Почему не получились Алые паруса

Смог смотреть только "на промотке". При том, что ведь сюжет, идея - должны мне нравиться. От голливудских сюжетов того же типа я писаю кипятком, а здесь ведь это всё обострено до предела - и... полный провал. Практически абсолютный. Печально. Что в фильме не так?
Ассоль - вполне попадает в образ (хотя и не оживает, но об этом ниже). Фильм снят ОЧЕНЬ качественно для советского кино. Очень старательно. Я давно читал собственно книгу (лет пять, может назад, или больше, для меня это теперь стало "давно"), и не могу гарантировать, но вроде как от источника они не особо отклонились, да это и не важно, идея сама по себе должна работать, как молот.
Но фильм... почти невозможно смотреть. Можно было бы попытаться списать это на переизбыток пафоса, все эти торжественные голоса в диалогах... Можно, но... дело не только в этом. Всё кажется неживым. Драма не работает. Это особенно бросается в глаза, когда сравниваешь с множеством "золушковых" и "принцессных" картин старого Голливуда. Там, посмотрев фильм один раз, можно начинать пересматривать его по новой хоть завтра. В фильме АП абсолютно не чувствуется той жизни, которая заставляет знакомую вдоль и поперёк сцену переживать снова так, словно она для тебя случилась впервые в жизни. Наоборот. АП я не видел как минимум лет 30, но ощущение такое, будто в пятисотый раз присутствуешь на репетиции, снова и снова понимая, что спектакль провален - и не знаешь, что нужно изменить, чтобы он ожил: ведь хорошо же всё вроде! Только не живое.
И это вот при том, что я вообще-то вполне себе люблю советское... культуру. Я даже в банальной пионерской линейке могу видеть живой огонь (писал об этом когда-то на день Пионерии). Многие наши сказки я несколько лет назад пересмотрел с удовольствием. Ну вот хоть та же "Золушка" - тоже пафос же. А фильм АП - не живой, хоть тресни. Застывшая картинка с картинными позами и пафосными голосами. Старательно нарисованная - и неживая. Обидно за Грина. Остался фильм без какой-то искры. Как тщательно перенесённая на холст фотография. Увы, тот случай, когда надо было сказать постановщикам: махните рукой на оригинал и делайте "по мотивам". Боюсь, что книга Грина, при всей своей красивой простоте, не может быть экранизирована "в лоб". Разве что
...Постойте, но ведь это Птушко! Великий Птушко... Но, может, романтика - это не его? Эпос, да. А может, АП ориентирован на чисто детскую аудиторию? Но это плохо, во-первых, детский фильм, который абсолютно не интересен взрослому - это настораживающий признак. Это означает, что в продукте только один, простейший слой. К тому же, романтическая тема АП - вовсе не такая уж детская. Точнее, сводить её к простейшему детскому восприятию - неверно.
Если попытаться отстраниться от ошибочной постановки, то есть, тщательно-лубочного и пафосного переноса сюжета книги, в чём я полагаю ошибку сценария АП? Дело в том, что фильм состоит из двух (не только из них, на самом деле их больше, но баланс именно этих двух определяет проблему) компонент. Первая - это история взросления Ассоль и Грея. И вторая - это история их встречи. Истории взросления там дидактически примитивны и скучны в принципе. Они представляют собой банальность в кубе, банальности, от которой сводит скулы. Спасти их (без перелицовывания) могло только виртуозно изящное, стильное исполнение. Либо - остранение, сбивка, добавление какой-то странности, создающей эффект глубины, что-то такое, отчего в картинке появились бы привкусы, полутона, недосказанности, внутренние напряжения. Но насколько я понимаю, фильм здесь прям, как доска. Если А, то Б, плюс С, равно Д... История Грея годна для детей, может, максимум 9-10 лет. Для зрителей постарше там надо было "что-то с этим делать". История Ассоль - так же проста, это даже не "девочка со спичками", у Андерсена хоть "на слезу" может развезти... Поймите правильно, простота - это не плохо, но простота должна быть яркой и изящной. Эти истории часто удаётся эффектно изложить в виде монолога (вот как в фильме "Лили", например, где девушка рассказывает куклам о своей судьбе). Уже хорошо поставленный монолог сделал бы больше вот того переложения на двигающиеся картинки. Приёмы, использованные в фильме, морально устарели даже для эпохи немого кино. Впрочем, мне кажется, они даже для Древней Греции устарели.
