Почему атеисты празднуют Рождество? "Это работает, даже если не верить"

топ 100 блогов gala_gala1507.01.2018 Почему атеисты празднуют Рождество? Это работает, даже если не верить
Этот вопрос не раз приходил мне в голову, но все было как-то недосуг обдумать его обстоятельно и вдруг, попался текст, прямо на него отвечающий, да еще от известного современного философа, делюсь в праздник с читателями -

Почему атеисты празднуют Рождество?
Некоторые атеисты празднуют Рождество со всеми присущими ему христианскими обычаями. Но зачем? Для детей? Из-за подарков? Отвечает философ Славой Жижек.

В одном известном антропологическом анекдоте так называемые первобытные люди, которым приписывают суеверные представления (например, представление о том, что они произошли от рыб или птиц), если прямо спросить, верят они во все это или нет, отвечают так: «Конечно же нет, мы же не дураки, но мы слышали, что кто-то из предков действительно в это верил». То есть, они приписывают свою веру другим. А разве мы не то же самое делаем с нашими детьми? Мы празднуем Рождество или проводим весь этот ритуал на День Святого Николая, потому что наши дети в него верят (либо должны верить) и нам не хочется их разочаровывать; но они только притворяются, что верят, чтобы не разочаровывать нас (ну и чтобы получить свои подарки, конечно же).


Не является ли это проявлением нашей потребности найти кого-то, кто «по-настоящему верит», и она-то и побуждает нас вешать ярлыки на приверженцев религиозного или этнического фундаментализма? Каким-то жутким образом создается впечатление, что вера постоянно существует на расстоянии. Чтобы она сохраняла свое существование, ей требуется этакий супер-гарант, настоящий верующий, но он никогда нигде лично не присутствует. Получается, такому субъекту, который по-настоящему верит, вообще необязательно существовать, чтобы вера имела эффект. Достаточно только предусмотреть его существование в образе мифического «создателя» или безличного «кого-то».

Знает ли Бог о том, что его нет?

Кажется, это доминирующая позиция веры на сегодняшний день, в эпоху, которую претенциозно обозначают как «постидеологическую». Возможно, поэтому и «культура» становится центральной категорией жизненного мира. Мы больше не верим «по-настоящему», мы просто соблюдаем некоторые религиозные традиции и обычаи из уважения к определенному образу жизни или обществу, к которому сами относимся. «Я не то чтобы верю, это просто часть моей культуры» — такая формулировка кажется сегодня преобладающим отражением «смещенной веры». «Культура» — это собирательное понятие для всего, что мы внедряем в нашу жизнь, не веря в это или не принимая всерьез. Поэтому мы отвергаем фундаментальных верующих как «варваров», которые угрожают нашей культуре — ведь они осмеливаются принимать веру всерьез.

В одном классическом анекдоте на тему психиатрии мужчину, который считает себя зернышком, помещают в психиатрическую лечебницу, и врачи делают все возможное для того, чтобы убедить его в том, что он не зернышко. Но когда лечение заканчивается и он покидает данное учреждение, то вдруг возвращается, дрожа от страха. На пороге его дома якобы стояла курица и он боялся, что она его съест. «Вы же знаете, — говорит врач, — что Вы не зернышко, а человек». «Конечно, — отвечает мужчина, — но знает ли об этом курица?»

Мы можем провести параллель с Богом в роли курицы. В просвещенном обществе революционного террора человека сажают в тюрьму за то, что он верит в Бога. С помощью различных мероприятий, имеются в виду прежде всего просветительские разъяснения, его уверяют в том, что Бога не существует. Стоит его только отпустить, человек возвращается, утверждая, что боится, что Бог его накажет. Конечно же, он знает, что Бога не существует; но знает ли об этом Бог?

Нужно поверить в веру

Именно в этом отношении наше современное общество, скорее всего, менее атеистично, чем все ему предшествующие. Мы запросто можем исповедовать скептицизм, цинизм, практиковать лишенное иллюзий использование других, отдаваться экстремальным сексуальным практикам и вообще чему угодно — ведь мы под защитой безмолвного сознания, что тот высший «кто-то» (общественное мнение) закроет на это глаза.


Нильс Бор, давший правильный ответ на фразу Эйнштейна «Бог не играет в кости» («Перестань указывать Богу, что делать!»), также привел замечательный пример того, как фетишистское отрицание веры функционирует в идеологии.
Увидев подкову на его двери, удивленный гость сказал Бору, что не верит в суеверие о том, что подкова приносит удачу, на что Бор ответил: «Я тоже в это не верю, она просто тут висит, потому что я слышал, что это работает, даже если не верить!»

