По следам Пироговской железнодорожной ветви
dennism — 25.05.2021 Когда-то давно, лет сорок назад, в начале лета в московских газетах - например, "Вечерней Москве" - появлялись заметки, озаглавленные как-то вроде "Подмосковные зоны отдыха ждут отдыхающих". И дальше шёл перечень этих зон отдыха, с указанием маршрутов транспорта, которыми до них можно было добраться. В их числе обязательно указывалось и следующее: "До Клязьминского водохранилища вы можете добраться электропоездом от Ярославского вокзала до станции Пирогово".Удивительно, но "Комсомольская правда" умудрялась печатать это в самом конце девяностых - когда ветка на Пирогово уже пару лет как была разобрана. Так что лично я деградацию отечественной журналистики отмеряю как раз с этого момента... но здесь речь не об этом. А о железнодорожной линии Мытищи - Пирогово. Построена она была в начале тридцатых годов прошлого века, в 1961 году - электрифицирована. В те далёкие годы железнодорожный транспорт был куда востребованнее, чем сейчас. А я застал эту ветку ещё рабочей в первой половине девяностых. И могу точно сказать, что в те годы пассажиропоток на ней был таков: утром - небольшое (но не критично большое - посёлок Пирогово в те годы был именно, что посёлком, с населением около одной тысячи человек) количество пассажиров в Москву, вечером - из Москвы, плюс летом - те самые отдыхающие. А во внепиковое время двенадцативагонная электричка неспешно везла пару десятков пассажиров, не больше. К тому же, ветка пересекала кучу автодорог с весьма оживлённым движением. Всё это, по совокупности, и привело сначала к закрытию движения по ветке летом 1997 года, а потом и её ликвидации.
А осталось ли сейчас от неё что-нибудь? Энтузиасты - исследователи железных дорог неоднократно ходили по её трассе - но их отчёты, которые я встречал, были датированы началом двухтысячных. А у нас нынче уже две тысячи двадцать первый. Самое время пойти, и посмотреть!
Станция Мытищи, четвёртая платформа. Во времена существования электричек Москва - Пирогово они, как правило, уходили в сторону последнего от первой платформы - при этом пресекая по стрелкам все параллельные пути, и попутные и встречные. Когда же за год до ликвидации движения почти все электрички от Пирогово до Ярославского вокзала отменили, за исключением одной пары вечером, и укоротив их до Мытищ - отправляться они стали как раз от четвёртой платформы. Она тогда на станции Мытищи практически не использовалась. Ну, а после реконструкции станции в 2003 году её полностью переделали, и именно теперь с неё уходят практически все электрички в Москву. А это - вид с неё в сторону области. Вот туда в девяносто шестом коротенькие четырёхвагонные составы на Пирогово и уходили:
В северной горловине станции пути расходятся: прямо - на Ярославль, Архангельск и Владивосток, направо - на Владимир, Нижний Новгород и Владивосток, а вот налево - на станцию Мытищи-северные
Железнодорожный переезд с Силикатной улицей:
Тут целых три пути: левый - собственно перегон Мытищи - Мытищи-северные, центральный - бывший путь Пироговской ветви, вдоль которого сохранились опоры контактной сети, и правый - подъездной к местным предприятиям:
Слева видны явно железнодорожные ворота. Когда-то в них тоже заходил подъездной путь - но за ними нет уже той организации, которая его эксплуатировала, а за её сохранившимся забором стоит высотка ЖК "Рупасовский":
А ведь сохранись пассажирское движение на ветке поныне - жители этой самой высотки наблюдали бы в окна за медленно ползущими электричками:
Почему медленно? А потому, что путь тут представляет из себя сплошную связку нескольких кривых - левая, правая, за ней снова левая, и скорости здесь были ограничены:
А за этой кривой и начинается станция Мытищи-северные:
Путь бывшей Пироговской ветви идёт тут правее от станционных путей. А путь за забором справа находится на территории таможенного склада:
Что любопытно - на пути есть даже небольшой накат:
Дальше пироговский путь поднимается наверх, к Угольной улице - а пути станции, наоборот, остаются в выемке. Справа станционное здание и пост ЭЦ Мытищ-северных, так что это полноценная станция, а не парк станции Мытищи:
Местные тепловозы скучают в ожидании работы:
А вот дальше наката на рельсах уже нет:
А ещё через сотню метров путь упирается в сделанную на скорую руку тупиковую призму. По сути, это просто куча песка, наваленная на рельсы, и уже густо заросшая:
Дальше рельсов нет, но ещё сохранились следы насыпи в виде гранитного балласта, кое-где проступающего из-под травы. А ведь именно в этом месте была платформа Динамо. От неё даже кое-что осталось - бетонный устой платформы, и наваленные тут же обломки бетонных плит, из которых была сделана платформа:
