Плоские онтологии
staerum — 23.11.2025
Поскольку моё философское образование находится на уровне статистической погрешности, и системно заниматься им я пока не планирую, за дело берётся провидение. Так вчера я узнал к какой схеме мышления я невольно присоединился в прошлом посте, посвященном созданию онтологии модальностей опыта.
Оцените как мне в голову попадают знания — я читаю комментарий к посту в канале посвященном
литературе на который подписан. Комментарий по ссылке ведёт в
другой канал посвященный поэзии. Там я, пролистывая свежее,
нахожу ссылку на канал посвященный философии с интересующей меня темой. В свою очередь, последний
канал с постами по нужной мне теме внезапно ведёт мой
ЖЖ-френд, который в ЖЖ про это почему-то не пишет! Френд — Нина
Ищенко
ninaofterdingen, а тема, собственно —
плоские онтологии.
Там рядом лежат и аудиозаписи уже другого обсуждения, но тоже посвящённые плоским онтологиям. Конкретно плоским онтологиям Грэма Хармана. Он, правда, идёт не от опыта субъекта, а от объекта.
Ключевые мысли о плоской онтологии, которые звучат в докладе (это я больше для себя фиксирую, не уверен, что многим будет интересно):
1. Плоская онтология противопоставляется иерархическим онтологиям (Платон, досократики, атомизм, Лейбниц и др.), где:
• есть «первоначало» (идеи, вода, огонь, атомы, монады),
• оно считается более «настоящим» бытием, чем обычные вещи,
• вещи вторичны и менее реальны, чем это первоначало.
2. Плоская онтология отказывается от любой онтологической иерархии:
• нет онтологически высших уровней и привилегированных
сущностей;
• «всё существующее существует на одном уровне»;
• стол так же реально существует, как атом, и должен изучаться на
своем уровне, а не сводиться к атомам.
3. Внутри плоских онтологий различаются два типа:
• плоская онтология процессов (Делёз, постмодернизм, Латур,
Бодрийяр, теория симулякров, социальный конструктивизм и т.п.),
где вещи считаются лишь узлами, пересечениями процессов и
отношений, а реально существуют сами процессы/сети/действия;
• плоская онтология объектов (объектно-ориентированная онтология
Хармана), где именно объекты признаются базовыми единицами
бытия.
4. Объектно-ориентированная онтология (ООО) Грэма Хармана — вариант плоской онтологии объектов:
• все объекты существуют одинаково реально (стол, атом,
государство, литературный персонаж, армия, телефон, нейтрон,
футбольная команда и др.);
• объект нельзя свести ни к тому, из чего он состоит (к
составляющим), ни к тому, что он делает (к отношениям и
функциям);
• у каждого объекта есть «остаток реальности», не вычерпываемый ни
анализом состава, ни анализом взаимодействий.
5. Харман критикует две стандартные ошибки, характерные для иерархичных и процессуальных онтологий:
• «подрыв объекта» — сведение объекта к его
субстрату/элементам (вода, огонь, материя, атомы и т.д.);
• «надрыв объекта» — сведение объекта к его действиям, проявлениям,
сетям отношений (эмпиризм Юма, постструктурализм, онтологии
процессов).
6. В плоской онтологии объектов Хармана:
• существуют реальные объекты и чувственные
(интенциональные) объекты;
• реальные объекты — «вещи в себе», принципиально не выводимы
полностью ни из опыта, ни из отношений;
• чувственные объекты и чувственные качества — то, как объекты даны
нам (и другим существам) в восприятии;
• реальные качества и реальные объекты образуют невидимую, но
онтологически полноправную сторону бытия.
7. «Чёрные объекты» у Хармана — чисто мнемоническая метка:
• в его схеме «четвероякого объекта» объекты условно
помечаются «черным» цветом (как масти пик и треф в картах),
качества — «красным» (черви и бубны);
• это технический приём для запоминания структуры (реальный объект,
чувственный объект, реальные качества, чувственные качества), а не
моральная или «зловещая» характеристика реальности.
8. Плоскость онтологии у Хармана означает также:
• человек не занимает привилегированного онтологического
положения;
отношения «объект–объект» устроены аналогично независимо от того,
участвует ли там человек или нет;
• если людей не будет, проблема «вещей в себе» и взаимодействий
реальных объектов останется — в мире по‑прежнему будут объекты,
скрытые друг от друга.
9. В отличие от Лейбница, Харман не делит сущности на «настоящие субстанции» и «вторичные агрегаты»:
• нет онтологически привилегированных «монад» и
онтологически вторичных «хороводов», «машин», «кампаний»;
• любая такая целостность (машина, кампания, персонаж,
правительство, молоток) — полноправный объект с собственным
реальным ядром.
10. Объектно-ориентированная плоская онтология даёт общий язык описания:
• природных объектов,
• социальных образований,
• исторических событий,
• художественных и литературных объектов,
— как равноправных элементов бытия, каждый из которых имеет
собственную недоступную до конца реальность. (тут мы с
Харманом сходимся очень близко)

Общая схема именно объектности, её сильных и слабых сторон с первого подхода мне ещё не вполне понятна. Ещё я не очень понял как ООО работает с должным в противовес сущему (насколько я понял никак) и с опытом (кажется это чувственные объекты и чувственные качества).
Тексты расшифровок аудиозаписей докладов тоже выложу, если разрешит автор.
А в процессе поиска поясняющих видео про ООО нашёлся кусок диалога Питерсона и Джона Верваки (John Vervaeke) про ООО и про то почему мы не сможем решить проблему сознания не меняя онтологии (great minds think alike, doh).
|
|
</> |
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
7 фильмов-сказок студии Дисней
Роланду Эммериху — 70
Жаклин
Была счастлива
Как вам такая география?
Наталья Давыдова: художница-невидимка русского модерна
После Толстого...

