Почему из «Служебного романа» убрали мужа секретарши Верочки, какие ещё сцены


Кажется, всенародно любимый фильм «Служебный роман» уже не принесет нам никаких сюрпризов: мы давно выучили его наизусть. Однако многие зрители и не подозревают, что их лишили чуть ли не половины удовольствия. Картина могла быть почти вдвое длиннее, если бы киношное начальство не настояло на строгом регламенте: все отснятые сцены Эльдару Рязанову нужно было уместить в две серии. Так, например, пришлось убрать целую историю взаимоотношений секретарши Верочки и ее мужа, а еще – головокружительную сцену погони Бубликова за Шурой, объявившей его умершим.
Гимнастика в офисе
Увлекшись съемками, которые приносили ему истинное наслаждение,
Эльдар Рязанов и сам не заметил, как получилось чуть ли не пять
часов экранного времени. Оставить все эпизоды было невозможно:
двухсерийный фильм длится намного короче. Пришлось взять ножницы и
заняться сокращением.
Например, в окончательную версию не вошла производственная
гимнастика, которой занимаются сотрудники статистического
управления. В Советском Союзе долгое время такая гимнастика была
обязательной и на рабочих местах, и в школах, и в институтах: чтобы
сохранить здоровье граждан, особенно ведущих малоподвижный образ
жизни, из буквально заставляли выполнять физические упражнения.
Легко догадаться, что энтузиазма это начинание не вызвало:
попробуйте делать махи ногами или наклоны, когда на вас неудобная
узкая юбка! Поэтому обычно к производственной гимнастике
относились, как к досадной необходимости, упражнения выполняли вяло
и без «огонька».
Муж Верочки

Александр Фатюшин в роли мужа Верочки./Фото: кадр из фильма "Служебный роман"
В сценарии фильма была целая сюжетная линия о секретарше Верочке
и ее муже. Сначала в роли мужа Рязанов планировал снять известного
комедийного актера Михаила Светина, который разъезжает по улицам
столицы на мотоцикле, в кожаной куртке, как заправский байкер. Это
наверняка выглядело смешно.
Но после нескольких отснятых эпизодов режиссер решил заменить
актера. Теперь мужа Верочки играл Александр Фатюшин – зрители
помнят его как неудачливого спившегося хоккеиста в фильме «Москва
слезам не верит». Через весь «Служебный роман» проходили сцены их с
Верочкой ссор и примирений: герой Фатюшина, тоже сотрудник
статистического управления, врывался к ней в приемную для выяснения
отношений, поджидал у входа после работы, чтобы отвезти домой на
мотоцикле… Кстати, и производственную гимнастику они выполняли
рядом, успевая между делом поговорить о своем.

Лия Ахеджакова в роли Веры./Фото: кадр из фильма "Служебный роман"
Неизвестно, остался бы муж Веры в окончательной версии, если бы Фатюшину на репетиции в театре не нанесли тяжелую травму глаза. Пришлось долго лечиться, о съемках не могло быть и речи. В фильм вошли лишь пара эпизодов с участием Фатюшина: в числе коллег он провожает удивленным взглядом «воскресшего» Бубликова, а потом восхищенно смотрит на нарядную «мымру».
Погоня Бубликова

Фото: кадр из фильма "Служебный роман"
Кстати, и эпизод с неожиданным «воскрешением» Бубликова был гораздо длиннее: возмущенный «покойник», пылая жаждой мести, гнался за чересчур активной Шурой, поспешившей собрать деньги на его похороны и установить портрет с траурной лентой и венком. Рассказывают, что перед съемкой этой сцены по совету Рязанова актриса Людмила Иванова, игравшая Шуру, внезапно закричала: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» Растерявшийся Петр Щербаков в образе Бубликова принялся неловко раскланиваться и бормотать: «Спасибо, спасибо за все, дорогие товарищи!» Получилось, вероятно, очень смешно.
Подруга Верочки

Фото: кадр из фильма "Служебный роман"
Большое место в картине занимала и подруга Верочки – Алена: они то и дело болтали на рабочем месте, делясь переживаниями и секретами. В итоге Алена осталась лишь в сцене, когда любопытная и болтливая секретарша сообщает ей по телефону тайну Оленьки Рыжовой, влюбленной в Самохвалова.
Настойчивость Рыжовой

Оленька на глазах у всех флиртует с Самохваловым./Фото: кадр из фильма "Служебный роман"
До сих пор поклонники «Служебного романа» спорят о том, имел ли право Самохвалов обнародовать нежные письма Оленьки Рыжовой. Если бы защитники Оли увидели полную версию фильма – возможно, они перестали бы так рьяно заступаться за героиню. В вырезанных сценах она не только постоянно преследует предмет своих воздыханий, - даже у него дома, где присутствует и жена, и множество гостей, Оля не сводит с него влюбленных глаз. Мало того – Рыжова, забыв всяческие границы, приглашает бывшего возлюбленного на автобусную экскурсию по городам России, в надежде, что вдали от дома между ними вспыхнут былые чувства. Самохвалов, со свойственной ему деликатностью и юмором, отказывается, говоря: «Мы с тобой в таком возрасте, Оленька, что нас уже лучше лишний раз не трясти».
Протараненный киоск

Самохвалов умел водить машину, а Басилашвили - нет./Фото: кадр из фильма "Служебный роман"
На съемках «Служебного романа» Олег Басилашвили в роли
Самохвалова впервые в жизни сел за руль. Его герой хвастается перед
неудачником Новосельцевым новеньким автомобилем и везет его
кататься. Артиста быстро научили нажимать нужные кнопки и рычаги,
но что-то пошло не так, и Басилашвили с разгону врезался в киоск
«Союзпечати» и чуть не разбил дорогую камеру, которой работал
оператор. Потом выяснилось, что Басилашвили перепутал педали газа и
тормоза. Его могли лишить премии, чтобы возместить убытки, - но не
стали этого делать. Актер получил и гонорар за съемки, и
Государственную премию СССР, ведь фильм получился очень удачным,
его сразу полюбили зрители.
Конечно, жаль, что мы никогда не увидим полную версию, снятую
Эльдаром Рязановым. Кстати, раскроем еще один секрет: во время
работы над «Служебным романом» Рязанов, как он потом сам
признавался, находился в состоянии влюбленности, возможно, именно
поэтому фильм получился таким проникновенным, нежным и
лирическим.
|
</> |