не плохо, но простота должна быть яркой и изящной. Эти истории часто удаётся эффектно изложить в виде монолога (вот как в фильме "Лили", например, где девушка рассказывает куклам о своей судьбе). Уже хорошо поставленный монолог сделал бы больше вот того переложения на двигающиеся картинки. Приёмы, использованные в фильме, морально устарели даже для эпохи немого кино. Впрочем, мне кажется, они даже для Древней Греции устарели.

...Я как-то жаловался (или только собирался, не помню), что в Голливуде часто портят кульминации мелодрам сбитыми развязками. Когда Он и Она в финале должны пройти этап кульминации Счастливой Встречи. Если не писал, то вот, пишу: в старом Голливуде это типично - завершить кульминацию так, будто в самый важный момент у них кончилась плёнка, вообще кончилась, во всём мире, и взять её неоткуда, поэтому кульминацию впихивают в пять секунд, либо полностью вырезают!!!11расрас
...Да-да! Именно так. Это тоже загадка для меня. Ну, у меня есть предположения, зачем они так делали... Но неубедительные. Вот герои ещё ничего не выяснили, я смотрю - через 15 секунд фильм закончится, а где же??? Ой, вот, реально - пять секунд на выяснение, финальный поцелуй и надпись "конец"...

Да, так вот... В АП, разумеется, ничего подобного нет. Всё тщательно разжёвано, сцена прибытия корабля смакуется во всячески ракурсах, Ассоль (так и не ставшая на экране живою девушкой - вот почему, а?!) бежит и трепещет, народ волнуется, Грей ближе, ближе, сердце зрителя должно замирать... А оно, зараза, почему-то не замирает. Облом. Что-то пошло не так.

Голливуд штамповал подобные кульминации по нескольку десятков в год, я смотрю, там что ни кинозвезда - то по 3-4 фильма в год в главной роли в 30-е годы снимается, и они, эти штампованные кульминации, худо-бедно - работали. Вот буквально позавчера посмотрел примитивнейший французский фильмик-мелодраму "Замок мечты" ("Chateau de reve" 1933). Французские фильмы того времени вообще, по-моему, слабенькие, на порядок уступают голливудским, во всяком случае, на том же поле. Ну, там есть некоторые аналогии (хотя и небольшие) с АП в финале: девушка ВНИЗАПНА обнаруживает, что её возлюбленный - прынц, и он приплывает (простите) за ней на корабле, и принц весь такой бравый идёт мимо шеренги своих матросов, а те отдают честь, а девушка такая ах...

Фильм, повторюсь, слабенький, да и качество картинки слабенькое, куда там до картины Птушко. Но таки вот: в 1933 году французы знали, как построить драматический ряд, чтобы он воспринимался зрителем. А в 60-е годы в фильме АП я вижу слащаво затянутую кульминацию, заставляющую меня испытывать какой-то стыд. Хуже всего то, что в абсолютных величинах время кульминации вовсе не велико. Минута, полторы, может, максимум, две. Но в хорошем фильме эти мгновения отчаянно хочется продлить, а здесь думаешь: ой, ну давайте уж, всё, занавес, что ли...

Возможно, я просто слишком ушёл от языка советского кино за последние пару лет. Если комедии ещё вполне себе хорошо заходят, вот, осенью с удовольствием пересматривал в который раз и "Карнавальную ночь", и "12 стульев", и "Золотого телёнка", и "Вас вызывает Таймыр", и ещё с десяток... то простая пафосная романтика советского кино без дополнительных приправ мне сейчас кажется до неловкости слабой. Но ведь могли же! Пафос того же "Время, вперёд", например, очень крут.

Нет, всё же АП - слабый фильм. Он по сути рассчитан на детей младшего школьного возраста, не более. Такие фильмы тоже бывают хороши, но в данном случае я не могу привести в соответствие романтическую тему Ассоль и Грея к этому знаменателю. Золушка и Принц - да. Дети капитана Гранта - да. Остров сокровищ - да. А вот "Алые паруса"... нет. Их надо делать так, чтобы в 16 лет тоже было интересно. А желательно чтобы и в 50.

Кстати, почему образ Ассоль не оживает? Тоже загадка. Например, та же Настенька из "Морозко", хоть на неё и стало модно нынче всем ругаться за её угодливость - вполне живая. А Ассоль из фильма - нет.

Книга была всё же лучше. Не помню уже, почему. Скорее всего, из-за возможности расставить ритмы и акценты самому.

пс. Написался пост, но я всё не могу выбросить из головы, что могу быть неправ. Во-первых, я смотрел АП кусками, невнимательно. Ну просто неинтересно было. Может, надо было заставить себя присмотреться. Ну не может же Птушко... А я просто отдалился от этого? Если у кого-то есть возражения, почему я не прав, будет интересно узнать.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Непонятая ковидиотка - это я. Правда. Мне уж надоело про этот ковид писать, но сегодня не могу молчать. Еще раз. У антиваксеров, несомненно, есть права. Но и у ковидиотов они есть, что агрессивно отрицают антиваксеры, потому что их права - это такие права, такие права! Их надо ...
Где у вас в сети лежат фотки, насколько удобно их туда закачивать, и больше всего волнует вопрос: часто ли там смотрят ваши фотки посторонние люди. Интересует возможность выкладывать в незапароленные ...
Вашему вниманию просто шикарный low-pass в исполнении "грача" Су-25 ВС ВСУ. Читайте и смотрите так же в: ...
В руководстве столичной полиции утверждают, что в автопробеге участвовали всего лишь 20 автовладельцев 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Tweet log in to give LJ Tokens.', event);"> Give 10 ...