
Почему младенцы в Средневековом в искусстве выглядят взрослыми и жуткими


Младенцы в средневековом искусстве имеют одну общую черту: они не похожи на младенцев. Вместо этого они напоминают миниатюрные версии мужчин и женщин среднего возраста, иногда с залысинами и крепким телом. Изображения странных, преждевременно состарившихся малышей появлялись на протяжении всего Средневековья и в эпоху Возрождения, когда эта тенденция (к счастью) начала исчезать. О том, что же стало главной причиной столь странного изображения младенцев на старых картинах – далее в статье.
Искусство полно символизма - и эти жуткие младенцы, которые
выглядят так, словно хотят продать чёрту чужую душу - не
исключение. Возможно, такие картины могут показаться странными
современному зрителю, но у художников тех времён были свои взгляды
на этот счёт. Как оказалось, здесь не обошлось без христианской
теологии, средневековой медицины и устаревшей теории о
детстве.
1. Иисус

Симоне Мартини: Мадонна с младенцем, ок. 1326 год. \ Фото:
pinterest.com.
При изображении Иисуса Христа, наиболее часто изображаемого
младенца в средневековом искусстве, художники опирались на
преобладающие христианские верования. В то время церковь верила,
что Христос был, по существу, совершенно сформировавшимся и
неизменным человеком в течение всей своей жизни.
Это означало, что младенец Христос должен был появиться во
взрослой форме, потому что он не должен был изменяться с возрастом.
Церковь не хотела, чтобы Христос был изображён в виде младенца.
Вместо этого они предпочли миниатюрного достаточно взрослого
человека.
2. Христианская церковь

Дуччо ди Буонинсенья: Мадонна Креволе, 1282-84 гг. \ Фото:
wikioo.org.
В эпоху Средневековья частные портреты были редкостью.
Большинство картин с детьми были заказаны христианской церковью, а
это означало то, что сюжеты обычно ограничивались несколькими
библейскими младенцами, включая Иисуса в младенчестве.
Поскольку Иисус был одним из наиболее часто изображаемых
младенцев, то другие малыши в средневековом искусстве, естественно,
начали разделять его черты зрелого человека в теле ребёнка.
3. Теория о гомункуле

Благодатный образ Богоматери с младенцем. \ Фото:
google.com.
Склонность средневековых художников изображать младенцев со
взрослыми чертами отчасти проистекала из теории гомункула, что
означает «маленький человек». Согласно вере, гомункул — это
полностью сформировавшаяся человеческая мысль, существовавшая до
зачатия. Идея впервые возникла, когда алхимик Парацельс использовал
этот термин в своих инструкциях по созданию ребёнка без
оплодотворения или беременности.
Теория гомункула распространилась и на другие дисциплины,
включая теологию, репродуктивную науку и искусство.
4. Средневековое искусство было экспрессионистским

Липпо Мемми: Мадонна с младенцем. \ Фото:
clevelandart.org.
В то время как художники эпохи Возрождения сосредоточились на
реализме, средневековые художники больше интересовались
экспрессионизмом. Профессор истории искусств Мэтью Эверетт как-то
сказал, что странность, которую мы видим в средневековом искусстве,
проистекает из отсутствия интереса к натурализму, и что живописцы
больше склонялись к экспрессионистским условностям.
Средневековым художникам было всё равно, похожи ли младенцы в их
работах на настоящих младенцев. Художники той эпохи были привязаны
к условностям, и стили живописи были в основном единообразны. Во
многих случаях эти условности основывались скорее на религиозной
символике, чем на реальной жизни. Церковь имела определённые
стандарты для изображения Христа в младенчестве, поэтому
большинство художников придерживалось этой традиции.
5. Странные понятия о детстве

Джотто ди Бондоне: Мадонна с младенцем. \ Фото:
wordpress.com.
Средневековые учёные и философы смотрели на маленьких детей
иначе, чем большинство современных родителей. До XVIII века
христианские учения описывали детей как маленьких, неполноценных
взрослых, которых необходимо воспитывать строгой дисциплиной и
уроками морали.
Французский историк Филипп Арье предположил, что средневековые
дети могли рассматриваться как полноценные взрослые с семилетнего
возраста. Церковь считала семь лет «веком разума» - возрастом,
когда ребёнок будет нести ответственность за грехи. Поскольку дети
с самого раннего возраста воспринимались как маленькие взрослые,
соответственно, их таковыми и изображали.
6. Средневековые предрассудки и верования

Джотто ди Бондоне: Мадонна с младенцем, 1320-1330 гг. \
Фото: walmart.com.
Быть родителем в средневековую эпоху было далеко непросто.
Детские смерти происходили регулярно. По некоторым оценкам, около
двадцати процентов детей не дожили до своего первого дня рождения,
двенадцать процентов - в возрасте от одного до четырёх лет и шесть
процентов - в возрасте от пяти до девяти лет. Изображение младенцев
сильными, здоровыми детьми, похожими на взрослых, возможно,
олицетворяло надежды родителей на детей, которые доживут до зрелого
возраста.
7. Пример для подражания