Сегодня мы все так живем. Лишь немногие действительно верят в демократию, а большинство просто принимает правила игры. Лишь немногие верят в справедливость, а большинство доверяет нашей правовой системе.
Этот парадокс отлично демонстрирует, каким образом вера оказывается рефлексивным поведением. Речь идет не просто о вере, нужно еще и поверить в эту веру.
Поэтому Кьеркегор был прав, когда утверждал, что мы не верим по-настоящему (в Бога), а только думаем, что верим. Бор демонстрирует нам противоречие в виде логического отрицания этой рефлексии: невозможно поверить в чью-то веру.
источник
---
Ну а простые комментаторы, отнюдь не философы, ответили на этот вопрос каждый по-своему и в целом здравомысляще, как мне кажется -

zm
Почему атеисты празднуют Рождество?
Почему празднуют? Во первых - атеисты празднуют Новый год. Начало Нового года - это действительно праздник, радость что пережили страшное время, и может быть в следующем году всё будет хорошо. А Рождество - это вообще странный праздник. Кто то там где то в Израиле родился, с помощью эко, и празднуют атеисты это вообще то на всякий случай - а вдруг Бог есть?


N 99
Мутная какая-то статья. Религиозные праздники древняя традиция народов, почему бы не соблюдать некоторые необременяющие традиции?

GreyCat
Парадокс, описанный автор, возникает только в том случае, если человек пытается следовать социальным традициям, чтобы быть как все и как принято. Он зачастую не понимает ни сути, ни смысла церковных праздников. Иногда услышить такие интерпретации, что волосы дыбом. Один договорился, что Пасха - это праздник распятия Христа.

Яга
Вера в иррациональное существует лишь потому, что нет веры в силу рационального...
А вообще, религия - это самообман эа счет слабости научного мировоззрения.
Попы ничуть не лучше остальных людей...

zwaan
По той же самой причине, почему служба в Советской Армии приучала к курению.
Если не веришь в рождество, то зачем тебе выходные? иди работай...

krezozavr
Ну рассмотрим для начала еретическое рождество. 24 декабря- дата непростая, с языческими корнями, ведь накануне , 22 декабря, был Солнцеворот, событие которое так или иначе праздновали большинство народов. Таким образом день начинает прибывать, так почему бы атеисту и не отпраздновать это астрономическое событие?))
Насчёт 7 января ничего не скажу, это для меня просто промежуточная дата между новым годом и старым новым годом))

Старый Ворчун
Чёт я не понял - он что, предлагает от праздников отказаться? Для европейцев Рождество вроде нашего Нового года, с такими же длинными каникулами, поводами напиться, нажраться, отдохнуть и расслабиться. Кто ж откажется от такого? И вера тут ни при чём.

козлик МЭК
Так нелепо звучат размышления жизни без Бога. Атеисты либо склеротики, либо просто "против" из вредности. Каждый человек был "на грани". Каждого спасал Ангел. Будь то детство, будь то взрослый... Да и теория сотворения мира у атеистов смешная. Сколько банки с краской не роняй(теория большого взрыва) картины не получится. Значит мир рукотворен. Теперь про праздники. Каждая душа человеческая чувствует к примеру Воскресение Христово. Природа замирает! Чем не праздник, чем не красота?

Андрей К.
Лет через 200:
"Конечно мы не верим, что гомосексуализм - это нормально, но ведь наши предки в это верили."

jadefalcon
Что, раз атеист, значит лишён общественных ценностей и не имеет права их отмечать?

AlexMikhaylov
О чем статья?
Если я не понимаю работу художников, для чего они малюют - ведь можно взять фотоаппарат и сделать снимок; то значит ли это что мне стоит также написать статью - с предложением отмены художественных школ?
Что касаемо - верить или не верить.
В садик когда ходил - даже не представлял, что есть такое понятие - интеграл, митохондрии, валентность. Подрос - многое открылось. Так и с религией. Кто то подрос - ему открылось. Кому не открылось - знач еще не созрели.


catbinka
В атеистов пустота в душе, создать сугубо СВОЙ, альтернативный праздник они не в состоянии. Приходится пользоваться чужим.
А с другой стороны - в традиционных праздниках в обществе в целом заинтересована мощнейшая отрасль производства и торговли подарками и праздничной атрибутикой, сфера услуг, туризма и т.д.
---
А в заключение, неплохой текст-размышление на эту тему от чешского журналиста -

Новоязыческое Рождество — праздник потребления
Санта-Клаус и Дед Мороз — близнецы. Кому сегодня мешает младенец Иисус?


