Почему люди на старинных картинах кажутся нам некрасивыми
nathoncharova — 29.01.2024Многие обращают внимание, что на старинных портретах, чаще всего, изображены не слишком привлекательные люди. Чаще всего это объясняют тем, что сегодня действуют совсем другие стандарты красоты. Насколько справедливо это утверждение и почему нам не нравятся лица людей на картинах, в том числе считающихся шедеврами?
Начнем с того, что портрет, написанный настоящим художником, даже сегодня удовольствие не из дешевых. 300-500 лет назад позволить себе заказать свое изображение могли только аристократы. Поэтому большинство портретов, дошедших до нашего времени — это короли, графы и прочие высокородные дворяне.
Среди этих людей и на самом деле было немного писанных красавцев. Всему виной кровосмешение, приводившее к вырождению знати и отражавшееся как на здоровье, так и на внешности. Отличным примером может стать испанский король Карл II Зачарованный из династии Габсбургов. Монарх был не только уродлив, но еще и страдал от целого букета психических расстройств и физических недугов. А все потому, что браки Габсбурги заключали со своими родственниками.
А вот стандарты красоты в Средние века и Новое время и сейчас отличались не сильно. Да, в те времена предпочитали полных женщин, так как округлые формы считались хорошей предпосылкой для материнства. Загар был признаком простолюдинов, работающих в поле, поэтому столетиями в моде была благородная бледность. Также аристократичной считали высокую линию роста волос, из-за чего женщинам нередко выбривали их повыше надо лбом.
Средневековый фотошоп
Также нужно помнить, что в старину живопись была своеобразным фотошопом. Живописцы часто льстили своим клиентам, чтобы те хорошо платили. Например, в средневековье очень немногих мужчин не украшали шрамы на лице. На парадных портретах изображать их было не принято. Вообще, из-за желания приукрасить, часто бывали перегибы, которые сегодня выглядят странно.
Брутальным бородатым герцогам пририсовывали нежные руки арфисток, рыцарям розовые младенческие губы, а тощим принцессам — арбузные груди и пухлые щеки. Все это могло нравиться придворным льстецам, но сегодня выглядит странно и безобразно.
Ну и еще один важный момент. Рисовали в Средние века откровенно плохо. Искусства достигли своего апогея в античный период истории. Посмотрите на погребальные портреты из Фаюма и все станет ясно. Затем, с приходом христианства, красоту стали признавать неприличной и даже греховной. Натуралистичность живописи была позабыта и в эпоху Ренессанса все пришлось начинать сначала. При этом очень долго на портретную живопись влияло религиозное искусство, например, иконопись.
Поэтому, можно сказать, что уровня древнегреческих мастеров удалось достичь только к 19 столетию. Как раз портреты этой эпохи нам кажутся уже вполне реалистичными и красивыми.
источник
|
</> |