Почему «мрачное» Средневековье гуманнее тоталитаризма
shri_boomer — 06.11.2015Средневековье в нашем лексиконе означает эпоху мрачную и реакционную, но мы порой забываем, что именно оно дало нам самых выдвющихся философов, теологов, полководцев и послужило фундаментом для будущих демократических свобод. Свою точку зрения на средневековье и тоталитаризм излагает адвокат и мой друг и Алексей Иванов.
1. Частная собственность
В отличие от Средневековья, в тоталитарных обществах полностью отрицается частная собственность.
2. Наказание
Средневековое (С) общество: наказание осуществлялось на основании акта власти, сопричастного с властью монарха. Казнь была публичным делом, казнили торжественно при публике.
Тоталитарное (Т) общество: казнили тайно, на основании непонятных решений квазисудебных органов (ЧК, ГПУ, «тройки» и др.).
С: приговоренные к смертной казни могли претендовать на помилование или избежание наказания.
Т: после приговора у жертвы не было никаких шансов на помилование.
С: наказание было строго индивидуальным, осуществлялось в результате медленного процесса раскрытия преступления.
Т: наказание осуществлялось по расстрельным спискам, молниеносно, основывалось только на доносах, пытках и самооговоре.
С: смертный приговор выносился в основном виновным в убийстве, в совершении преступления против монарха и тяжких преступлений.
Т: смертный приговор выносился на основании преступлений, зачастую не связанных с убийствами, в основном по подозрению в совершении преступления против государства и пр.
С: наказание было своего рода индивидуальной местью монарха.
Т: наказание являлось скорее массовым актом устрашения и физического уничтожения целых классов своих граждан (вследствие социального происхождения, экономического положения, национальности, вероисповедения, политических взглядов и т.д.)
С: казнь - это публичное и легальное ритуальное насилие над телом преступника (для исцеления души человеку было позволено исповедаться и покаяться).
Т: казнь – тайное убийство своих граждан.
3. Отношение общества к свободе.
С: общество стремилось к свободе. Например, мыслители Средневековья Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др. защищали идею свободы, равенства всех людей перед законом.
Т: посягает не только на человека, но и на его свободы и права. Само общество отказывается от свободы, свободу заменяют интересы государства и идеология.
Существующие в наше время представления о свободе основаны в том числе и на взглядах, сформированных в Средние века. Например, юрист Балдус утверждал, что естественное право сильнее, чем принципат (власть государя): «Potius est ius naturale quam principatus». Другой французский юрист XIII в. Бомануар утверждал, что «каждый человек свободен».
Позднее, под влиянием Средневековых взглядов на свободу был сформулирован закон «равной свободы», согласно которому «каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека». К тому же периоду относятся и первые международные нормы, касающиеся прав и свобод.
В 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Русско-византийские договоры X в. включали в себя нормы защиты прав иностранцев.
В тоталитарных обществах юристы, наоборот, писали «где есть свобода, там не может быть государства», о необходимости жесткого государственного управления, основанного на диктатуре и направленного на подавление прав и свобод, то есть речь шла об отвержении таких ценностей как свобода, господство права и т.д. Диктатура преподносилась как необходимое условие свободы.
PS. «Свобода, в чем бы она ни заключалась, теряется, как правило, постепенно» (Давид Юм).
PPS. Навеяно прочтением М. Фуко «Надзирать и наказывать».
|
</> |