Почему мы любим конец света? | Георгий Киреев

Нет ничего более глупого, чем возвращаться к теме недавно пережитого нами конца света. Однако же вполне уместно задуматься над причинами параноидального умопомрачения, охватившего с подачи СМИ чуть ли не весь белый свет.
Недавно я завел разговор на эту тему с моим сыном и услышал от него любопытную версию. По мнению ряда психологов, апокалипсические ожидания порождены тем, что человечество утратило долгосрочные масштабные цели. Такие как построение справедливого общества, прогресс, выход в космос и пр. Причем скорее даже не утратил, а разочаровался в этих целях.
А утратив перспективу, выходящую за рамки личностных устремлений, люди начинают жить так, словно общего завтра не существует и потому они легко воспринимают возможность конца света, который может наступить не только по календарю майя, но и в любой момент.
К тому же отсутствие ощутимого общего смысла жизни делает, в общем-то, бессмысленной и жизнь частную, которая утрачивает ценность и значение как элемент общечеловеческой социальной эволюции. А потому личная неудача (а неудачников, признаться в мире куда больше, чем удовлетворенных жизнью) воспринимается как неудача вселенская, и мысль послать все в тартарары возникает как вполне логичный вывод из вышесказанного.
Вполне возможно, что это так, однако, на мой взгляд, есть еще одна и не менее существенная причина. Апокалипсические настроения стали неизбежным следствием общего культурного тренда, который сформировался в последнее время благодаря средствам массовой информации и, прежде всего, телевидения.
Сегодня масскультура становится все более нацеленной на то, чтобы привлечь к себе внимание и поразить нас. И образно говоря, каждое последующее шоу должно обязательно превосходить предыдущее, чтобы оно было замеченным массовым потребителем зрелищ.
Как следствие этой общей тенденции – повышение порога чувственного восприятия. Нас уже мало чем удивишь и чтобы завоевать внимание аудитории, всякий раз надо использовать новые ухищрения. Это похоже на наркозависимость, когда чтобы получить кайф такой же по силе, как и в предыдущий раз, наркоман должен повышать дозу.
Естественная логика такого культурного тренда ведет к тому, что в нашем восприятии конец света и ассоциируется с неким Абсолютным шоу, которое по силе эмоционального воздействия уже ничем не может быть превзойдено, а потому оно по определению самое крутое, из того, что мы можем увидеть и прочувствовать в этой жизни.
Отсюда и наше стремление стать очевидцами Конца света. Тем более, что смысл существования человечества нами и так и не понят. Да и достойны ли мы вообще его постигнуть?