Почему дети не любят читать

топ 100 блогов begamot_7427.09.2015 Общаясь с преподавателями современной школы, много размышлял о том, почему большинству детей нынче не интересно читать. А на мысль написать этот текст меня натолкнула запись учителя в тетради пятиклассника. "Не отображены вариантные фонемы!"  Не больше не меньше, а фонемы! И написано это не студенту лингвисту, а обыкновенному мальчугану начала средних классов, который на самом деле даже не знает, что такое фонемы, морфемы и пр.

Нет, ему конечно что-то объясняли на уроках, но под гнетом массива прочей школьной информации он просто забыл (но не понял), и воспринимает фонемы за абстрактную данность. Неизвестное свойство или предмет, которые нужно отметить путем угадывания. Именно угадывания, ведь современная школа в сознании школьника нынче построена на приемах угадывания. Создатели образовательных программ конечно напирали на развитие элементов логики (из вариантов нужно отобрать то, что логически больше вписывается в общий ритм), но в итоге превратили весь процесс в угадывание.


Современный среднестатистический школьник не любит вникать и разбираться. Потому что современный учитель не учит этому (только на платных факультативах и с помощью платного репетиторства), а современные родители, обученные современными учителями, сами теряются и ничем помочь своему ребенку не могут.

Все они (и ученики и учителя и дети) - заложники современной системы образования, которая создает мусорные программы обучения. Более того, даже те родители, которые прошли классическую советскую школу обучения, теряются в этой абракадабре, ведь алгоритмы решения задачи, которые им известны, не совпадают с теми, которые требуются использовать ученику при решении. А у ребенка и вовсе пропадает исследовательский интерес - если написано что-то непонятное, в котором даже родители разобраться не могут - проще попытаться угадать и тут есть шанс попасть в точку.

Пропал интерес в одном предмете, который толком не объяснили, пропал интерес к другому предмету, зачем тогда вообще читать и вникать, если все, с чем сталкивается обычный школьник в обучении - непонятно и выглядит враждебно?  Да и зачем это нужно, если принципы ЕГЭ основаны на угадывании? И литература тоже становится обыкновенным предметом обыкновенного образования, зерна которого не заронили в душу. Тексты умирают на глазах, кроме рациональности, в них нет иного смысла.

Книга как источник знаний - уходит в прошлое. Сейчас знания черпают в Интернете. Если раньше библиотека и книги являлись кладезью знаний и мудрости, сейчас в пару кликов компьютерной мыши можно отыскать необходимое в Сети. Нет никакой гарантии, что найденные знания будут верны. Наглядное тому подтверждение - приписывание всякой галиматьи к якобы изречениям литературных классиков.
Почему дети не любят читать
Но сами участники поиска об этом не знают, они воспринимают на веру то, что им предлагают в качестве ответа. Ведь для того, чтобы знать - нужно хотя бы приблизительно разбираться в предмете, а разбираться никто нынче не хочет.

Само отношение к чтению изменилось. Чтение превратилось из элемента культуры в обязательную посильную обязанность, обязательное умение, распознавание цивилизационных кодов. Литература утрачивает полезную функцию, несущую познание мира. Мир познания сейчас прост. Есть глубокие знания для избранных и есть поверхностные знания, щедро сдобренные мифологией и наукоемкими, но необъяснимыми терминами, для всех остальных.

Сбылась мечта телеоператора Рудольфа-Родиона из кинофильма "Москва слезам не верит" - телевидение (кино, компьютерные игры и интернет иже с ними ) не просто заменили собой все, более того, они заменили собой модулятор творческого воображения. Буквы, из которых складываются слова, утратили свое волшебное предназначение. Они больше не воссоздают в голове картины, не развивают воображение, они просто буквы, из которых складываются слова. Началось это не сегодня и не вчера. Если раньше символы алфавита сами по себе несли сакральные знания ( Аз Бога Ведаю, Глаголя Добро, Добро Есть Жизнь), то теперь шрифт для сознания мертв, алфавит и его производные утратили смысловую парадигму.


На вопросы "Что делать" и "Как быть" я не дам ответа. Это обширная тема для научных диссертаций. Возможно, мои представления о необходимости чтения и его пользе просто устарели и я не иду в ногу со всей клиповой цивилизацией. Грустно все это.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Новое обострение по газу: США ужесточили запрет на поставки газотурбинного оборудования в Россию. Теперь "предметами роскоши" стали: - турбины мощностью менее 5 МВт и стоимостью $5 тыс.; - мощностью более 5 МВт стоимостью $750; - критические детали к ним. Все это России больше нельзя. ...
...
Ну все, приняла присягу. Теперь не отвертишься, если что случится. Пять с половиной лет в стране, почти ровно три года с момента получения резидентства . Могла бы податься на полгода раньше, но в самый неподходящий момент решила поменять ...
< ---------- начало перепоста ------------ > мысля про школьные пострелушки опишу некую усредненную-сборную историю по мотивам реальных фактов. с умеренным использованием сленга, просто потому что сленг появился (в том числе и) для того, чтоб без лишних ритуалов описывать такого рода ...
Сразу говорю - по прежнему буду читать ВСЮ ленту друзей. Но бывает, что всю не успеваю, да и хочется начинать с самого интересно. А потому делаю группу, куда внесу тех, кого буду читать больше, чаще и соответственно комментировать, если будет что сказать. Это не приз, не снобизм, не ...