Побеждают новые правила
new_rabochy — 14.08.2022 БРАТСТВО - РАВЕНСТВО - СВОБОДА.Это будет лозунгом коммунизма.
В отличие от буржуазного лозунга - свобода, равенство, братство.
В самом деле, в основе всякого движения лежит исходный пункт, к которому это движение вынуждено возвращаться. Если мы имеем в самом начале свободу, то она неминуемо приводит к свободе человека от общества и последующему распаду общества на отдельные индивидуумы, которые обречены оскотиниваться в условиях отсутствия общественных отношений.
Если же в начале лежит братство, то это означает примат общественных отношений, так как в основе братства находится совместное проживание и совместная деятельность, хотя доходящая даже до соперничества и до братоубийства (вспомним библейского Каина и Авеля). А так как совместное проживание и совместная деятельность возможна потому, что основана на трудовых отношениях, то в основе братства лежат трудовые отношения.
Если от свободы мы переходим к равенству, которое есть противоположность свободе, то такое равенство будет абстрактным, как и исходная свобода. Если же мы переходим к равенству от братства, то такое равенство, которое будет противоположностью братства, будет действительным равенством, ибо справедливым. Как говорится - поровну (абстрактное равенство) или по справедливости (действительное равенство). Люди не одинаковы, поэтому абстрактное равенство невозможно в принципе. Единственное действительное равенство для человека - это равенство в сети трудовых отношений. Трудовые отношения - это основа братства и основа справедливости. Поэтому в основе формулы братство-равенство-свобода лежат трудовые отношения. Равенство есть отрицание примата трудовых отношений. Возврат к примату трудовых отношений приходит вместе со свободой, которая есть синтез равенства и братства при условии примата братства.
Человеческое общество возникло из братства, которое надо трактовать как образ сети общественных отношений. Поэтому в коммунистическом строе такой лозунг имеет вид - братство, равенство, свобода. В этом случае равенство означает равенство личностей перед обществом, то есть равенство будет отрицанием действительного братства, а не отрицанием абстрактной свободы. Тогда свобода станет действительной свободой от эксплуатации и меновых отношений и свободой для развития личности. В итоге свобода в виде свободного труда будет означать примат братства над равенством, другими словами, будет приматом трудовых отношений над равенством.
В этой связи интересно проследить эволюцию данного лозунга.
Исходно мы имеем БРАТСТВО (трудовые отношения первобытной общины). Затем после распада первобытной общины получаем свободу как отрицание общины, а затем равенство рабов: БРАТСТВО - СВОБОДА (от общины) - РАВЕНСТВО (рабов). При феодализме имеем РАВЕНСТВО (рабство по отношению к богу) - БРАТСТВО (феодальная зависимость) - СВОБОДА (в рамках религии). Наконец, при капитализме этот лозунг был озвучен - СВОБОДА - РАВЕНСТВО - БРАТСТВО. Характерно, что переход к капитализму был осуществлён под прикрытием религиозных войн, ибо свобода могла быть выражена только в рамках религиозного мировоззрения.
В коммунистическом лозунге БРАТСТВО - РАВЕНСТВО - СВОБОДА примат принадлежит трудовым отношениям. На этапе социализма на первый план выходит равенство. А при коммунизме трудовые отношения должны вернуть себе примат в форме свободного труда.
Если социализм есть реализация равенства трудовых отношений, то коммунизм будет реализацией свободы в рамках трудовых отношений. Свобода в рамках трудовых отношений, то есть свобода в рамках трудового коллектива станет возможна только при условии свободного развития человеческой личности в системе трудовых отношений. Таким путём коллективизм не сможет подавлять индивидуализм, так как индивидуализм будет опережать коллективизм в ходе вовлечения каждого в развитие личности через развитие трудовых отношений.
Принцип Парето утверждает, что в трудовом коллективе 4/5 работы выполняет 1/5 работников. Это свойство трудового коллектива не изменит никакая уравниловка, ибо трудовые отношения не есть отношения роботов или механизмов. Эти 4/5 работников создают условия в трудовом коллективе для работы 1/5 работников-трудоголиков. В любом новом трудовом коллективе из одних трудоголиков возникнет такое же соотношение, ибо любой трудовой процесс содержит необходимость развития трудовых отношений и развития личности. Поэтому если 1/5 работников-трудоголиков заняты непосредственным трудом, то остальные 4/5 работников могут заниматься параллельно и развитием личности и развитием трудовых отношений. Но при этом в общественном сознании слово потребитель должно приобрести отрицательный контекст, ибо общество потребления обречено на вымирание.
Недостаток коммунизма с точки зрения развития заключается в его антропоцентричности, что означает представление коммунизма как венец творения и конец развития (образ рая на земле). Поэтому для своего развития коммунизм нуждается в противостоянии с капитализмом, что заставляет его заниматься вынужденно развитием технологии и развитием познания.
В противостоянии бюрократической иерархии коммунистического строя и торговой иерархии империализма, которая достигла ныне состояния клинча, определяющее значение будет приобретать познавательная иерархия. С последующим формированием ноосферы.
ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
ПРОБЛЕМА КОММУНИЗМА
Управление синтезом
О пользе когнитивного диссонанса
|
</> |