Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:

топ 100 блогов picturehistory28.04.2019 Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:

Московский метрополитен нам кажется обыденностью, для москвичей он уже давно стал частью жизни, и даже сама его история, казалось бы, всем известна. Благодаря выставкам, телесюжетам, историческим фильмам мы знаем, какими были первые станции, первые поезда. Однако были во время строительства метрополитена интересные факты, которые не так широко известны. Они заставляют и удивляться, и улыбаться.


Метро могло появиться намного раньше

Еще в 1900 году российский инженер Петр Балинский совместно со своим коллегой Евгением Кнорре подготовил проект московского метро. Согласно их задумке, линии метрополитена образовывали единую сеть с трамвайными путями. Чуть меньше трети пути должно было пролегать под землей, остальная же часть – идти поверху, в частности, по эстакадам.

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Строительство станции «Охотный ряд».

За несколько лет до этого он разработал проект подземки и для Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что Балинскому удалось отыскать инвесторов для воплощения в жизнь своих идей, в реализации обоих проектов власти ему отказали.

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Строительные работы посреди улицы.

Еще один проект метро появился уже больше 20 лет спустя, разработала его фирма Siemens и он включал более 80 станций. Однако и его осуществить власти (теперь уже советские) не решились.

Метро и в начале века было спасением от пробок

В 1930-х годах, как и сейчас, приступить к строительству метрополитена вынудил транспортный вопрос. К этому времени в Москве (тогда еще совсем маленькой) остро встала проблема перенаселения: число жителей столицы молодого советского государства стало расти в разы.

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Так строили первую очередь метро.

Жителям Москвы начала прошлого века хорошо запомнился день 6 января 1931 года, когда гигантская пробка фактически парализовала город: весь городской транспорт встал.

Сначала строительство метро глубокого заложения не предполагалось (хотели просто в центре города делать траншеи). Однако в 1932 году инженер Вениамин Маковский предложил идею, не очень охотно поддержанную его коллегами: рыть глубокие тоннели. Неожиданно эту идею поддержал Коганович, а позже и Сталин. Ну а те траншеи, которые уже были вырыты, спешно закопали.

Глубину грунта пришлось пересмотреть

Первыми рыть тоннели были приглашены шахтеры с Донбасса, ведь только они на тот момент могли справиться с подобной работой. Сначала предполагалось, что на глубине более 30 метров под Москвой грунт устойчив, но в процессе работы выяснилось, что там в основном плывуны.

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Первыми метростроевцами были донецкие шахтеры.

Например, тоннель под Лубянкой во время прокладки обвалился (пошла вода), и пришлось приложить немало усилий по заморозке грунта, чтобы продолжить работу. Кстати, в дальнейшем метод искусственной заморозки применяли не раз. Например, так был построен перегон «Чистые пруды» — «Красные Ворота».

Если поначалу предполагалось, что все тоннели будут расположены на глубине 30 метров, то после такого неудачного опыта было решено в наиболее проблемных местах уровень поднимать.

Москвичи поначалу были против

Жители домов, возле которых строительство шло не под землей, а на поверхности, возмущались, жалуясь на пыль, грязь, шум техники. Иногда на этой почве даже случались драки между москвичами и метростроевцами. Горожане не понимали, зачем тратить столько народных денег на сомнительную, на их взгляд, идею. А милиционеры периодически штрафовали рабочих за обилие мусора (закон есть закон).

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Соседство с такой стройкой жителям центра Москвы, конечно, не очень понравилось.

Постепенно с помощью агитации властям удалось переменить такое отношение. Чего только стоили гулянья на строящейся станции «Комсомольская», когда местным жителям разрешили пройтись по котловану!

Метро непроизвольно стало музеем
Говорят, столь шикарными стены станций метрополитена получились не согласно изначальному плану, а по стечению обстоятельств. Их должны были покрывать обычной плиткой, однако плиточные заводы оказались загружены заказами. Привезти в столицу мрамор с дальних карьеров (камня было достаточно) оказалось проще.

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Строительные работы более позднего периода.

В молодой пролетарской стране, в которой еще недавно скандировали «Разрушим дворцы!», возведение метрополитена с красивыми и торжественными мраморными станциями граждане восприняли как самое настоящее чудо.

Почему москвичи протестовали против метро, а милиция штрафовала строителей:
Вестибюль станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), 1935 год.

Поначалу в метро спускались как в музей – поглазеть. В первый год лишь несколько процентов москвичей пользовались подземкой как транспортом. В поездах катались по большей части для развлечения. Потребовались месяцы на то, чтобы для москвичей этот «дворец» стал не только музеем.

Источник

См.также:

Московское метро 80 лет назад

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Московское Метро, открытки



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По данным опроса Nokia, проведенного в 13 странах, только 3% пользователей отправляют ненужные телефоны в утиль, 4% - выбрасывают аппараты, 15% - отдают родственникам, 16% - продают, а подавляющее большинство (44%) – хранят их дома. При этом 74% респондентов ...
И снова здравствуйте! Меня по прежнему зовут Анна мне 30 лет и я живу в Москве вместе с Милым N) Я художник, работаю дома и ещё преподаю в детской художественной студии. И как-нибудь я покажу свой обычный московский день, но не сегодня ) А этот Один ...
Впечатление такое, что нужно было любой цен перекрыть дорогу «Левиафану», который был представлен на "Нике" в 11 номинациях. «Трудно быть богом» оказался в нужное время и в нужном месте. Он и собрал основные награды по принципу, «не «Левиафан», ну и ладно…» Итак, Ника 2015. «Левиафан» ...
pretty Сегодня 07:05 ПРОСТО О СЛОЖНОМ Думаю по спинам американских политиков побежал холодный пот, когда они услышали заявление Лаврова во время выступления на проходящих сейчас "Примаковских чтениях". Теперь уже окончательно стало понятно, что замысел коллективного Запада раскрыт и ...
Многие любят ностальгировать по былым временам: мол, пломбир был вкуснее, трава зеленее, люди добрее… Бывает, послушаешь – и кажется, что даже солнце светило ярче. Конечно, это все ...