...Плюс вторая автобусизация всей Прибалтики
periskop — 14.09.2015 Вернулся, наконец, домой после двух с лишком недель отсутствия.В этот раз, как никогда плотно, пришлось столкнуться с автобусами дальнего сообщения. Разово, конечно, я ими пользовался и раньше - но тогда не было необходимости пользоваться постоянно. А в этот раз пришлось много: летом скончался в страшных муках поезд СПб - Вильнюс, сейчас "приплывает" к закономерному цугундеру питерский поезд на Ригу, да и межбалтийское сообщение тоже тотально автобусизировалась - так как сегменты бывшей единой Прибалтийской ж.д. схлопнулись в локальные пригородные сети своих маленьких королевств и давно уже не имеют сквозного ж/д сообщения меж столицами. В том числе пришлось пережить и три ночных переезда, хотя я изо всех сил старался их минимизировать.
В общем, испробовал и Симплов, и Эколайнс, и распиаренный Люкс Экспресс и даже один раз взял на Люкс Экспресс Специаль (это такой элитный ЛЭ бизнес-класса). Что можно сказать обобщённо, по итогам такого передвижения?
Автобус на ночь - зло. Крайнее зло и системный некомфорт. Даже и Lux Express Special, с разложением подставки для ног и расширенными габаритами. Всё равно потом отходишь сутки, от такой поездки. И никакой бесплатный кофе-чай, бесплатный wi-fi, никакие свистелки-перделки-экранчики не стоят и рядом с ценнейшей возможностью просто лечь выспаться в нормальной позе, а потом принять сидячее положение или просто пройтись - как хотя бы в самом простом обычном советском плацкарте, на нижней полке. "Никогда больше" сказать не получается - ибо в Прибалтике всё неавтобусное межлимитрофное сообщение за постсоветский период благополучно убито.
И потом совсем иными глазами читаешь наезды комментаторов на ж/д сидячки - "типа, якобы, отшень плёхо сидеть и ехать в поезде больше пяти часов". Это в поезде-то, где абсолютно все межпассажирские габариты намного свободней автобусных! А, блеать, ехать в тесном автобусе 12-15 часов с пересадкой - это хорошо, да? Короче, кто вам будет запевать насчёт "удобных автобусов", которые "успешно заменили везде поезд" - сразу пробивайте таким автопевцам в их наглое рыжее табло. Ибо врут, как Троцкие. Совершенно несопоставимые условия, если надо ехать ночь.
Ещё одна неприятная особенность тотальной автобусизации - это то, что поисчезали прямые маршруты. Например, теперь нельзя прямым рейсом уехать из Питера в Вильнюс. Автобусные компании делают хабы-пересадки, и ими являются по Прибалтике Рига и Каунас. А в Варшаву надо нудно пилить почти сутки, через Беларусь и Брест.
В конце концов я уже стал думать про авиацию - ну, типа, немного порассекаю на каком-нить масеньком эмбраере из Варшавы в Таллин, к примеру. Так нет же! Если есть прямой рейс, то он, как правило, по цене 400-500% от автобусного, или 250%, но с пересадкой в Риге, так что и всё удобство напрочь исчезает. Акции и всякие плюшки в моём случае не подходили от слова никак (да, они кое-где по направлениям были) - ибо мне надо было быть в пунктах назначения в конкретно определенные даты, а не когда удобно по акции.
Ниже - немного картинок и полезных открытых мной в пути лайфхаков для тех бедолаг, кому всё-таки суждена ночь в автобусе.
2. Балтийский вокзал. Теперь он вместо Витебского, если надо в Прибалтику. Автобусы на Прибалтику собирают народ именно тут. Но надо знать, где садиться. Информации внутри вокзала никакой нет (в Варшаве, кстати, то же самое).
3. Симпл Экспресс. Удивительно, но для ночного переезда он оказался самым адекватным, намного лучше более дорогого Люкс-Экспресса, по причине нюансов конструкции сидений. Ниже поясню, почему. Дорога СПб - Вильнюс: через Ригу с пересадкой и можно взять билет за 1700 р. (для сравнения - поезд перед его кончиной стоил за нижнюю полку плацкарта 6800 р.).
4. Наш Симпл прибыл в Ригу на автовокзал.
Полезные лайфхаки для Симпла:
1) Берите билеты как можно дальше к хвосту: тогда вероятность, что в компоновке 2+2 у вас не будет соседа, резко вырастает.
2) Если едете вдвоём, то берите два места у окна и в хвосте: тогда с вероятностью 70-80% у вас на двоих будет два полуряда, т.е. 4 сиденья. Как я обратил внимание, на передние места до середины автобуса как правило все сидят плотно, а затем по одному, ближе к хвосту.
5. Ага, а вот теперь более комфортный Люкс Экспресс, с перделками-экранчками и бесплатным кофе. На дневной переезд - идеальный транспорт. На ночной - много хуже Симплов, по причине иной конструкции сидений.
6. А вот и разгадка, почему. Потому что в Люкс-Экспрессе хера с два вы приляжете ночью, если места в хвосте свободны. И не выйдет частично растянуться в два кресла на обычном сегменте, если нет соседа. Потому что - как видите. Понятно теперь? :)
7. Хотя, в общем, бесплатный кофе в дороге это хорошо. Но не на ночь.
