рейтинг блогов

По следам Пироговской железнодорожной ветви

топ 100 блогов dennism25.05.2021 Когда-то давно, лет сорок назад, в начале лета в московских газетах - например, "Вечерней Москве" - появлялись заметки, озаглавленные как-то вроде "Подмосковные зоны отдыха ждут отдыхающих". И дальше шёл перечень этих зон отдыха, с указанием маршрутов транспорта, которыми до них можно было добраться. В их числе обязательно указывалось и следующее: "До Клязьминского водохранилища вы можете добраться электропоездом от Ярославского вокзала до станции Пирогово".
Удивительно, но "Комсомольская правда" умудрялась печатать это в самом конце девяностых - когда ветка на Пирогово уже пару лет как была разобрана. Так что лично я деградацию отечественной журналистики отмеряю как раз с этого момента... но здесь речь не об этом. А о железнодорожной линии Мытищи - Пирогово. Построена она была в начале тридцатых годов прошлого века, в 1961 году - электрифицирована. В те далёкие годы железнодорожный транспорт был куда востребованнее, чем сейчас. А я застал эту ветку ещё рабочей в первой половине девяностых. И могу точно сказать, что в те годы пассажиропоток на ней был таков: утром - небольшое (но не критично большое - посёлок Пирогово в те годы был именно, что посёлком, с населением около одной тысячи человек) количество пассажиров в Москву, вечером - из Москвы, плюс летом - те самые отдыхающие. А во внепиковое время двенадцативагонная электричка неспешно везла пару десятков пассажиров, не больше. К тому же, ветка пересекала кучу автодорог с весьма оживлённым движением. Всё это, по совокупности, и привело сначала к закрытию движения по ветке летом 1997 года, а потом и её ликвидации.
А осталось ли сейчас от неё что-нибудь? Энтузиасты - исследователи железных дорог неоднократно ходили по её трассе - но их отчёты, которые я встречал, были датированы началом двухтысячных. А у нас нынче уже две тысячи двадцать первый. Самое время пойти, и посмотреть!
Станция Мытищи, четвёртая платформа. Во времена существования электричек Москва - Пирогово они, как правило, уходили в сторону последнего от первой платформы - при этом пресекая по стрелкам все параллельные пути, и попутные и встречные. Когда же за год до ликвидации движения почти все электрички от Пирогово до Ярославского вокзала отменили, за исключением одной пары вечером, и укоротив их до Мытищ - отправляться они стали как раз от четвёртой платформы. Она тогда на станции Мытищи практически не использовалась. Ну, а после реконструкции станции в 2003 году её полностью переделали, и именно теперь с неё уходят практически все электрички в Москву. А это - вид с неё в сторону области. Вот туда в девяносто шестом коротенькие четырёхвагонные составы на Пирогово и уходили:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4693



В северной горловине станции пути расходятся: прямо - на Ярославль, Архангельск и Владивосток, направо - на Владимир, Нижний Новгород и Владивосток, а вот налево - на станцию Мытищи-северные и Владивосток и в сторону Пирогово:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4695

Железнодорожный переезд с Силикатной улицей:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4701

Тут целых три пути: левый - собственно перегон Мытищи - Мытищи-северные, центральный - бывший путь Пироговской ветви, вдоль которого сохранились опоры контактной сети, и правый - подъездной к местным предприятиям:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4703

Слева видны явно железнодорожные ворота. Когда-то в них тоже заходил подъездной путь - но за ними нет уже той организации, которая его эксплуатировала, а за её сохранившимся забором стоит высотка ЖК "Рупасовский":

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4704

А ведь сохранись пассажирское движение на ветке поныне - жители этой самой высотки наблюдали бы в окна за медленно ползущими электричками:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4710

Почему медленно? А потому, что путь тут представляет из себя сплошную связку нескольких кривых - левая, правая, за ней снова левая, и скорости здесь были ограничены:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4715

А за этой кривой и начинается станция Мытищи-северные:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4718

