рейтинг блогов

Почему герои картины Перова пьяны?

топ 100 блогов elika03.08.2023 (без названия)Утренняя живолисть
«Сельский крестный ход на Пасху» — одна из самых неоднозначных работ Василия Перова. В своё время она вызвала бурю негодования не только среди служителей церкви, но и среди художников. Павлу Третьякову поначалу даже пришлось снять картину с экспозиции.

Почему герои картины Перова пьяны? photo_2023-08-02_18-17-10.jpgНа картине мы видим эпизод одного из самых почитаемых церковных праздников — Пасхи. Как можно понять из названия работы, здесь изображён крестный ход, вот только выглядит он довольно странно.

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год

Его участники настолько пьяны, что часть их даже не в состоянии передвигаться. Сам батюшка еле-еле стоит на ногах и не может спуститься с лестницы. Рядом с ним лежит дьячок с кадилом, пытаясь встать. Cтарик несёт икону ликом вниз, даже не замечая этого. А в центре изображения шествуют зажиточные крестьяне: на них хорошая одежда и сапоги. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что все эти люди выходят вовсе не из церкви, как это принято на крестный ход, а из жилого дома. Да и время на картине не ночное, а вечернее. Почему же так получилось?

А дело в том, что Перов изобразил не тот крестный ход, который происходит в нашем обычном понимании. Мы знаем, что крестный ход, как правило, представляет собой шествие, которое проводится вокруг церкви в полночь. Однако в то время обычаи отличались от современных. С целью подзаработать священнослужители придумали так называемое «славление на Пасху», в ходе которого участники крестного хода заходили в каждый дом и исполняли церковные песнопения. Считалось, что такой обряд должен хорошо восприниматься крестьянами, поскольку их благословляют и желают им удачного года. Хозяева домов должны были благодарить поющих деньгами или другими полезными дарами. Однако во время Пасхи на дворе стояла весна — время, когда все запасы уже закончились, последние деньги истрачены, а нового урожая ещё ждать и ждать. Вот поэтому крестьяне справедливо считали такие посещения обдираловкой и вовсе не радовались им, а иногда и вовсе прятались у соседей. Те же, кто принимал у себя участников крестного хода, старались дать им какую-нибудь мелочь или просто налить стакан спиртного. Учитывая, что процессия обходила несколько селений и сотни домов, несложно догадаться, в каком состоянии находились её участники.

Вот именно такой крестный ход и изобразил на своей картине Василий Перов. Он вовсе не хотел высмеять церковные обычаи, а лишь показал реалии, в которых вынуждены были существовать люди того времени. Да, батюшка пьян, но ведь он уже обошёл столько домов, где ему наливали. Хотя, конечно, он мог бы и не пить столько или не пить вообще. Возможно, дом, который изобразил Перов — это деревенский кабак, который в то время ничем не отличался от простого жилища. Именно поэтому мы и видим лежащих под ним людей. Кабатчик ведь запросто мог обильно угостить всех спиртным, что и привело к такому плачевному результату.

Реакция общественности на картину была неоднозначной. Например, критик Стасов назвал работу искренней и правдивой, отметив, что она передаёт реальные типы людей. А вот художник Василий Худяков был очень возмущён и даже написал гневное письмо Павлу Третьякову, купившему «Сельский крестный ход»: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина [«Попы»] была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Художник Михаил Микешин тоже утверждал, что картина убивает высокое искусство и показывает непроглядную правду жизни.

Однако плохие отзывы не сломили Перова, и он продолжил писать картины о тяжёлой крестьянской судьбе, не забывая и критиковать духовенство. В 1862 году он создал картину под названием «Чаепитие в Мытищах», которая противопоставляла тучного монаха-чревоугодника и хромого инвалида войны с мальчиком-поводырём:
Почему герои картины Перова пьяны?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Jan. 14th, 2009. знаете ли вы что такое любовь?. да. то есть сам я не пробовал, но общее ...
Мировоззрение очень многих представителей интеллектуальной элиты отмечено печатью глубокой безысходности и цинизма. Цинизма, доходящего порой до разъедающей душу злобы, даже жестокости. Эти интеллектуалы отрицают возможность совершенствования человека и общества. Отказываются видеть ...
Очень странная книга. Необычная смесь постапокалиптической фантастики и фэнтези. Мир, в котором 9/10 населения выкосила "чума" (точнее, эпидемии вызванные взбесившимися дрожжами), а главный герой живет в огромном подземном бункере, построенном когда-то на случай ядерной войны - и тут же ...
«Митя был счастлив, горд и отчасти подавлен результатом,  как художник, нечаянно создавший шедевр  вместо запланированной этюдной зарисовки» Макс Ф ...
Британский фотограф Дэвид Херн начал свою карьеру военным фотографом во время Венгерского восстания 1956 года, но это стало его единственным боевым выездом. С камерой в руках он просто наблюдает за жизнью и людьми, снимая прохожих на улицах и знаменитостей в студиях. За катом два ...