рейтинг блогов

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь

топ 100 блогов dennism13.05.2021 Есть в Москве, рядом с Марьиной Рощей, такая улица Годовикова. До 1962 года она называлась Малая Марьинская. И у неё достаточно любопытная конфигурация - начинаясь от линии Октябрьской железной дороги, она сначала идёт строго на север - но затем плавной дугой поворачивает на северо-запад. Вот она на современной карте Москвы (спасибо Яндексу), выделена красным:

Годовикова

А что бы узнать, почему у неё такая конфигурация - - достаточно взглянуть на старые карты. Вот карта Москвы 1952 года, скриншот с сайта Retromap:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь 1952

Да-да, когда-то тут проходила железная дорога. Это была так называемая Николаевская соединительная ветвь - ветка, соединявшая пути Николаевской, ныне Октябрьской железной дороги с Виндавской железной дорогой - линией Москва - Ржев - Рига. Построена ветвь была, ориентировочно, в районе 1880-го года, закрыта - примерно в начале 1960-х. Её часть, располагавшаяся между путями Ленинградского и Рижского направлений, проработала дольше - до 1980-х, так как обслуживала предприятия, расположенные в промзоне Огородного проезда. А осталось ли сейчас от неё что-нибудь? Давайте посмотрим.

Вот пути Ленинградского направления между платформами Рижская и Останкино:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_094413_1

Николаевская ветвь, примерно в этом месте, и уходила направо, в створ нынешней улицы Годовикова. Но начиналась она не от этих путей, а из парка станции Николаевка (бывшая товарная станция Николаевской железной дороги), причём проходила она в выемке, а показанные выше пути пересекали её сверху по путепроводу. Этот путепровод можно увидеть на кадре документального фильма 1955 года, посвящённого освоению новой железнодорожной техники - вон он, на заднем плане (снимок с сайта Pastvu.com):

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь 1955

Сейчас же на месте, где была выемка этой ветви - вагонное депо Николаевка:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_093624

Вот начало улицы Годовикова:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_093549

На месте, где проходили пути - а они здесь проходили в выемке - ныне бульвар:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_093155

Почему "пути", а не "путь"? Потому, что есть ещё одно старое фото, с того же сайта Pastvu.com, 1940 года - на котором видно, что путей в выемке два:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь 1940

Хотя, вполне возможно, что второй путь относился не к Николаевской ветви, а был, например, подъездным к заводу "Калибр" или хлебокомбинату. Подробностей, увы, не нашёл. Поэтому идём дальше. Это вот тут рядом, тут евангелисты сидят:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_092727

Но нас они не очень интересуют, поэтому идём дальше. Бульвар тут начинает подниматься относительно расположенных по обе стороны от него проезжих частей улицы, и можно подумать, что под ногами - бывшая железнодорожная насыпь - но это не так: здесь путь проходил в достаточно глубокой выемке, которую пересекало несколько мостов. Видимо, при засыпке выемки в шестидесятых немного перестарались с количеством засыпаемого грунта, отчего тут получился некий бугор:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_092534

Где-то там была одна из проходных завода "Калибр", оттого дома тут стоят под необычным углом:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_092445

А это сам Сергей Годовиков, в честь которого названа улица. Герой Советского Союза, командир пехотного взвода, который одним из первых переправился через Днепр во время его форсирования в сентябре 1943 года, и погибший в этом бою. Сам он - местный уроженец, родился в селе Марьино, на месте которого сейчас и проходит улица, названная его именем, и до войны работал на заводе "Калибр":

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_092054

Ну правда ведь, очень похоже на старую железнодорожную насыпь?:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_092039

Но нет, насыпь тут хоть и была - но начиналась чуть дальше. Вот проходная бывшего завода, а ныне технопарка "Калибр", когда-то выпускавшего точные измерительные инструменты. Заводы в современной Москве её руководителям оказались не нужны, "Калибр" номинально хоть и существует, как завод, но с конца нулевых практически ничего не выпускает, а штангенциркули и микрометры мы нынче закупаем в Китае...

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_091721

Слева - новодельное здание делового центра, носящего всё то же имя "Калибр" - и вот в этом-то месте, где он стоит, Николаевская ветвь начинала подниматься из выемки на довольно высокую насыпь:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_091708

Видно, как улица плавно поворачивает влево, повторяя маршрут проходившего здесь пути. Хотя шёл не прямо по нынешней проезжей части, а чуть левее, где забор. Впереди видны корпуса строящегося ЖК "iLove":

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_091325

Пересечение с улицей Бочкова. Судя по старым картам, пути ветви в этом месте шли уже по довольно высокой насыпи - настолько высокой, что под ней располагался проезд дороги, ведшей от завода "Калибр" в Останкино:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_091048

НИКС когда-то, лет пятнадцать назад, был одной из самых известных компаний в Москве, торговавших компьютерами и комплектующими. Он и сейчас работает - но объёмы и известность, конечно, уже совсем не те:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_090616