Путь бывшей Пироговской ветви идёт тут правее от станционных путей. А путь за забором справа находится на территории таможенного склада:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4723

Что любопытно - на пути есть даже небольшой накат:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4726

Дальше пироговский путь поднимается наверх, к Угольной улице - а пути станции, наоборот, остаются в выемке. Справа станционное здание и пост ЭЦ Мытищ-северных, так что это полноценная станция, а не парк станции Мытищи:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4731

Местные тепловозы скучают в ожидании работы:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4734

А вот дальше наката на рельсах уже нет:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4737

А ещё через сотню метров путь упирается в сделанную на скорую руку тупиковую призму. По сути, это просто куча песка, наваленная на рельсы, и уже густо заросшая:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4741

Дальше рельсов нет, но ещё сохранились следы насыпи в виде гранитного балласта, кое-где проступающего из-под травы. А ведь именно в этом месте была платформа Динамо. От неё даже кое-что осталось - бетонный устой платформы, и наваленные тут же обломки бетонных плит, из которых была сделана платформа:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4754

А тут, возможно, домик кассы стоял. Чуть дальше видно лежащую в траве опору контактной сети:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4756

За платформой Динамо, названной в честь одноимённого стрельбища, располагавшегося рядом, линия поворачивала чуть правее, точно на север. Вот этой автодороги тогда тут не было. А по центру снимка, вдали, видна ещё одна, стоящая опора КС:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4763

К ней и пойдём:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2737

А прямо перед ней, справа, ворота заброшенного стрельбища "Динамо":

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2735

Ну что же - идём вперёд. Тут много сохранившихся опор, некоторые даже с консолями:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2740

А некоторые устали стоять зазря, и упали:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2745

Заросло тут всё, конечно, прилично. Но трассировка бывшей линии вполне читаема, хоть и труднопроходима:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2756

Время от времени встречаются опоры, стоящие парами - старая, и рядом поновее. Ирония судьбы - контактная сеть, вместе с опорами, на Пироговской ветви была полностью обновлена за год до её закрытия. Старые опоры тогда ещё не успели убрать - а потом руки уже не дошли и ни до старых, и ни до новых:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2758

Так и стоят вдвоём:

По следам Пироговской железнодорожной ветви P_20200624_142121

Внезапно в лесу - широченная просека:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2767

Это строят платную автомагистраль Виноградово - Тарасовка, которая будет соединять Дмитровское и Ярославское шоссе. Прямо через Пироговский лесопарк, ага... И тут пока опоры стоят парой:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2765

И шпалы валяются местами:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2770

Одинокий изолятор, висящий на консоли опоры контактной сети, в этом густом лесу выглядит каким-то своим. Будто некий плод вырос на ветке необычного железобетонного дерева:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2774

Ближе к деревне Высоково на бывшей насыпи появляется натоптанная тропинка:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2775

А вот дальше начинается полоса с препятствиями. Справа тут находится мусорный полигон Коргашино, и в лесу прокопаны рвы и канавы, огораживающие его. Поэтому часть насыпи тут срыта, приходится обходить через лес. Но дальше насыпь цела, и выходит к окраинам Высоково. Тут по ней уже местные дачники на машинах ездят:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2782

А ведь где-то именно здесь в конце пятидесятых сделан вот этот снимок (спасибо сайту Pastvu):

По следам Пироговской железнодорожной ветви gbbhj17xj4sctp5jwl

Ветка ещё не электрифицирована, и состав из старых вагонов ведёт такой же старый паровоз. Видите на дальнем плане опору ЛЭП? Вон она, за деревьями - до сих пор на месте:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2787

И именно здесь располагалась платформа Победа - фото всё с того же Pastvu:

По следам Пироговской железнодорожной ветви 2w7kljy476n80ikqyj

Это снято уже после закрытия движения - вон из-под платформы какие кусты выросли...

