По следам ободранных обоев...

Говорю:
- Понимаешь, Лиза, почему нельзя обдирать обои?
- Потому что будет некрасиво и неаккуратно, потому что клеить их придется и покупать...
- Это так. Но ты понимаешь, почему я так расстроилась? Не потому, что некрасиво и неаккуратно, хотя это так.
Вот смотри. Вот эту книжку бабушка подарила тебе на день рождения. Она тебе нравится?
- Да, - напряглась Лиза.
Беру в руки книгу.
- А теперь представь Лиза, что я вот беру твою книгу, которая такая красивая и аккуратная, и раз! Начинаю рвать в ней странички, - открываю книгу.
- Неееет! - вопит Лиза и начинает хныкать.
- Стоп. Не хнычь. Я не буду рвать твою книгу. Я просто пытаюсь тебе объяснить, что я почувствовала, когда увидела ободранные тобою обои. Тебе понравится, если я порву твою книгу?
- Нееет, - успокаивается.
- Тебе будет неприятно, если я порву твою книгу?
- Да...
- Ты заплачешь и расстроишься?
- Да...
- Будет обидно, что мама вдруг ни с того ни с сего просто так взяла и испортила твою вещь, сделала тебе неприятно. Обидно это очень, правда?
- Да...
- Так обидно, что хочется прям плакать и плакать?
- Да...
- Вот, Лиза, вчера, когда я увидела ободранные обои, я почувствовала вот то же самое, что сейчас почувствовала ты, когда подумала, что я буду рвать твою книгу. Ты понимаешь?
- Эээээ...
- Ты понимаешь теперь почему не надо драть обои?
- Потому что будет некрасиво?
- Лиза, будет некрасиво, да. Но главное не в этом! Главное в том, что ты этим сделала мне плохо и обидно! Ты понимаешь?
- Эээээ...
Вот честно. У меня не сложилось впечатления, что она поняла, что я пыталась ей объяснить.
Ну, во всяком случае, я сделала, что могла. Ничего другого я не придумала.
Потому что просто разговоры на тему у нас уже были многократно, и она четко знает, что обои драть нельзя, потому что "будет некрасиво" и потому что чтобы их "наклеить заново", нужны силы, время и деньги. Но толку от этого понимания, как выясняется - ноль...
|
</> |