Почему атеисты празднуют Рождество? Это работает, даже если не верить Ни в одном из множества справочников не забывают упомянуть о языческом происхождении Рождества.
Наверное для того, чтобы этот праздник люди не вздумали массово бойкотировать, и продавцы не потеряли свою прибыль.
Ведь все еще есть те, кто связывает Рождество с рождением Иисуса Христа, и это вызывает тревогу.


Занять свою позицию в отношении Сына Божьего должен каждый человек — по-другому никак. Но это непросто. В мире существует тысячи соблазнов, но Сын Божий говорит каждому нести свой крест. Любой разумный человек чувствует, что Сын Божий прав, но … мало кому этого хочется.

Оставаясь верными своей изнеженности, люди с радостью верят фантазиям о том, что Иисус — лишь миф, что он никогда не жил, что он — лишь проекция мечтаний человека о бессмертии и тому подобном.

Праздного мещанина подобные «теории» убаюкивают, и он может наслаждаться миром в полной мере. Если бы Рождество вырывало его из этого спокойствия, то он от него, скорее всего, отказался бы. Зачем праздновать день рождения кого-то, кого вообще не было, и кто, ко всему прочему, хочет от нас те ужасные вещи, которые описаны в Божьих заповедях?

Санта Кока-Кола

Вот только отменить Рождество было бы не очень выгодно. Когда еще представилась бы подобная возможность вытянуть у людей деньги? Нет, Рождество должно сохраниться, но Иисуса Христа надо оставить в стороне. Если указать на языческое происхождение Рождества, а Иисуса заменить другим лицом, то прибыль можно сохранить. Ведь язычники мещанам не мешают. Напротив, сегодняшний мещанин — язычник, который, не веря в Бога, готов поверить чему угодно, а после утопает в бессмысленных убеждениях, что не мешает ему изображать рационализм и бороться со всякого рода «мракобесием».

Когда-то в пуританской Англии и Америке от Рождества отказывались как раз из-за его якобы языческого происхождения. Разумеется, это было типичное протестантское непонимание сути вещей. И хотя Рождество празднуют в период, когда язычники отмечают зимнее солнцестояние, это ничего не значит. Суть Рождества — рождение Иисуса Христа, Спасителя мира, а не движение Солнца. И что с того, что Солнце — подходящий символ Христа? Что в этом плохого?

Но надо зарабатывать, так что пуританам заткнули рот. В итоге Рождество в Америке парадоксальным образом связано с фигурой, которая не имеет никакого отношения к христианству — с Санта-Клаусом. Эта странноватая фигура, вероятно, соотносится с щедрым епископом святым Николаем, который помогал бедным. В Голландии его называют Зинтерклас, а это, по всей видимости, дало рождение имени Санта-Клаус.

В чешских землях святой Микулаш приносит детям подарки в канун своего праздника — 6 декабря. Взрослые переодеваются в Микулашей с епископскими атрибутами.

Но в протестантской стране это проблематично, так что митра превратилась в спешную шапку с помпоном. Так секуляризация и «оязычивание» были завершены. О чисто коммерческой функции этой фигуры говорит тот факт, что за распространением культа Санта-Клауса в первой половине 20-го века стояла фирма «Кока-Кола».

Младенец Иисус вырос и стал Дедом Морозом

В чешских землях, которые никогда так и не стали протестантскими, с Рождеством проблем не было. Однозначную связь Рождества с рождением Иисуса Христа доказывает тот факт, что у нас подарки детям носит «Йежишек» (младенец Иисус). Это, конечно, было как бельмо на глазу для тех, кто хотел сохранить Рождество по разным (коммерческим) соображениям, но без его первоначального христианского содержания.

В 50-е годы прошлого века коммунисты предприняли шаги по секуляризации Рождества, которое они называли праздником покоя и мира. Рождественское выступление Антонина Запотоцкого в 1952 году обнаруживает даже комичные моменты:
«Вы, кто подрастает, даже не замечаете, как много всего у нас в последнее время изменилось и меняется. Даже легендарное Рождество не осталось без изменений. Рождественские елки продолжают сиять, готовы подарки, но нет уже ясель, которые раньше бывали неотъемлемым атрибутом рождественских праздников.

