Почему между трудами Комиссии Наполеона и Говарда Вайса почти нет свидетельств
911tm — 03.09.2024 В 1839 году был снят первый в мире дагерротип пирамиды Хеопса. Акватинт его мы подробно рассматривали здесь. Большая часть пирамиды еще в песке, видны только верхние полсотни рядов блоков. Угол острее обычного. В настоящее время получить такой угол с поверхности плато невозможно,т.к. в 1839 году съемка велась с высоты примерно в половину пирамиды и значительно ближе к ней, чем возможно в настоящее время. Песок еще не был убран и растащен по плато Гиза, ныне ровному как столешница, изначально неровному скалистому.Для полной ясности - сравнение с фото 1890 года аналогичного ракурса.
Крупно ребро.
Учитывая огромную разницу углов съемки, сопадение полное. Низ совпал один в один. Дальше рядков двадцать были выше в 1839 году; или просели в песок еще в первые полвека, или осыпалась большая партия. Дальше вполне сносно накладывается, хотя сильно растут искажения из-за разницы точек съемки на высоте в пол-пирамиды в 1839 году со строительного грунта и с нынешнего уровня в 1890 году.
Далее идем во времени вспять, чтобы закончить съемкой робота 1990 года Южной вентиляционной шахты и открыть еще одну маленькую тайну Великой пирамиды.
*
Этой литографией открыл IV том своего труда The Holy Land : Syria, Idumea, Arabia, Egypt & Nubia выдающийся шотландский художник-документалист и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним историческим местам.
Несомненный деятель создателей истории, популяризатор Сфинкса, якобы писавший его с натуры еще до его достройки в начале 1840-х годов, изобразивший проект колоссов Абу-Симбела еще до откапывания их учеными из песка в 1850-х гoдах и проект жертвенника Траяна на Филе, который вообще был исполнен по-другому, зарисовавший проект и тем фактически сдавший проектировщиков скального города идумеев, набатеев и римлян Петры, сделанного строителями с фатальными недоделками...
За год до первого дагерротипа 1839 года с верхушкой пирамиды Хеопса, большей частью еще заваленной строительным грунтом, Робертс неточно, хоть и близко к правдоподобной передал форму Хеопса и абсолютно фантастично - Хефрена и Микерина, подтвердив, что они еще незаконченные, в грунте, и вершин не видно. Заодно в последний раз показал проект вековой давности с четвертой пирамидой. После него будут уже первые в мире реальные описания и изображения, изданные в 1839-42 годах в трех томах Джоном Перрингом... В Великой пирамиду Робертс не был, либо был, но не изобразил то, что не надлежало показывать.
Ближние планы пирамид и Сфинкса непосредственно на плато Гиза изображал из головы, со многими ошибками; здесь мы смотрели их.
*
В 1837году на Гизе работал генерал-археолог Говард Вайс, издавший книгу об этом в 1840 году. Зарисовок и планов пирамид не делал, занимался внутренним содержанием Великой пирамиды. Камеры, Большая Галерея, шахты вентиляции в его описаниях соответствуют нынешним, готовым. Также он открыл над Камерой Царя сооружение из пяти малых камер, загадочное для египтологов. Считается, что для этого пробил ход с внешней стороны Камеры Царя, взрывая каменные массивы.
*
Далее в свидетельствах о Великой пирамиде имеется большая лакуна. Никто не ходил, не очень-то пускали, пускали, но не содействовали публикациям в египтологических и академических сборниках ненужных фактов... бог весть. Скорее использовалось все понемногу; египтология, без сомнений, пестовалась все тем же цехом создателей истории от истока.
Но в этой лакуне есть маленький чудесный островок. В 1831 году великий русский РТпоэт А.С.Пушкин встречался с другом, египтологом И.А. Гульяновым и нарисовал Великую пирамиду. А листочек, имея основания полагать (ай да сукин сын!), что его бумаги рано или поздно будут взрыты кем положено и кем ни попадя, отдал Гульянову.
Египет интересовал поэта, был представлен в творчестве, поэтому ничего странного вэтой встрече нет. А пирамиды уже тогда считались главной достопримечательностью Египта. Поэт набросал пирамиду близкой к готовности, традиционной "римской" формы пирамиды Цестия, ибо реальной формы ни Гульянов, ни кто-либо еще пока не видел.
Найти какие-то работы Гульянова не удалось. Известно только, что он был оппонентом Шампольона. Наверняка они где-то есть, но не в доступе; в "годы лакуны" те же кураторы египтологии наверняка и решали, какие труды достойны их протекции и внимания потомков, а какие нет.