8. В Варшаву из Вильнюса я исхитрился и взял на новый для меня класс Lux Epress Special. Это к тому же был единственный рейс, которых не шёл через каунасский хаб с пересадкой. И не ночной - в 6.40 уходил, в 13.00 в Варшаве. Удобно, т.к. ночь не ночевать в пути. Это вам не поезд, тут не поспишь толком.
9. Вот такая компоновка, 2+1, в отличие от обычного Люкса. А, и тут ещё по розетке на каждого, а не одна на двоих, как в обычном.
10. Здесь тоже безоговорочно не выйдет поспать на двух креслах, однако внизу - посмотрите - есть кожаная полумягкая подставка, её можно поднять, положить на неё ноги и принять положение "очень полулёжа". В принципе, неполноценно - но можно покемарить. Этакий бизнес-класс в среде автобусов.
11. А это уже обычный ЛЭ, из Варшавы обратно. Что интересно - хотя автобус идёт в пределах Польши и Литвы, но второй язык после английского - русский. Потом уже польский. Объявления все на русском, польском и английском. Шоферы русскоязычные, т.е. свободно владеют, с лёгким разве что прибалтийским акцентом. Пассажиров русских много - до половины от всех.
12. Транзитный Люкс-Экспресс на автовокзале Вильнюса.
13. А вот и сам вильнюсский автовокзал.
По транспортной активности (междугородних перевозок и наполненности автовокзалов): визуально самый живенький из столиц Прибалтики - Таллин. Почему, не совсем понятно - он же на самом краю. Рига тоже, в принципе, наполненная. Самый выморочный - Вильнюс. Особенно вечером. Даже немного страшновато, и чувствуешь себя персонажем того самого анекдота. Помните, да? ("просьба к последнему пассажиру, покидающему нашу страну, выключить свет в аэропорту при проходе на посадку")? Очень стойкое ощущение, что Литва вся перелетела в англии-ирландии и прочие норвегии.
14. Снова проверенный Симпл с простыми мягко-матерчатыми сидениями без выступающих разделителей между ними (см. фото №6). На ночь, если некуда деваться и нет иных вариантов - только им. В этот раз до Риги и вообще два сегмента рядов в хвосте были свободны - так что и я и мой сосед-восточный немец (рядом дальше) просто легли и растянулись ногами на соседние ряды. И поспали горизонтально, худо-бедно.
15. У Симплов тоже стали появляться перделки-экранчики (в них есть и хром для Интернета, кстати - так что он заменяет планшет). 7 языков в наличии. Но чтобы понять, как его выключить на ночь, чтоб не светился - тоже надо попервости поломать голову :)
16. Симпл на таллинском автовокзале.
17. Впрочем, я вот тут капризничаю и жалуюсь на ночные переезды, а есть много людей, которые едут двое суток вот в таких украинских автобусах в условиях на порядок более худших. Этот автобус шёл на Одессу (!). При мне какой-то перец с пристрастием приставал к шофёру с вопросами, "когда же вы включите кондиционер" и "рабочий ли он в вашем автобусе"? Ну и сами условия там на порядок хуже, а техника старше.
18. Музейный автобус ЗиС на таллинском автовокзале. Молодцы, крутой памятник при входе!
Что касается Польши, то там не настала такая тотальная автобусизация. Железка (PKP) работает очень активно. Впрочем, на них, когда я жил на катере на Висле, очень волокли тётки с рецепции, я с ними душевно общался по вечерам. Я было удивлялся - так как мне очень нравилась там система этих варшавских S-bann и проходящих электричек КМ, на которые действительны городские билеты.
19. Но как-то раз в один прекрасный вечер попал под замес на Варшаве-Заходне (на фото - Варшава-Гданьска, откуда я ехал на Заходню). И тогда только понял их наезды: всё опаздывало на разные интервалы, наступил хаос и было совершенно непонятно, какой же поезд в центр будет ближе по времени и на какой платформе. Так вот вся польская публика и бегала по тоннелям, как в приснопамятной Генуе в 2011-м :)
20. Вокзал Вильнюса. Пока что не стал шалманом, а используется по назначению. Хотя ниточка межгоса осталась только на Москву (смешной поезд в 3 вагона) и очень активно через него идёт транзит на Калининград. Калининградские проходящие поезда огромны, по 15-18 вагонов и смотрятся гигантами, относительно местных.
21. Вокзал Таллина отдан частной конторе и превратился в шалман. Там и магазин (что удобно), и почему-то полчища местных бомжей (в т.ч. и эстоноязычных - что меня удивило). Отчего там не гоняют бомжей, непонятно, они постоянно смущают публику в зале ожидания.
22. Местная пригородная сеть Эстонии поддерживается в хорошем состоянии, трафик живой и радикально сменена старая рижская техника, на Штадлеры. Теперь только они и их тут зовут "морковки". Но межгоса на другие столицы Прибалтики нет, кроме русского на Питер-Москву, введённого буквально этим летом. Эстонские поезда на Москву и Питер от компании GoRail все нонче померли, так что РЖД пустило свой поезд.
23. Внутри Балтийского вокзала Таллина. 80% его теперь занимает супермаркет. Информации по поезду на Питер нет нигде, я обыскался. Потом пришёл на инфостойку, а мне справочная тётенька и говорит: "а про него - на втором этаже". Поди ещё догадайся!
24. Новый "эстонский" поезд от РЖД, взамен померших Го-рэйловских, я протестировал вчера и им как раз и вернулся в Северную Пальмиру. Но о нём будет отдельный пост-отчёт.
Такие дела.
Теперь надо возвращаться обратно, в питерскую жизнь :)
|
</> |