П.Н.Мамонов (1951-2021)

— А вот еще, помню, — сказала моя без пяти минут первая жена, —
в школе сочинения задавали. «Человек, на которого я хочу быть
похожим». Сиди и пиши, как дурак. Вот скажи, Вадик, на кого ты
хочешь быть похожим?
— На Петю Мамонова, — вырвалось у меня.
— Ну! — удивилась Ленка. — Разве этому тебя в школе учили? Я еще
понимаю: на Павку Корчагина или на Юру Гагарина. А ты вдруг: на
Петю Мамонова...
Смех смехом, но Мамоновым в ту пору я действительно не на шутку
болел. С первого же раза, как увидел его живьем на концерте в ДК
Ленсовета весной 1989 года. Это было колдовство и магнетизм. Из
глубин своего хтонического подсознания Мамонов выволакивал и
показывал миру нечто неуловимое и неназываемое, но очень значимое
для той удивительной эпохи, в которую выпало взрослеть моему
поколению.
Всю последнюю неделю, следя за новостями из Коммунарки, где Петр
Николаевич умирал от ковида, я пересмотрел кучу видео на Ютубе.
Песни, интервью, отрывки из спектаклей... И совсем ранние, из
восьмидесятых, и совсем недавние. Для меня осталось загадкой: как
может человек столь болезненно изломанный быть одновременно столь
цельным? Настолько цельным, что даже не нужно осваивать актерское
мастерство для съемок в кино, а достаточно быть в кадре самим собой
— и удастся осилить самые разные и самые сложные роли.
Его называли и юродивым, и скоморохом, и панком. Но «фигляром» —
никогда. Не припомню такого. А какого-нибудь Охлобыстина иначе и не
назовешь, сколько бы тот ни пыжился. Цельности не добрал.
Превращение Петра Мамонова в ревностного христианина, которое
многих оттолкнуло, было, по-моему, и логичным, и органичным. Где же
еще быть юродивому, как не во Христе? В своих последних
выступлениях он иной раз ударяется в совершеннейшее мракобесие — но
остается при этом и искренним, и увлекательным, и даже
трогательным.
Спи спокойно, Петя. Ты был крут.
|
</> |