Прежде ясли с младенцем Иисусом должны были быть на Рождество в каждом доме — даже если нам приходилось, вырезав их из бумаги, запихивать их за оконные рамы. Маленький Иисус лежит в хлеву на соломе возле бычка и ослика, над хлевом сияет Вифлеемская звезда — это символ старого Рождества.

Почему? Он должен был напоминать рабочим и бедным, что беднякам место в хлеву. Если в хлеву мог родиться и жить Иисус, то почему бы там не могли жить и вы? Почему там не могут рождаться ваши дети? Так разговаривали с бедными и рабочими богатые и сильные. Поэтому и во время капиталистического господства, когда богатые правили, а бедные гнули спину, многие рабочие жили в хлеву, и там рождались их дети.

Но времена поменялись. Произошло много коренных изменений. Иисус вырос, постарел, у него выросла борода, и он превратился в Деда Мороза. Он уже не ходит голый и оборванный — он хорошо одет: в шапку-ушанку и шубу. Голыми и оборванными сегодня не ходят и наши рабочие и их дети. Дед Мороз приходит к нам с Востока, и путь ему тоже освещают звезды, и не только одна Вифлеемская, а множество других красных звезд на наших шахтах, заводах, фабриках и зданиях»
.



Что тут добавить? Сегодня мы живем в демократии, у нас свобода вероисповедания, но и сегодня младенец Иисус многим мешает. Почему? Причины прозаичны.
Ведь он вызывает воспоминания о фигуре Иисуса Христа, Сына Божьего, который однажды придет судить всех живых и мертвых. И многие об этом не хотят слышать.
Подобные разговоры мешают им наслаждаться жизнью, поэтому неудивительно, что торговые центры и улицы заполняются безвредными фигурами в красном, в высоких сапогах и с длинной бородой, которые кричат: «Хо-хо-хо!».
Но то, насколько они жалки, понимают не только христиане, но и все те, кто не растерял здравый смысл.
источник
---
Кажется, бывшие братья по соцлагерю, восточноевропейцы, начинают "что-то смутно подозревать"?
Но со скрипом, пока еще - очень медленно, ведь слова Запотоцкого кажутся ему только комичными, не более того?

И, опять же, дельный коммент в тему от нашего человека -


скандалист
Нынешний американский Санта Клаус-это коммерческий бренд компании Кока-Кола, удачная дизайнерская находка компании с 1939 года.
"Ни в одном из множества справочников не забывают упомянуть о языческом происхождении Рождества".
Хм. Если это просто медицинский факт! Если взять традиционные христианские церкви-католичество и православие-особенно русское православие, то там вообще сплошь одна только христианская облицовка старого доброго язычества! Рождество-праздник зимнего солнцестояния, произошедший от языческого солярного культа. Почитание множества святых угодников божиих зачастую приходится на даты почитания различныхъ языческих богов-Велеса, Перуна, Даждь-бога, Ярилы, Лады, Мокоши итд. Это своего рода маскарад: боги, прячась под масками почитаемых смиренных христианских подвижников словно бы насмехаются над нами. А христианские церковные обряды? Там вообще сплошное язычество, да, собственно, историки церкви и не скрывают особо происхождение важнейших церковных таинств от языческих обрядов-водное крещение, причастие, соборование. Крест-тоже языческий символ, который гораздо древнее Евангелия, этого яркого образца заимствований сюжетов и идей из более ранних Авесты, Трипитаки, индуистских текстов итд.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Произведение «Жених и невеста», «Семейная пара» или просто «Пара» - редкий пример парного портрета в творчестве итальянского живописца Амедео Модильяни. Художник писал портреты, создал их великое множество, и главенствующая роль в них обычно у одного персонажа. И вдруг неожиданно ...
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что кинематограф России сегодня находится в глубочайшем штопоре. Собственно, вся кинопромышленность бывшего СССР — это огромная куча смердящего дерьма, из глубин которой время от времени появляются на свет очередные "Яйца судьбы", или "Самый лучший ...
Всем мысли 3го дня написаны уже утром 4го. После всех перепитий просто забралась в спальник и сразу отключилась (нужно было брать с собой бейлиз!), 2.Вначале всё шло хорошо. Собрала улиток с палатки, под слегка моросяшим небом и отпустила их с миром. 3.Нашла обзорную площадку ...
Кот никак не мог устроиться на лежанке и всё крутился и крутился..."Мыши теперь не те..."- Кот старательно вылизывал пузико, чтобы успокоить вредное урчание. "И даже у окна не хочется сидеть, ну её дачу..." - правая передняя лапа была уже вылизана самым тщательнейшим образом, пора ...