рейтинг блогов

Почему корова не взлетела

топ 100 блогов vikond6513.03.2019 Почему корова не взлетела

103 года назад, 13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" - самый крупный летательный аппарат, построенный в Российской Империи. К сожалению, конструкция его была неудачной, а судьба - незавидной. Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять сумку, в которой была заключена "вся тяжесть земная".

Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.

Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом. Однако даже самый престижный диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом верхнего крыла в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.

Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях эти кожаные ремни постоянно растягивались, рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу усилий от моторов к пропеллерам. Таким образом, реальная мощность силовой установки была даже не 400 сил, а гораздо меньше.

Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину.
«Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет.
И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".


Горшков оказался прав. Все дальнейшие попытки взлета выглядели точно так же, поскольку энерговооруженность аэроплана была слишком мала. История закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто разобрали и оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.

Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной, чем участь его детища. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии следствия, его убила из ревности бывшая любовница, некая Ксения Троц.

К сказанному можно добавить, что размещение двигателей тяжелых многомоторных самолетов внутри фюзеляжа широко практиковали немецкие авиаконструкторы времен Первой мировой войны. По этой схеме строились бомбардировщики фирм DFW, "Линке-Хоффман" и "Сименс-Шуккерт", а также австрийские прототипы Рихарда фон Мизеса. Она позволяла обслуживать, а при необходимости - ремонтировать двигатели в полете, что при относительно низкой надежности тогдашних моторов было важным преимуществом. Кроме того, за счет отсутствия мотогондол получался выигрыш в аэродинамике.

Однако ни на одной из этих машин не применялись ременные передачи. Немцы понимали, что ремни годятся только для мотоциклов, заводских станков и сельских локомобилей, а для агрегатов мощностью в сотни лошадиных сил они абсолютно неприемлемы. На всех германских бомбардировщиках с центральной силовой установкой стояли шестеренчатые редукторы и карданные валы. Конечно, они были гораздо сложнее, тяжелее и дороже, чем ремни с деревянными шкивами, но зато они обеспечивали нормальную передачу мощности к винтам.

Поэтому немецкие бомбардировщики подобной схемы нормально летали, а некоторые из них даже применялись на фронте, в частности, "Сименс-Шуккерты" в 1917 году бомбили Ригу.
На заставке - Слесарев возле "Святогора" и сам былинный Святогор, пытающийся поднять неподъемную суму, которая его сгубила.

Почему корова не взлетела

Почему корова не взлетела
"Святогор" на Комендантском аэродроме Петрограда летом 1916 года.

Почему корова не взлетела
Чертежи "Святогора".

Почему корова не взлетела
Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе В.А. Лебедева.

Почему корова не взлетела
Передняя часть "Святогора" вблизи. Размеры машины впечатляют.

Почему корова не взлетела
"Святогор" в ходе разборки после аварии. Консоли крыльев и винты уже демонтированы. Хорошо видна сломанная тележка шасси (хотя, при таких размерах ее уместнее назвать "телегой"), а также - шкив и ремень трансмиссии.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
...как в рамках северного, так и всякого чтения книг и смотрения фильмов. Немного сурового северного Севера: Уронили Гришку на пол, Поломали Гришке лапы. Все равно его не брошу Потому что он за Императора! Из показаний Медеи Бетанкор ...
Еще не пятница, но все равно - пусть будет. :-) ...
У Вацапа есть рядом со строкой ввода текста микрофон - нажав его, можно записать звук и отправить абоненту. Но если вы встанете на строку ввода и вызовете клавиатуру, под этим микрофоном на клаве будет маленькое чёрненькое изображение микрофона. Попробуйте нажать на этот маленький ...
 в разные годы, сталинским режимом в Москве было расстреляно 34 человека. Всего, за период 1921 – 1953 годы в Москве было уничтожено 11798 ни в чем неповинных граждан. Люди, которых казнили в этот день по вымышленным обвинениям, жили рядом с вами. ...
Тут, говорят, сразу после годовщины протеста состоялась годовщина футбольных погромов – чуть не пропустила. Странно, что так быстро все забылось. Что бы там ни говорили о «привычке митинговать», эта привычка так и не сформировалась – спасибо ...