
Почему фотография торкает?

Сам фотограф, чаще всего, не в состоянии предвидеть реакцию публики на свое произведение. За снимком кроется история, условия и трудности съемки — проблемы, которые зрителю не только неизвестны, но даже и абсолютно неинтересны. Зритель имеет дело с финальной картинкой как с данностью, но автор уже никогда не сможет абстрагироваться от ее происхождения.
Вот почему мудрые люди выкладывают свои снимки в режиме блога на активно посещаемые ресурсы типа фотосайта и девианарта с одной простой целью: узнать, торкает картинка публику или нет.
Однако, нет правил для создания торкающей картинки. Парадокс усугубляется тем, что главная задача любой фотографии — это именно торкать.
Снимок может быть технически совершенным, сочетать в себе прекрасную модель, безупречную работу со светом, шикарную композицию, учитывать расположение световых пятен — но при этом быть совершенно неинтересеным зрителю, скучным. Тем не менее, никакие нарушения правил, никакая оригинальность или сверх-крутая концепция также ничего не гарантируют. Снимок, от которого миллионы людей не в состоянии отвести взляд, может формально ничего из себя не представлять или содержать моменты, которые обычно отталкивают зрителя.
Настоящую фотографию — далекую от ремесла, фотографию, возвысившуюся до произведения искусства — невозможно разложить по полочкам, невозможно полностью объяснить и воспроизвести.
Я мог показать бы вам снимки, изменившие историю, или фото, ослепляющие своей красотой. Но этот путь мне кажется банальным и непродуктивным. Гораздо любопытнее рассмотреть примеры, когда фотография получается не благодаря историческим событиям, знаменитостям в кадре или другим проявлениям благосклонности судьбы, а будто бы вопреки условиям съемки. Не зря же сказала Анна Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…"
Перед вами — подборка редких фотографий Хельмута Ньютона, сделанных им в разное время для журнала Playboy. Я умышленно выбрал фотографа, авторитет которого непререкаем. Все снимки отсканированы мной из книги Playboy Helmut Newton, 2005.

Helmut Newton, 200 motels, 1975
Итак, что мы видим на первой иллюстрации? — Фотографию, которая полностью не соответствует формату Playboy и ни при каких условиях не могла бы быть напечатана в российской версии журнала. Модель сидит на телевизоре, откровенно раздвинув ноги (это Kristine De Bell ставшая в результате довольно известной кино-актрисой). "Врата блаженства" являются центром композиции. Эта центральность иронично подчеркивается телевизионным экраном, изображающим мишень, яблочко которой четко совпадает по вертикали центром нашего взгляда. Все линии пересекаются там: край шторы, тень и, естественно, ноги, направленные коленями в углы снимка. Наконец, свет поставлен так, чтобы осветить "мишень" модели, даже ценой некрасивой тени от носа. Эротичность сцены усиливается тем, что модель одета в платье, обута в босоножки и держит в руках сигарету. Детали интерьера указывают на дешевый мотель. Только в самый последний момент замечаешь, что девушка смотрит прямо в глаза фотографу.
Итак, что мы имеет с технической стороны дела? Снимок в стиле

Helmut Newton Playmates, 1987
Следующим снимком я хочу всего лишь показать, что описанные выше приемы являются для автора осознанными: проходит 12 лет и он снова делает для Playboy фотографию с телевизором, расставленными ногами и этой ужасной тенью от носа. Модель снова смотрит прямо на нас из интерьера, создающего атмосферу распутности. Зритель-мужчина даже как бы видит себя в телевизоре. Плюс ко всему автор нагло отрезает у девушки ступни ног (я специально отсканировал нижний край листа книги так, чтобы вы убедились в этом).
"Неряшливый свет"?! У меня есть снимок-руководство по неправильному свету.

Helmut Newton, Physiques, 1976
Видите, что делает Ньютон? Он направляет жесткий свет не на лицо, а на грудь модели, к тому же яростно бликующей из-за того, что она обильно намазана маслом. Но это не все: фотограф встает позади источника света, размещает его в центре кадра, а студийную стойку зрительно втыкает модели сами видите куда.
И снова у меня есть доказательство того, что художественный прием, воспринимаемый нами как ошибка, является не случайным, а наоборот, хорошо продуманным методом, хранящимся в боевом арсенале фотографа.

Helmut Newton, At your service, 1993
Проходит 17 лет, и снова Ньютон светит вспышкой прямо в грудь модели (
Показав все это
Вы не можете просто взять и начать игнорировать правила. Никто вас не поймет и не оценит. Для того, чтобы удивить, нужно сначала обмануть — показать зрителю, что вы якобы собираетесь идти по известному всем пути. Но как только зритель поверит вам, вы должны с этого пути свернуть. Вот почему говорят, что для того, чтобы нарушать правила, нужно для начала их знать и уметь им следовать.
Замеченное у Ньютона, однако, все же не является рецептом по созданию фотографий, которые торкают. Магия на снимках возникнет только тогда, когда у вас в душе созрело некое высказывание, которые вы готовы преподнести зрителю. Если же вам нечего выразить, то фотография так и останется лишь суммой технических приемов, среди которых могут быть и "запрещенные".
Мы прощаем картинке любые фотографические ошибки при условии, что она торкает. В противном случае, мы начинаем их искать, чтобы объяснить почему не произошло чуда.
Продолжается запись на курсы по фотографии, основанные на съемке ню. Начало 15 сентября, Петербург.
|
</> |