Почему Александр I не любил вспоминать о 1812 годе
warsh — 03.12.2019(с) Сергей Варшавчик
По мнению историка русской армии Антона Керсновского, царь «питал неприязнь к самой памяти Кутузова», как и вообще к любой чужой славе и хотел один быть в центре всеобщего поклонения. «Опала Сенявина, виновного в победе над армией и флотом Наполеона, тогда как он, Александр, потерпел поражение при Аустерлице, почётная ссылка Ермолова на Кавказ, ревнивое отношение ко всем сколько-нибудь популярным в войсках начальникам – явление того же порядка», - отмечал Керсновский.
В подтверждение он приводит случай, произошедший при повторном, в 1815 году, вступлении русского оккупационного корпуса в Париж. По воспоминанию генерала Ермолова, царь приказал арестовать двух полковых командиров за то, что какие-то их подразделения шли не в ногу. Не менее знаменательно было и то, что он поручил произвести арест русских офицеров английским офицерам армии Веллингтона, а также то, что протест великого князя Николая Павловича, будущего императора, умолявшего не позорить таким действием честь русского мундира, Александр I с негодованием отверг.
(с) Сергей Варшавчик
Были и другие причины. В 1812 году Александр I, формально верховный главнокомандующий, вынужден был покинуть Действующую армию - по настоятельным просьбам военного министра и командующего 1-й армией генерала Барклая-де-Толли, намекал на это и младший брат, великий князь Константин. Мол, вы, Ваше Величество, своим присутствием сковываете инициативу военачальников.
Император уступил, но никогда не мог этого простить ни Барклаю, ни своему брату. Ну и самое главное, что было неприятно Александру I при воспоминании о 1812 годе - страх пережитый им и его двором после оставления Москвы. Боялись не только военного поражения, но и того, что Наполеон объявит вольную русским крепостным крестьянам.
Позднее сам Бонапарт в Сенате заявил, что «я мог бы вооружить против неё [России] часть её собственного населения, провозгласив освобождение крестьян, …но я отказался от меры, которая обрекла бы на смерть тысячи семейств».
В общем, Александр I не любил вспоминать об Отечественной войне как не любят вспоминать все люди о моментах своей слабости и беспомощности, когда пришедшее в итоге чудесное спасение зависело совсем не от них.
via
|
</> |