Почему исчезли с экранов люди труда? | Клуб интеллектуалов
Сообщество «Клуб интеллектуалов» — 17.09.2012Советские романы о нелегком, но вдохновенном труде шахтеров, металлургов и т. д. у самих объектов живописания зачастую вызывали не гордость, а злобу. Злобу на авторов, которые, со стороны глядя на тяжелый труд, живописуют его с умилением как "дело чести, доблести и геройства",как веселую игру. Правда, советские трудящиеся в газетах требовали от писателей и киношников произведений «про термистов, деревообделочников, химиков, парикмахеров». И такие романы и фильмы создавались - "социальный заказ"!..
Однако, когда разрешили снимать фильмы «про кого хочешь», российский рынок (т. е. российский зритель) потребовал «про спортсменов, олигархов, бандитов, ментов, звезд эстрады, журналистов». Про тех, кто наполненно живет на прибавочный продукт, а не тех, кто его скучно создает. Герои производства – ковбои, фермеры, моряки, занимавшие видное место в литературе XXвека, окончательно ушли из литературы и кинематографа, их место заняли герои Потребления, Игры, Развлечения.
Оказалось, простые люди вместе с их трудовыми
буднями никому не интересны. И прежде всего не интересны самим
себе. Людям труда интересны люди ИГРЫ.
Правда, литература и искусство суть игра по самой своей природе. По правилам этой игры, мы забываем, что Андрей Болконский и Наташа Ростова суть НИКТО, выдуманные персонажи, и начинаем сопереживать, «сомыслить», словно они наши добрые друзья.
Но мыслить и переживать – это все-таки труд. На наших глазах литература становится игрой в квадрате. Мы и так знаем, что литература – это не жизнь. Нам это всячески подчеркивают, чтобы мы, не дай Бог, не увлеклись, не отнеслись к печатному тексту всерьез.
Криминальное чтиво и дамские романы избавляют читателя, способного сопереживать, от труда мысли. «Экспериментальная» проза и соответствующая поэзия избавляют читателя, способного мыслить, от труда сопереживания.