Почему мужчина теряет способность любить ? По фильму Вадима Дубровицкого
lana_cobeta5 — 21.08.2024Иванов -одна из самых загадочных пьес Чехова. Помню, сколько эмоций вызвал этот спектакль еще в юности. На фоне медленного погружения усыпанной опавшими листьями помещичьей усадьбы в осень разыгрывается поистине Гамлетовская драма в измученной проклятыми вопросами душе . Трагедия Чеховского Иванова даже не в том , что он разучился испытывать радость жизни и любить , а в том, что непостижимым образом возненавидел самого себя и спроецировал эту ненависть на все , что раньше было дорого. Ощущая в душе дьявольское начало , герой ничего не может с этим поделать. Его терзает чувство вины перед женой , которая , подобно Медее , пожертвовала ради него всем и отреклась от родных , но ее жертва ощущается им как самые тяжелые кандалы. Он чувствует себя в западне . Скорее всего ненависть к себе, спроецированная на жену , вызвана прежде всего той провинциальной тоской , от которой хочется то ли чая выпить, то ли повеситься. Вспоминается серый, длинный забор с гвоздями из рассказа Дама с собачкой.
Страдания Иванова разыгрываются на фоне маскарадной пошлости и лицемерия окружающих . Благодаря подчеркнуто театрализованной стилистике фильма возникает эффект призрачности жизни , напоминающей балаган , где каждый разыгрывает собственную драму на подмостках личного театра . Душевная боль достигает высшей точки , и суд совести оказывается страшнее суда персонажей, застывших в финальной сцене немым укором , словно живые изваяния.
Посмотрела кинофильм Дубровицкого "Иванов-"и уже с самых первых кадров поняла, что это очень качественный артхаус , явно созданный под влиянием стилистики Тарковского и оперирующий всем набором средств эпохи метамодерна. Последний раз такое сильное впечатление на меня произвел , пожалуй, разве что фильм Александры Стреляной Суходол, который смотрела по рекомендации Тани(Соды). Фильм привлек ещё тем , что пьеса до конца так не понята критиками , что является для Латунской определенным вызовом. Хотя глубоко в душе я не такой уж и критик, и не такая уж Латунская. )) Просто люблю размышлять над сложными литературными ребусами и авторскими зашифровками .
Видимо , писателя волновала проблема собственной души, которую он спроецировал на своих героев: Иванова, Платонова, отчасти Тригорина . Поэтому понять душевную боль Иванова можно в сопоставлении персонажей- двойников, ведь у Платонова примерно тот же душевный надрыв , и он тоже запутался в любящих его женщинах. Что мучает всех этих персонажей и что роднит с Гамлетом ? Можно ли назвать Иванова классическим злодеем? И как случается , что на каком- то этапе жизни мужчина перестает ощущать себя влюбленным и счастливым? Может , это раннее старение мужской души , когда пропадают все желания ? Почему происходит подмена любви ненавистью? И можно ли чем -то объяснить и оправдать мизантропию и жестокость героя, по собственной воле очертившего вокруг себя магический круг неверия и одиночества? Как удалось Чехову, показавшему вслед за Шекспиром русского Гамлета , заглянуть в бездну мужской души?
Актерский состав и артхаусная атмосферность фильма -просто бомба.
|
</> |