Почему на советских банкнотах до 1937 года стояла подпись наркома финансов
valerongrach — 29.08.2024Небольшой, занятный факт из повседневности сталинских времен.
Если посмотреть на довоенные советские деньги, то можно заметить, что на всех купюрах выпуска до 1937 года имеется подпись наркома финансов или какого-то другого ответственного начальства, в зависимости от года эмиссии. А после 1937 года подписи на купюрах образца 1934 года исчезают и на новых деньгах, выпущенных в 1938 году (те, которые с рабочими, солдатами и летчиками), тоже не появляются. И вообще больше никогда не появляются.
Почему подпись финансового начальства имелась на советских купюрах до 1937 года – понятно. На царских деньгах всегда стояли подписи управляющего Госбанком и кассира (некоторые даже ищут купюры с определенной комбинацией подписей, говорят, они счастливые), вот и на советских тоже продолжали стоять.
А почему в 1937 году подпись исчезла?!
Потому что.
Дело в том, что на купюрах образца 1934 года ставилась подпись наркома финансов СССР – товарища Григория Гринько.
Вот только в августе 1937 года Гринько арестовали компетентные товарищи, после чего бывший нарком финансов быстро признался в том, что он троцкист, а также немецкий, итальянский, японский и американский шпион. Как можно было одновременно шпионить на японцев и американцев, я не очень себе представляю, но, наверное, Гринько отличался особенными способностями в плане шпионажа.
Гринько судили в ходе «Процесса антисоветского «право-троцкистского блока» вместе с Бухариным, Рыковым, Ягодой и прочими недавними товарищами. На процессе Гринько каялся во всех мыслимых и немыслимых грехах и «искренне радовался тому, что их раскрыли, а то бы они такого натворили….»:
«…Я смею сказать о моей радости по поводу того, что наш злодейский заговор раскрыт и предотвращены те неслыханные беды, которые мы готовили…»
Ну и сами подумайте, могла ли стоять подпись врага народа на самых лучших в мире деньгах?! Конечно, нет! Нужно выжечь каленым железом память об этих наймитах империализма. В журналах и учебниках этим врагам закрашивали лица или упоминания их фамилий. А с купюр с нового тиража просто убрали подпись наркома финансов. И с новых денег образца 1938 года тоже. Решили, что лучше не надо, на всякий случай.
И как в воду глядели!
Потому что после Гринько наркомом финансов назначили Власа Чубаря. Он проработал на этой должности с августа 1937 по январь 1938 года. Потом его сменили на Арсения Зверева, автора денежной реформы 1947 года. А через полгода оказалось, что Влас Чубарь – тоже тайный враг: вредитель и немецкий шпион. Хорошо, что товарищ Сталин все это предвидел и не дал подписи будущего врага появиться на советских деньгах.
Так и пропали подписи начальства с советских денег. Чтобы ни у кого лишних мыслей по их поводу не возникало.
|
</> |