А тут, возможно, домик кассы стоял. Чуть дальше видно лежащую в траве опору контактной сети:
За платформой Динамо, названной в честь одноимённого стрельбища, располагавшегося рядом, линия поворачивала чуть правее, точно на север. Вот этой автодороги тогда тут не было. А по центру снимка, вдали, видна ещё одна, стоящая опора КС:
К ней и пойдём:
А прямо перед ней, справа, ворота заброшенного стрельбища "Динамо":
Ну что же - идём вперёд. Тут много сохранившихся опор, некоторые даже с консолями:
А некоторые устали стоять зазря, и упали:
Заросло тут всё, конечно, прилично. Но трассировка бывшей линии вполне читаема, хоть и труднопроходима:
Время от времени встречаются опоры, стоящие парами - старая, и рядом поновее. Ирония судьбы - контактная сеть, вместе с опорами, на Пироговской ветви была полностью обновлена за год до её закрытия. Старые опоры тогда ещё не успели убрать - а потом руки уже не дошли и ни до старых, и ни до новых:
Так и стоят вдвоём:
Внезапно в лесу - широченная просека:
Это строят платную автомагистраль Виноградово - Тарасовка, которая будет соединять Дмитровское и Ярославское шоссе. Прямо через Пироговский лесопарк, ага... И тут пока опоры стоят парой:
И шпалы валяются местами:
Одинокий изолятор, висящий на консоли опоры контактной сети, в этом густом лесу выглядит каким-то своим. Будто некий плод вырос на ветке необычного железобетонного дерева:
Ближе к деревне Высоково на бывшей насыпи появляется натоптанная тропинка:
А вот дальше начинается полоса с препятствиями. Справа тут находится мусорный полигон Коргашино, и в лесу прокопаны рвы и канавы, огораживающие его. Поэтому часть насыпи тут срыта, приходится обходить через лес. Но дальше насыпь цела, и выходит к окраинам Высоково. Тут по ней уже местные дачники на машинах ездят:
А ведь где-то именно здесь в конце пятидесятых сделан вот этот снимок (спасибо сайту Pastvu):
Ветка ещё не электрифицирована, и состав из старых вагонов ведёт такой же старый паровоз. Видите на дальнем плане опору ЛЭП? Вон она, за деревьями - до сих пор на месте:
И именно здесь располагалась платформа Победа - фото всё с того же Pastvu:
Это снято уже после закрытия движения - вон из-под платформы какие кусты выросли...
А впереди у нас - железнодорожный переезд через Пироговское шоссе:
Можно представить, что под асфальтом, до сих пор, рельсы:
Но на другой стороне дороги всё настолько густо заросло, что я смог пройти всего пару десятков метров. Дальше понадобилась бы бензопила, или, хотя бы, мачете - но у меня их с собой не было. Но если вернуться к шоссе, то с него видно очередную опору, стоящую около бывшего пути:
Раньше, судя по старым картам, в этом месте был пустырь. Сейчас же сё застроено современными многоэтажками, и бывший путь проходил буквально в полусотне метров от одной из них. Его насыпь тут облюбовали местные жители в качестве места отдыха - стоящие мангалы и россыпи пустых бутылок попадаются тут на каждом шагу. Ну и очередную опору слева видно:
Дальше путь перегорожен стройплощадкой - пришлось обходить, причём весьма далеко. Ближе к самому Пирогову на насыпи снова появляется тропинка:
Вокруг деревенские дома с участками, а тут, когда-то, ходили поезда:
Но дальше - снова стоп. На трассе бывшей железной дороги построены складские комплексы. Конечно, можно их обойти, и заглянуть с другой стороны. Слева, вон, очередную сохранившуюся опору видно:
А местные названия тут сплошь напоминают о прошлом:
Или вот:
И даже вот так. Это тем более удивительно, что станция Пирогово, по имени которой называется автобусная остановка, физически не существует уже почти двадцать пять лет:
Здесь был очередной переезд - с улицей Центральная:
Практически сразу за переездом путь раздваивался. Видите стоящую машину? Вот где-то там, где она стоит, начиналась пассажирская платформа станции Пирогово:
Опоры тут сохранились и справа, и слева:
Между ними, где сейчас дорога, был платформа - а на месте забора справа стоял вокзал (снимок снова с Pastvu):
Конечно, от него нынче не осталось вообще ничего. Он сгорел ещё до того, как на закрытой ветке сняли рельсы. Ещё одна пара опор - старая и новая:
Вот они же, только слева - это вид в обратную сторону - на снимке 1997 года всё с того же Pastvu:
А платформа своим западным торцом упиралась в забор, огораживающий дамбу Пироговского водохранилища - этот забор немного видно на заднем плане, за очередной опорой:
А если пройти за забор дальше - то вон и оно, водохранилище:
Может, оно и к лучшему, что сейчас электрички с отдыхающими сюда не ходят. Пляж тут совсем небольшой, много народа не разместится. Ну, а на этом у меня всё. Спасибо за внимание!
|
</> |