*
В 1824 году увидела свет книга русского путешественника Кира Ивановича Бронникова, о котором ничего, кроме имени-отчества, не известно, Путешествiе къ святымъ мѣстамъ, находящимся в Европѣ, Азiи и Африкѣ, совершенное въ 1820 и 1821 годахъ . В Египте он был в 1820 году. Ходил с местным проводником в Великую пирамиду (непросто было добраться до входа "фараоновыми горами", раз был нужен проводник; это сейчас они как на втрине). Увидел там вещи, для нас удивительные.
В описании Камеры Царя засвидетельствовал мы видим картину гизких объектов, которую он застал в 1820 году, в том числе удивительное свидетельство о посещении пирамиды Хеопса.
В месте Камеры Царя путешественник увидел "покои изъ мрамора сдѣланные" с гулким эхом, и "естественный свѣтъ проведенъ съ боку". Саркофаг делать еще не начинали.
Что за "покои из мрамора", где гуляет эхо, и может поместиться 40-50 человек?
Почему путь наверх непрямой, а извилистый?
Откуда и какой может быть в центре пирамиды естественный свет проведен сбоку?
Самое интересное, конечно, свет.
Все разъяснится с помощью двух деталей.
Одна - в репортаже новейшего времени из Южной вентиляционной шахты пирамиды. Здесь уже было это, но за огромным объемом информации потерялось без внимания.
Сообщу или напомню, что таких шахт две, из Камеры Царя
и Камеры Царицы. Это прямые отверстия примерно квадратного сечения, со стороной в 20 см. Они отходят от стен камер горизонтально на 1,7 и 1,9 метра, затем поднимаются к внешней поверхности пирамиды под углом 40°.
*
Раз уж речь про дюраль, покажем его еще в одном месте пирамиды Хеопса, где он попал на камеру и в огласку. На съемках робота Upuaut II в южной шахте камеры Царицы не раз попали в объектив клочья дюраля.
Отметим отвратительную ручную мазню при выравнивании стен на втором кадре с дюралем и на других (правильно сделали; это ж не для показа).
Колесо явно не древнеегипетское.
Стержень - часть каркаса в перекрытии (правильно, что сделали монолиты с каркасом, так и надо их делать под мегатонны грунта).
Каркасная структура боковой стенки.
Покажем альт- и традик-ученым, не знающим иных источников знаний, кроме википедии, что дюраль делался в промышленном обьеме еще в 1820-х годах на заводах Германии, в истоке главной вотчины создателей истории, а в лабораторном, соответственно, того раньше. Скринами энциклопедии промышленных знаний, тома V.
Каким образом это было сделано? Швов и стыков не видно на "полу" вентиляционной шахты, на боковинах они изредка встречаются. Это значит, спланировали песок внутри периметра пирамиды от кромки границы блоков на южной грани (и северной в точности так же; шахты идентичны), сделали мощную платформу-дорожку, полложили квадратную алюминиевую трубу, наспех наформовали на решетке остальные стороны. Самым трудным делом, думаю, оказалось вытаскивание дюраля. Легкий, пластичный, очень удобный для формовки металл так же легко мнется и рвется. В конце концов вытащили с помощью каких-нибудь крючьев, шестов и амоновой матери, проволочив и оставив кучку клочьев. А может и не вытащили весь, и кино для общественности обрезано. Так или иначе, мероприятие вылает время создания шахт - 1820-еьгоды, утро эпохи алюминия и "период лакуны" в свидетельствах; и автоматом текущее состояние пирамиды. Возвращаемся к Киру Бронникову, 1820 год. Свет откуда-то сбоку говорит о том, что одна из шахт еще не сделана. Засыплют этот свет, доходящий до подножия склона, поднимающегося от центра пирамиды к текущей границе грани, и погонят периметр из рядочков блоков, формуемых на месте, после того, как сделают шахту. ""Палата" из смеси, похожей на мрамор, с гулким эхом вкупе с непрямым путем означает, что было в проекте более широкое помещение, но решили не излиществовать, его к чертовой Изиде, оставив лишь гранитную Камеру Царя. описанную еще Гривсом в 17 веке. Забракованное помещение находится дальше от входа, т.е. южнее Камеры, ее следовало обходить, поэтому путь непрямой. В саму Камеру зевак не водили. Возможно, формовали саркофаг, возможно, просто закрыли до поры. Цех создателей с удовольствием бы отредактировал книгу Бронникова, но он с очевидностью проворонил ее, что в общем-то неизбежно. Бронникова. Держать в поле зрения египтологов, дабы постараться, чтобы к потомкам попали только нужные их труды - дело хлопотное, но реальное. Следить за зеваками, которым вздумается написать книгу - дело нереальное.
