Почему евреи не дают евреям в долг под проценты?
astrik33 — 14.11.2020
«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни
чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу (гою)
отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост»… (Второзаконие,
23:19-20)»
Согласитесь звучит как то не совсем справедливо по
отношению к другим народам. Давайте попробуем разобраться в чем же
суть такой избирательности евреев и почему же все таки религиозные
евреи не дают в долг под проценты.
По закону Торы еврею запрещается давать в долг под проценты (в
рост) другому еврею, или брать у еврея в долг под проценты. Но
разрешается давать под проценты нееврею и брать у нееврея под
проценты.
1. Так в чём несправедливость или дискриминация? Еврей может
дать в рост нееврею, и по тому же закону нееврей может дать в рост
еврею (или наоборот) — никакой дискриминации или
несправедливости.
2. Разве давать в долг под проценты это зло? Представьте себе,
кто-то хочет и может открыть предприятие, а денег нет. У другого
есть деньги, но предприятие открыть не может. И вот первый берёт у
второго долг под проценты, создаёт предприятие, производит
продукцию, продаёт, зарабатывает деньги, возвращает долг и
проценты. В результате первый получает предприятие, второй получает
заработок проценты, люди наслаждаются продукцией. Разве это плохо?
Без этого ни у тех и не у других ничего не будет. В этом случае
долг под проценты это благо.
Или у кого-то нет возможности купить квартиру. Он берёт
ипотеку под проценты на 20 лет, приобретает квартиру. Правильно что
в конечном счёте платит намного больше чем она стоит. Но без
ипотеки у него вообще не было бы своего дома. А так у него есть
свой дом, банк получает заработок, даёт работу другим, выдаёт
ипотеку ещё кому либо и те тоже приобретают свой дом.
А вы скажете:
Это не справедливо. Сумма которую человек взял, больше чем
сумма которую он вернул. Но ведь он держал у себя эту сумму какое
то время. Человек берёт напрокат инструмент для работы, которая
приносит ему прибыль или другую пользу. Разве не должен заплатить
за аренду? Деньги тоже инструмент, и приносит прибыль или другую
пользу, если ими правильно пользоваться.
Почему это плохо? Вся экономика строится на этом. Именно в
этом суть банковской системы, то что позволяет создать всё то
изобилие в мире, которым мы пользуемся повседневно. Долг под
проценты это такой инструмент, который позволяет сделать много
хорошего.
С другой стороны всякий инструмент может принести вред, если
им неправильно пользоваться. Например, ножницами можно шить одежду,
а можно ими также порезаться. Ножницами кто-то может ранить
другого. Разве здесь ножницы виноваты? Ножницы это всего лишь
инструмент.
Если занимать деньги с неразумными процентами, или брать на
себя неразумные риски, можно проиграть. Если занимать деньги
непонятно у кого, можно стать жертвой обмана или грабежа. Но
причина этому не проценты — это всего лишь инструмент — а люди
которые их таким образом используют.
Тогда вы спросите, если всё так прекрасно, почему еврею
запрещается давать долг в рост другому еврею?
Вс-вышний дал евреям определённую миссию, которая включает в
себя различные заповеди. И в рамках этой миссии от еврейского
народа требуется единство народа. То есть требуется чтобы они были
как одна семья. А в семье отношения другие. Отец сыну и брат брату
не даст деньги под проценты. Даже когда это обоим выгодно. И
молоток не даст в аренду, а только бесплатно. В этом проявляются
его родственные чувства.
Так что, если один еврей даёт (или берёт) проценты у другого
еврея, значит между ними нет тех близких отношений, а это нарушает
принцип единства народа (как одной семьи). И тем самым нарушают
свою миссию.
Получается, что евреи в своей среде лишаются такого полезного
инструмента как долг под проценты. Однако они между собой заменили
его другим видом долга, в котором, с одной стороны, нет процентов,
но с другой выполняет ту же функцию.
Источник: zen.yandex.ru/t/захарья_мататьяу
Оригинал взят у
komodo74 в
Почему евреи не дают евреям в долг под проценты?