Чимабуэ: Мадонна с младенцем, 1283-1284 гг. \ Фото:
allpainters.ru.
Некоторые эксперты теоретизируют, что средневековые художники
изображали младенцев со взрослыми чертами лица в интересах реальных
детей, которые могли видеть их работы. Сильные, зрелые фигуры,
изображённые на картинах, служили образцами для подражания
средневековым детям, которые, глядя на них, должны были стремиться
к тому, чтобы стать такими же взрослыми, крепкими и сильными, как
взрослые малыши на картине.
8. Репродуктивные идеи

Пьетро Каваллини: Рождение Богородицы. \ Фото:
google.com.
Гомункул был тесно связан с теорией преформизма. Согласно этой
средневековой школе мысли, человеческая жизнь не возникла из
генетических компонентов обоих родителей. Вместо этого полностью
сформировавшийся индивид существовал в одном из родителей до
зачатия. Некоторые теоретики считали, что полностью развитый
человек существует в женщине и требует мужского семени, чтобы
активировать его каким-то химическим способом. Другие утверждали,
что ребёнок существует в семени и был имплантирован в матку. Это
означало, что любой ребёнок мог считаться гомункулом, подобным
младенцу Христу, и, следовательно, мог также изображаться как
взрослый.
9. Быть взрослым с рождения

Хуан Пантоха де ла Крус: Инфанта Анна. \ Фото:
kulturpool.at.
Иисус был не единственным ребёнком, которого изображали с
элементами символики. Средневековые и ренессансные художники также
изображали детей из королевских семей взрослыми, даже в очень юном
возрасте. В таких портретах основное внимание уделялось не их
детству, а аристократическим амбициям, навязанным им. Даже в
детстве их публичные персоны были призваны проецировать качества,
необходимые им как будущим лидерам.
10. Перемены

Андреа Мантенья: Мадонна со спящим ребёнком. \ Фото:
counterlightsrantsandblather1.blogspot.com.
В эпоху Возрождения экономика начала меняться, и в городах по
всей Европе возник процветающий средний класс. Простые люди
наконец-то могли позволить себе заказывать портреты - привилегия,
ранее принадлежавшая церкви и аристократии.
Новый средний класс хотел портреты своих детей, но был
категорически против того, чтобы их изображали стариками. В итоге,
постепенно художники стали отходить от ранее навязанной
средневековой символики, и дети на картинах стали гораздо
симпатичнее.
11. Новое восприятие и взгляды на портрет

Портрет работы Жана Эя: Сюзанна де Бурбон в детстве, ок.
1500 г. \ Фото: thefreelancehistorywriter.com.
Мыслители эпохи Возрождения помогли изменить отношение общества
к детям. Вместо того, чтобы относиться к ним как к маленьким
взрослым, люди стали ценить юношей за их очевидную невинность. Дети
больше не воспринимались как несовершенные существа, нуждающиеся в
исправлении. Вместо этого на них смотрели как на невинных, которые
ничего не знали о грехе. Родители стали ценить детство как
отдельную фазу, отделённую от взрослой жизни.
12. Художественные стили менялись вместе с восприятием Иисуса

Рафаэль Санти: Мадонна Темпи, 1507 год. \ Фото:
wordpress.com.
В эпоху Возрождения, когда общество стало восхищаться детьми и
их врождённой невинностью, церковь также начала почитать детство
Христа. Произведения искусства той эпохи подчёркивали природные
добродетели Иисуса. Богословы и художники стали меньше обращать
внимания на благочестие младенца Христа и больше на его невинность
и отсутствие греха. Эти новые идеи побуждали художников изображать
младенца Христа с более младенческими чертами.
13. Ренессанс

Бернардино Личинио: Портрет Арриго Личинио и его семьи. \
Фото: pinterest.ru.
Ренессанс потряс мир искусства и уничтожил условности, которые
ранее сдерживали художников, открыв новый интерес к реализму и
натурализму. Художники стали осматриваться и изображать то, что они
наблюдали. Они порвали со старыми условностями и рисовали детей
такими, какими они их видели, что привело к появлению
реалистических детей в искусстве.
14. Переворот в мире искусства

Маттиас Стом: Святое Семейство. \ Фото:
laurabenedict.com.
Ренессанс не произвёл революцию в искусстве за один день. Стили
менялись с течением времени, но эти изменения медленно, но широко
распространились по всему миру искусства. Художественные
изображения младенцев постепенно стали меньше походить на стариков,
но чрезвычайно мускулистые дети всё ещё оставались в Ренессансе. С
течением веков художники отказались от средневековых стилей в пользу
ренессансного реализма.
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Мадонна снялась в откровенном наряде и показала шрам на бедре после операции Lenta.ru
- Мадонна оголила живот и показала шрам на бедре РИА НОВОСТИ
- Мадонна в нижнем белье показала шрам на бедре | Журнал GraziaMagazine Grazia
- Мадонна в откровенном наряде показала шрам после операции РЕН ТВ
- Посмотреть в приложении "Google Новости"