А впереди у нас - железнодорожный переезд через Пироговское шоссе:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2791

Можно представить, что под асфальтом, до сих пор, рельсы:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2794

Но на другой стороне дороги всё настолько густо заросло, что я смог пройти всего пару десятков метров. Дальше понадобилась бы бензопила, или, хотя бы, мачете - но у меня их с собой не было. Но если вернуться к шоссе, то с него видно очередную опору, стоящую около бывшего пути:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2795

Раньше, судя по старым картам, в этом месте был пустырь. Сейчас же сё застроено современными многоэтажками, и бывший путь проходил буквально в полусотне метров от одной из них. Его насыпь тут облюбовали местные жители в качестве места отдыха - стоящие мангалы и россыпи пустых бутылок попадаются тут на каждом шагу. Ну и очередную опору слева видно:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_2802

Дальше путь перегорожен стройплощадкой - пришлось обходить, причём весьма далеко. Ближе к самому Пирогову на насыпи снова появляется тропинка:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_3074

Вокруг деревенские дома с участками, а тут, когда-то, ходили поезда:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_3090

Но дальше - снова стоп. На трассе бывшей железной дороги построены складские комплексы. Конечно, можно их обойти, и заглянуть с другой стороны. Слева, вон, очередную сохранившуюся опору видно:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_3103

А местные названия тут сплошь напоминают о прошлом:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_3107

Или вот:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_3108

И даже вот так. Это тем более удивительно, что станция Пирогово, по имени которой называется автобусная остановка, физически не существует уже почти двадцать пять лет:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_3111

Здесь был очередной переезд - с улицей Центральная:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4788

Практически сразу за переездом путь раздваивался. Видите стоящую машину? Вот где-то там, где она стоит, начиналась пассажирская платформа станции Пирогово:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4786

Опоры тут сохранились и справа, и слева:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4782

Между ними, где сейчас дорога, был платформа - а на месте забора справа стоял вокзал (снимок снова с Pastvu):

По следам Пироговской железнодорожной ветви 2b32c9f0d136e4ff29d64cf9d9beeba8

Конечно, от него нынче не осталось вообще ничего. Он сгорел ещё до того, как на закрытой ветке сняли рельсы. Ещё одна пара опор - старая и новая:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4768

Вот они же, только слева - это вид в обратную сторону - на снимке 1997 года всё с того же Pastvu:

По следам Пироговской железнодорожной ветви bz5u5j23vum5oj6hey

А платформа своим западным торцом упиралась в забор, огораживающий дамбу Пироговского водохранилища - этот забор немного видно на заднем плане, за очередной опорой:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4779

А если пройти за забор дальше - то вон и оно, водохранилище:

По следам Пироговской железнодорожной ветви IMG_4770

Может, оно и к лучшему, что сейчас электрички с отдыхающими сюда не ходят. Пляж тут совсем небольшой, много народа не разместится. Ну, а на этом у меня всё. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часто размышляю на тему «Откуда берутся нелюди, готовые грабить, насиловать, убивать, уничтожать всё живое, планету и саму идею жизни?» Причём это даже не всегда ради собственной выгоды. Скорее, как потребность жить злом. Думаю об этом давно. Примеряла разные версии: от неправильного ...
Привезут в понедельник. Выложу обзор этой игрушки и сайта-продавца) Если получится передам через хомяка привет всем кто отпишется в эту тему - дабы хомяк огласил весь список) КСТАТИ, КТО ПОДСКАЖЕТ, КАКОЙ ЦВЕТ СИМПАТИЧНЕЕ ИЗ ЭТИХ ДВУХ? Какой хомяк симпатичнее? серый рыжий ...
Многие уже знают что такое Lockerz. Для тех кто еще не знает, это маркетинговая сеть, в ...
...
О Денисе Давыдове 27 (по нов. ст.) июля 1784 года родился Денис Давыдов – будущий герой Отечественной войны 1812 года; прославленный поэт и первый партизан. …Надо сказать – насчёт качества его стихов некоторые высказывают сомнения – хотя А. С. наш Пушкин называл гусара ...