По заявкам: смешанные семьи + бонус
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Мой коллега Дима Бит-Сулейман для себя четко определил, видимо, что значит для него национальность. Он живет в Грузии, следовательно, он грузин по национальности. Этнос у него – ассирийский, ассириец. Еще раз – этническая принадлежность – ассириец. Национальность\гражданство – грузин. И его брак с грузинкой (очень хорошенькая у него супруга, замечу) по мнению Димы НЕ ЯВЛЯЕТСЯ межэтническим. Он и его супруга жили и живут в одном культурном пространстве.
Я в чем-то солидарна с Димой и его женой Дианой. Мне кажется диким предоставление не-грузинам Грузии каких-то особенных льгот только лишь на основании их этнической принадлежности. Никто не мешает не-грузинам изучать, помнить, исповедовать свое - язык, культуру, религию. Но раз ты живешь тут и уезжать не хочешь - ergo ты гражданин этой страны, и законы для этнических грузин и твои законы тоже. Либо мы все равны, как граждане Грузии, либо мы не равны и должны всем выделить культурные автономии.
Меня частенько спрашивают о том, какой я национальности. Когда я отвечаю, что я грузинка, они кивают в знак согласия, а потом реагируют так:
- Это понятно, ты живешь в Грузии, и мама у тебя грузинка. Но какой национальности ТЫ? Отец у тебя кто по национальности? В паспорте что написано?
Ребята, вопрос этнического происхождения не зависит от нас. Но национальное осознание себя в этом мире зависит только от нас самих.
Вопрос о национальности в моей семье вызывал смех. Судите сами, мама – грузинка (дед из Самегрело родом, бабушка из Кахети,), а папа…..э…как бы мне тут генеалогическое древо накорябать…рискую вас запутать: мама моего отца наполовину полька, на четверть немка, на четверть грузинка, где-то далеко шотландская прабабка затесалась, по слухам…а отец моего папы наполовину армянин, на четверть турок, на четверть грек, и где-то вдалеке у него прабабка затесалась грузинка. Судьба свела всех моих предков в Грузию, в Тбилиси. Все они - от турков, армян, поляков - были православными христианами.
Одна из френдесс или посетительниц моего блога задала вопрос однажды: почему в Грузии отрицательно относятся к русским невесткам, а грузинские мужчины вроде более охотно женятся на негрузинках, чем на грузинках, а вот свекрови категорически против невесток не-грузинок….бедная моя бабуля, она стоически, терпеливо и очень дружелюбно принимала всех своих русских невесток - жен моего дяди. Не владея русским в полной мере, она неизменно разговаривала с невестками и негрузином-зятем по русски, нежно заботилась об их здоровье, внешнем виде, из всех поездок привозила подарки в первую очередь им, а уж потом своим родным детям. Сколько раз я слышала от бабушки, поучавшей своих подруг:
- даутме, рдзалиа \ сидзеа, шени швили гапатиебс, да схвиси швили ар ацкенино. ( - уступи, это невестка\зять, родной ребенок простит, а чужого ребенка не обижай).
Страх потерять свою этническую принадлежность, огрузиниться или обрусеть…мой польский прадед любил говаривать, что нет зрелища печальней, чем обрусевший грузин (
Я знакома с несколькими этническими русскими, переехавшими в Грузию на ПМЖ. Они переехали в Грузию в разное время и в разном возрасте. Один из них очень активно, я бы сказала, агрессивно старался «огрузиниться». И как-то в погоне за грузинизацией, человек не перенял то хорошее, что составляет гордость Грузии, а перенял то, чем Грузия гордиться не может в принципе, и что не характерно ей. Этот человек никогда не станет грузином, эта земля (даже если он построит тут дворцы) будет отторгать его. Кто-то однажды сказал о нем: "Он "грузин" поневоле"...
Меньше месяца назад в Грузию насовсем переехал мой московский друг и френд Владимир. За много лет до идеи переезда в Грузию Владимир попросил называть его грузинским именем Ладо. Так его называют не только друзья, но и родители, и братья с сестрой. Он влюблен в грузинскую культуру, хотя мало знает о реальной Грузии. Сейчас он обустраивает свою крошечную квартиру в сердце Старого Тбилиси возле Серных бань, я не тревожу его ни звонками, ни визитами. Я сейчас ему завидую – ведь он открывает для себя этот город. Заново. По настоящему. Вместе с стариками и детьми, запахом серы и мцвади, грузинского хлеба шоти и вкусом грузинского чая и вина, брусчаткой, ломающей ноги и потрясающей красоты обветшавшими зданиями в стиле арт-нуво и арт-деко. Я надеюсь, что Грузия настоящая наложится на тот идеализированный образ, который у него сложился в голове и сердце. И каждый раз, когда Ладо приходит к нам, он с недоумением и некой долей растерянности говорит мне:
- Я так счастлив, что в это невозможно поверить…
А я разделяю его ликование. Ликование – то самое состояние, с которым я вернулась в родной город после жизни в другой стране. В эмиграции сейчас находится несколько сотен тысяч грузин. Некоторые (подозреваю, многие из них) никогда не вернуться на Родину. Они выбрали свой путь. Или политики за них сделали этот выбор. Но я от души желаю им не потерять себя на чужбине. Правда, если человек захочет это сделать, то он это сделает. В толпе легче раствориться. На чужбине иному хочется не выделяться, а быть как все. Что ж, я постараюсь быть терпимой, и постараюсь понять.
Что касается меня лично (а я редко пишу о своей личной жизни), то жизнь в Москве оставила не горькие воспоминания. В первую очередь, Россия подарила мне потрясающих людей. За дружбу с ними, порой мимолетное знакомство я буду век благодарна судьбе. Для меня они Россия, а не скинхеды, напоровшиеся на меня в московском метро.
Мои соседи-чуваши по лестничной площадке в Давыдково, чудесная продавщица в гастрономе, смешливые громкие тетки из кондитерского отдела в булочной, таджик-продавец фруктов и овощей в ларьке возле остановки, немка-работница оптики на Тверской, гениальная продавщица полудрагоценных камней и всяких поделок в подземке на Садовом, мой мастер Олег Дорман и его нежная Катя, мои однокурсники и коллеги…сколько еще неназванных, но не забытых, разных национальностей и возрастов.... Мы говорили на одном-родном для всех нас русском языке, и общение с грузинами московскими ограничивалось посещением форумов на nukri.org или посещением концерта Нино Катамадзе. Но ни на минуту я не забывала кто я, откуда, где мои корни, и каждое действие свое, каждый свой важный шаг я делала с поправкой на то, что я должна вернуться домой. Мой дом здесь, в Грузии. А национальность придумайте мне сами.
Ваша Мария Эксер
|
</> |