Возвращаемся к Гульянову с Пушкиным. 1831 год. При всей условности рисунка ясно, что верхняя кромка блоков значительно, с огромным запасом поднялась выше точек пересечения линий шахт, идущих от центра пирамиды вверх под углом 40°, с гранями. Это значит, что к 1831 году мероприятие по созданию шахт было полностью закончено.
Поэт вообще был чрезвычайно точен в деталях, и в стихах, и в рисунках. Робкие измышления ученых о том, что это ступенчатая пирамида Снофру в Дохшуре - только робкие измышления.
Вторая деталь - состояние Камеры Царя и сооружение над ней, открытое Говардом Вайсом.
Итак, в 1837 году Говард Вайс, тогда еще полковник, занимался археологическими работами в Великой пирамиде. Вошел в историю как поборник "пороховой археологии". Считается, что пробил взрывами ход с внешней стороны Камеры Царя и благодаря этому открыл так называемые разгрузочные камеры над ее перекрытием.
Вот эти пять, с первой по пятую, считая снизу, от Камеры Царя..
А это причина, вынудившая строителей ставить эту конструкцию, разгрузочную камеру, на Камеру Царя, причем спешно. Вернее, зримое и наглядное проявление этой причины. Трещина в одном из блоков перекрытия Камеры Царя - как она выглядит из первой, нижней разгрузочной камеры. Все 9 блоков-балок потолка треснули пополам и не падают, уверяют ученые, только потому, что имеют очень большую толщину 1,5-2 м и подперты с торцов кладкой пирамиды. Дополним ученых: этого маловато для удержания таких штуковин весом каждая более 60 тонн, Наверняка в каждой еще не одна и не две сквозных железяки. Все вместе блоки перекрытия весят порядка 600 тонн; это вес крупнейшей в мире Александровской колонны, если что. Кладка пирамиды, что-то там удерживающая, т.е.блоки, рассыпающиеся от собственного веса (см. галерею в начале и конце поста) - это даже не смешно.
Трещина разъясняет смысл пятикамерного сооружения; проясняет странности свидетельства Кира Бронникова, одного из крайне редких посетителей пирамиды в 1820-е годы, видевшего вутри пирамиды дневной свет и Камеру, мало похожую на нынешнюю - приводилось тут; а заодно отправляет в утиль легенду о "пороховой археологии" - отличное прикрытие Говарда Вайса.
Центровое помещение пирамиды наверняка планировалось пошире нынешней комнатули 5 на 10 метров, может даже в пплане был и небольшой зал с колонной-тумбой посеред, даже начинали делать что-то пошире, но вопрос перекрытий сильно ограничил в возможностях. Выдерживать мега-давление песка тела пирамиды излине широкие плиты гранита и искусственного гранита не спсобны. Ограничились тем, что мы видим сейчас. И когда работа, казалось, вышла на финишную прямую, досыпание оставшейся части пирамиды песком штурмовыми темпами и обкладывание оставшегося периметра блоками, формованными на месте, появились трещины балок потолка. Пришлось еще более аврально снимать песок, который успели насыпать, и ставить вот эту компрессионную, разгрузочную, лифтовую, еще всякую разную в версиях египтологов камеру. После чего возобновлять засыпку с чистой совестью. Если теперь мега-давление и начнет рушить сооружение, то очень далеко не сразу, и у хранителей истории будет и время, и возможность проложить эти номерные камеры хоть стальными рельсами, чтобы спасти объект для человечества. Весь и смысл.
Ну а то, что взрывать что-либо в конструкции, находящейся под чудовищным давлением - это значит пустить псу под хвост два с половиной века трудов над внутренними помещениями пирамиды, должно быть понятно не только любому полковнику, но и его коню. Разумеется, Говард Вайс ничего не взрывал, а аккуратно выбрал песок и камни для лаза к этому пятикамерному защитному сооружению, воспользовавшись, судя по всему, стеной предыдущего, неудачного помещения.
Собственно, вся тайна о которой хотелось рассказать.
Да, еще попеняем английскому археологу за то, что не все нужное сделал в Большой Галерее. Вот в этом это тоннеле длиной 47,84 м, шириной 2,09 м, с уникальным сужающимся ступенчатым сводом высотой 8,74 м, который только и способен держать мегатонны насыпанного сверху песка, составляющего тело пирамиды. При посещении Гривса в 1639 году свода еще не было, он зафиксировал только коридор - см. еще раз ссылку. Делали свод в том же XVII веке после него. В стенах Галереи торчат, смущая историков, сквозные вмурованные чугунные скобы оснастки, которой делался свод. Говард Вайс, подчищая огрехи строителей в 1837 году, не догадался их срезать и замазать, а после него, когда пирамида стала объектом всеобщего доступа, никто не решился это сделать.
Ума и здоровья.
Другие материалы по созданию истории
До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.
|
</> |