Почему мы такие, или истоки русского менталитета

Лично мне представляется наиболее характерной чертой нашей - это вечное противостояние между жизнью по закону и жизнью по справедливости, "по правде", как говорили наши пращуры.
Жить по писаному закону - это выполнять волю совершенно неведомых нам людей, которые, надеюсь, из лучших (ой ли?) побуждений считают, что в данной ситуации надо поступать вот так.
А по справедливости - когда ВСЕ задействованные в ней приходят к согласию, что поступать надо именно так. Чуете разницу?
Скажем, несколько сот лет назад, когда русские медленно, но неуклонно расширяли свое жизненное пространство (при этом не выкашивая под корень местное население, буде оно там попадалось, в отличие сами знаете от кого) пришла группа новых поселенцев в необжитые места. Надо сводить лес. В одиночку и пытаться не стоит - корчевать вековые деревья можно только сообща. Несколько лет совместного (не отсюда ли идут истоки известной склонности к коллективизму?) труда на пределе сил - появилось пригодное для земледелия пространство. Общее, не так ли? Вопрос - как его делить? Отведите глаза от дисплея и подумайте, как бы вы организовали это дело. Посмотрим, насколько понятие о справедливости современного жителя России совпадает с таковым понятием его предков.
Вот как описывает один из вариантов Н.Н.Златовратский.
Представьте себе, что какое-то количество земли отдано в пользование группе людей, не имеющих никакого понятия об общинном владении и вообще не знающих никаких общинных традиций, например группе оставленных за штатом чиновников. Предположим, что эти чиновники сами будут заниматься хлебопашеством, личным, а не наемным трудом. Несомненно, что согласно традициям городской жизни, они разбили бы всю землю тотчас на отдельные участки, по семьям и на каждую семью участок во столько десятин, сколько в семье душ мужского пола.
Эти совершенно отдельные участки отгородили бы один от другого заборами и изгородями; каждый на своем участке поставил бы двор с маленьким домиком, в провинциальном вкусе, и пустил бы во двор зубастых собак.
[как похоже на наши дни, не так ли?:) ] Общую сумму подати они разбили бы на части, пропорционально величине каждого участка.
Затем каждому было бы предоставлено свободно жить за свой собственный страх и риск и на собственную ответственность: одни плодились бы на своем уголке, другие - вымирали; одни богатели, другие беднели; одни исправно выплачивали подати, другие бы подвергались взысканиям, и наконец, аукционной продаже своих участков; чтоб избежать последнего - бедняки должны были бы занимать деньги у более состоятельных, но это не отвратило бы от беды, на следующий год пришлось бы заложить свои участки богатым. В конце концов эта поземельная коммуна превратилась бы в три-четыре больших участка, перешедших в обладание 3-4 разбогатевших собратий.
Прочие 45-50 отставных чиновников с семьями должны будут или поступить в батраки к разбогатевшим собратам, или арендовать у них некогда бывшую собственность, или идти искать заработков на стороне, превратившись в бездомных пролетариев. Таков неизбежный ход такого владения землей, обычно противопоставляемым общинному владению
Русские люди считали подобный ход событий несправедливым и нашли способ ему противостоять.
Но об этом в следующей статье.

|
</> |