А тут улица Годовикова пересекается со Звёздным бульваром. Наша ветка здесь уходила круто влево, в сторону виднеющегося вдали розового здания:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_090448

Тут от насыпи тоже не осталось ни следа:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_090157

Звёздный бульвар упирается в перекрёсток Аргуновской и Новомосковской улиц, и районную тепловую станцию "Новомосковская", 1965 года постройки. Кстати, она, вроде как, выведена из эксплуатации. Видите слева в её ограде ворота? Насыпь Николаевской ветви шла как раз в их направлении:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_085454

А вот расположенному напротив бывшему хлебозаводу имени Микояна 1937 года постройки повезло - он вполне работает. Ещё бы ему не работать, он нынче входит в состав кондитерского концерна "Fazer":

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210425_085334

Вид с перекрёстка Аргуновской улицы и Звёздного бульвара на север:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_084520

А ровно сто лет назад это же самое место, в этом же ракурсе выглядело вот так (фото всё с того же сайта Pastvu.com). Дорога, уходящая за кадр вправо - нынешняя Калибровская улица, а лет семьдесят назад она называлась улица Марьина деревня:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь m36andm6x34azylfcv

Непосредственно возле путей ОЖД никаких следов ветви не осталось совсем. А ведь тут ветка проходила над главным ходом по путепроводу:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_083912

На месте путепровода сейчас железнодорожные постройки. А на другой стороне видно серое здание автотехцентра - там и была западная часть путепровода:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_083826

Перейдём пути, и посмотрим от техцентра назад. Да, никаких следов...

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_090214

Ну, а дальше ветвь, всё так же по высокой насыпи, уходила дальше, пересекая ещё одним путепроводом Огородный проезд. Путепровод этот продержался дольше самой ветки, аж до девяностых. Но сейчас от него не осталось ничего. А вот на другой стороне проезда - удивительно! - сохранились останки насыпи:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_090721

В самом начале она явно срыта - зато чуть дальше поднимается на приличную высоту. Это и не удивительно - в этом месте она проходила по ещё одному путепроводу, над 6-м Лихоборским проездом (сейчас это 17-й проезд Марьиной Рощи). А ещё к ней прямо в этом месте слева примыкала ещё одна соединительная ветвь - Царская, или Императорская, соединявшая Николаевскую ветвь с Алексеевским постом Алексеевской же соединительной ветви, шедшей в сторону Белорусского вокзала. Конечно, сейчас от неё не осталось и следов:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_090842

Вот он, 17-й проезд Марьиной Рощи, внизу. А насыпь бывшей ветви продолжается за ним:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_091026

Что любопытно - на всём протяжении насыпи она застроена гаражами:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_20210511_091615

И длина этого гаражного кооператива, носящего имя "Станколит-Металлург" - по которому сразу становится ясно, какому предприятию отдали насыпь после снятия путей для постройки гаражей - тянется без малого на километр. Что бы в районе нынешней улицы Добролюбова примкнуть к путям Рижского направления. Вот он, перегон Рижский вокзал - Шереметьевский пост - станция Подмосковная. А вон там вдали, где пути поворачивают влево, к ним и примыкала Николаевская соединительная ветвь:

По следам исчезнувших железных дорог Москвы: Николаевская ветвь IMG_9293

Почему же её, в своё время, разобрали? Есть версия, что строилась она, в основном, для передачи царских поездов с Николаевской железной дороги. А, как не стало царей, и надобность в ней отпала :) Другим же поездам для передач вполне хватало Алексеевской ветви, существующей и поныне. Ну, а нам, на память, осталась улица Годовикова с её оригинальной конфигурацией, да длинная насыпь, застроенная гаражами.

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Средства оповещения о тревоге обычно делают довольно компактными. Но так бывает далеко не всегда. Мобильные сирены нередко ставились на колесные и гусеничные шасси. Но всех превзошли американцы. В 1941 году на свет появился Chrysler Bell Victory Siren, брутальный аппарат, ставший ...
Установив и опробовав купленную сегодня регулируемую с помощью пульта управления кровать , могу сказать, что мне и мужу она показалась очень удобной. В прошлом посте показала, как она выглядит в магазине, а теперь по просьбе друзей рассказываю с ...
Катастрофа сегодняшнего дня : в опору моста в городе Балтимор (штат Мэриленд, США) врезался контейнеровоз. В реку рухнуло несколько пролётов моста. На мосту в момент аварии были ехавшие по нему автомобили ,несколько из них упало в воду . ..... ...
Урок, 1955 Родной дите на периферию! 1954 ...
Wenceslas Hollar Антропоморфные пейзажи XVII века. Возможно идея навеяна архитектором Дейнократом , который хотел превратить гору Афон в памятник Александру Македонскому Matthäus Merian the Elder Johann Martin Johann Martin Johann Martin Matthäus Merian the Elder ...