...Я как-то жаловался (или только собирался, не помню), что в Голливуде часто портят кульминации мелодрам сбитыми развязками. Когда Он и Она в финале должны пройти этап кульминации Счастливой Встречи. Если не писал, то вот, пишу: в старом Голливуде это типично - завершить кульминацию так, будто в самый важный момент у них кончилась плёнка, вообще кончилась, во всём мире, и взять её неоткуда, поэтому кульминацию впихивают в пять секунд, либо полностью вырезают!!!11расрас
...Да-да! Именно так. Это тоже загадка для меня. Ну, у меня есть предположения, зачем они так делали... Но неубедительные. Вот герои ещё ничего не выяснили, я смотрю - через 15 секунд фильм закончится, а где же??? Ой, вот, реально - пять секунд на выяснение, финальный поцелуй и надпись "конец"...
Да, так вот... В АП, разумеется, ничего подобного нет. Всё тщательно разжёвано, сцена прибытия корабля смакуется во всячески ракурсах, Ассоль (так и не ставшая на экране живою девушкой - вот почему, а?!) бежит и трепещет, народ волнуется, Грей ближе, ближе, сердце зрителя должно замирать... А оно, зараза, почему-то не замирает. Облом. Что-то пошло не так.
Голливуд штамповал подобные кульминации по нескольку десятков в год, я смотрю, там что ни кинозвезда - то по 3-4 фильма в год в главной роли в 30-е годы снимается, и они, эти штампованные кульминации, худо-бедно - работали. Вот буквально позавчера посмотрел примитивнейший французский фильмик-мелодраму "Замок мечты" ("Chateau de reve" 1933). Французские фильмы того времени вообще, по-моему, слабенькие, на порядок уступают голливудским, во всяком случае, на том же поле. Ну, там есть некоторые аналогии (хотя и небольшие) с АП в финале: девушка ВНИЗАПНА обнаруживает, что её возлюбленный - прынц, и он приплывает (простите) за ней на корабле, и принц весь такой бравый идёт мимо шеренги своих матросов, а те отдают честь, а девушка такая ах...
Фильм, повторюсь, слабенький, да и качество картинки слабенькое, куда там до картины Птушко. Но таки вот: в 1933 году французы знали, как построить драматический ряд, чтобы он воспринимался зрителем. А в 60-е годы в фильме АП я вижу слащаво затянутую кульминацию, заставляющую меня испытывать какой-то стыд. Хуже всего то, что в абсолютных величинах время кульминации вовсе не велико. Минута, полторы, может, максимум, две. Но в хорошем фильме эти мгновения отчаянно хочется продлить, а здесь думаешь: ой, ну давайте уж, всё, занавес, что ли...
Возможно, я просто слишком ушёл от языка советского кино за последние пару лет. Если комедии ещё вполне себе хорошо заходят, вот, осенью с удовольствием пересматривал в который раз и "Карнавальную ночь", и "12 стульев", и "Золотого телёнка", и "Вас вызывает Таймыр", и ещё с десяток... то простая пафосная романтика советского кино без дополнительных приправ мне сейчас кажется до неловкости слабой. Но ведь могли же! Пафос того же "Время, вперёд", например, очень крут.
Нет, всё же АП - слабый фильм. Он по сути рассчитан на детей младшего школьного возраста, не более. Такие фильмы тоже бывают хороши, но в данном случае я не могу привести в соответствие романтическую тему Ассоль и Грея к этому знаменателю. Золушка и Принц - да. Дети капитана Гранта - да. Остров сокровищ - да. А вот "Алые паруса"... нет. Их надо делать так, чтобы в 16 лет тоже было интересно. А желательно чтобы и в 50.
Кстати, почему образ Ассоль не оживает? Тоже загадка. Например, та же Настенька из "Морозко", хоть на неё и стало модно нынче всем ругаться за её угодливость - вполне живая. А Ассоль из фильма - нет.
Книга была всё же лучше. Не помню уже, почему. Скорее всего, из-за возможности расставить ритмы и акценты самому.
пс. Написался пост, но я всё не могу выбросить из головы, что могу быть неправ. Во-первых, я смотрел АП кусками, невнимательно. Ну просто неинтересно было. Может, надо было заставить себя присмотреться. Ну не может же Птушко... А я просто отдалился от этого? Если у кого-то есть возражения, почему я не прав, будет интересно узнать.
|
</> |