Плохой-хороший Якунин

топ 100 блогов vova-borodach10.09.2015 Несмотря на то, что некоторые меня считают "прокремлевским пропагандоном" и даже были предположения в комментариях, что я якобы тружусь в поте лица на некую "башню Кремля", это совсем не так. И моя "прогосударственная" точка зрения, отнюдь не означает, что я ситуацию в России идеализирую.

Один из моих "нелюбимых" персонажей из числа управленцев современной России - это известный я думаю всем господин Якунин. Сейчас от железнодорожных дел он отставлен, поэтому я решил попробовать описать его достижения на этом поприще максимально объективно.

Плохой-хороший Якунин

Итак, сразу оговорюсь, что в басни про его "шубохранилища" я не очень верю. Во первых, шуба на мужчине смотрится нелепо, если он не сутенер или наркотороговец, конечно, а во-вторых, умные люди вкладывавют сбережения не в шубы, а в гораздо более интересные вещи. Назвать Якунина дураком - я не могу, даже если мое отношение к нему достаточно противоречивое.

Начну я с "хорошего Якунина". Железнодорожное хозяйство досталось ему далеко не в самой лучшей форме. В 90-е и начале "нулевых" в России почти не производилась замена локомотивного парка. Было нормой видеть даже кое-где в эксплуатации, электровозы ВЛ22м, "помнящие" еще Сталина. То что еще кое-как ездило - давно выработало все ресурсные сроки эксплуатации. Собственно, отечественная система производства подвижного состава уже опустила руки и почти ничего нового не стремилась разрабатывать. Параллельно шел процесс консервации (читайте - фактического закрытия и разграбления) целых железнодорожных линий. Под угрозой закрытия оказалась даже линия Туапсе-Веселое вдоль побережья Черного моря - её реконструкция была признана очень дорогой и нерентабельной. Пассажирские перевозки осуществлялись старым вагонным парком, в основном выпущенном еще при СССР, устаревшим как морально, так и физически. А пригородних составов не хватало вовсе, особенно после того, как производство электро и дизель поездов оказалось в заграничной Риге. В депо мастерили различные самоделки из старых вагонов и локомотивов, чтобы хоть как то выполнять графики. Например, были они такими:
Плохой-хороший Якунин
Это все было, конечно, не от хорошей жизни. Но Якунину удалось путем коммерционализации перевозок, сделать из убыточного железнодорожного транспорта, каким он достался в наследство ОАО РЖД от МПС - более или менее прибыльную компанию, которая оказалась способна инвестировать средства в разработку парка подвижного состава, его закупки и реконструкцию путевого хозяйства. Современный подвижной состав - с которым Якунин оставил ОАО РЖД - это несомненный прогресс, в сравнении с ситуацией 10-15 летней давности. Для тех, кто сомневается - прогуляйтесь по фотогалерям сайта фанатов железных дорог и сравните сами. Благодаря Владимиру Якунину у нас стали железные дороги не только разбирать и консервировать (этот процесс при нем замедлился), а еще и строить. Благодаря РЖД был практически завершен проект по строительству железнодорожной линии в Якутии, которая была жизненно необходима в этом регионе и о которой я уже писал. Даже критикуемая отчасти скоростная линия Москва-СпБ, это тоже технологический прорыв, пусть и совершенный посредством иностранных технологий. Кроме того, до многих "заброшенных" еще с советских лет участков железных дорог при Якунине наконец дошли руки. Например, наконец стали перешивать колею Сахалинской железной дороги на "континентальный стандарт". Вроде бы мелочь, но до неё руки не доходили даже у "гиганта" МПС СССР, где не особо считались с затратами на массу проектов. Провели реконструкцию почти всех вокзалов и станций. Наконец, у РЖД появился свой корпоративный силь, который многие критикуют, в том числе и обосновано, но если учесть, что до этого у железных дорог СССР и России вообще никакого корпоративного стиля не было, то это тоже своего рода прорыв в маркетинге.

Так чем же тебе Якунин не нравился на посту руководителя ОАО РЖД?, спросите Вы. Поешь, тут ему сплошные хвалебные псалмы, кремлевский пропагандон - Вова_Бородач.

Не спешите с выводами. Были у Якунина и минусы. Сейчас мы о них и поговорим. Во-первых, мне лично была непонятна его страсть к закупкам импортного подвижного состава. Конечно, в СССР этим тоже баловались, например все пассажирские электровозы советских железных дорог - были произведены в Чехословакии, значительная часть дизель-поездов - в Венгрии, а купейные вагоны и рефрежираторы - покупали в ГДР. Но зачем было закупать такое дикое количество электропоездов "Ласточка" у Сименса? Об этом я тоже писал гневный псто в свое время. И это - при наличии собственных наработок и производственной базы в Мытищах и Демихово. Что-то мне слабо верится, что в Мытищах способны создать современный дизель-поезд РА2, который между прочим, экспортируется даже на "родину дизель-поездов" в Венгрию, но при этом не могут создать ничего подобного немецкой "Ласточке". И в области "сапсано-подобных" технологий, в России были собственные наработки. А так, получилось, что мы "проспонсировали" развитие производства подвижного состава в Германии. Не очень патриотично получилось, и не очень правильно с рациональной точки зрения. Своих конструкторов надо выращивать, а не импортных.

Не совсем удачным я считаю и проект строительства железнодорожной трассы до Красной Поляны. Денег в проект было вбухано немало, за что Якунина критиковали либералы всех мастей. В итоге линию построили. Да, она была своеобразным прорывом в технологиях, но... Прошла Олимпиада и участок стал постепенно превращаться в малодеятельный. Как и ответвление в адлерский аэропорт. Его бы можно было "спасти", продлив через Кавказский хребет к станции Щедок на противоположенной стороне. Всего лишь каких-то 60 километров. Но линия задумана как "скоростная", да и пропускной способности имеющейся железной дороги через Туапсе хватает с лихвой.

Кпоме того, Якунин поступал как хороший менеджер-экономист. Он "отсекал" от материнской компании - все не очень прибыльные направления деятельности. Например, пригородние перевозки. Не для кого не секрет, что они были убыточными в целом еще со времен СССР. Но в МПС находили выход - покрывать убытки от пригородних перевозок - прибылью от перевозки грузов. Грузовые перевозки в "советской" системе железнодорожного транспорта фактически "кормили" местное пассажирское сообщение, которое обывателям обходилось в сущие копейки. Это направление деятельности РЖД - отсекло, отдав его на откуп местным князьям. Что получилось из этого - я писал еще полтора года назад. В конце-концов, дело чуть было не завершилось массовой отменой электропоездов в провинции в начале этого года. Потребовался пинок от Президента России, чтобы электрички окончательно не отменили. Весьма спорна и тарифная политика Якунина в отношении дальних пассажирских перевозок, на ряде направлений она "сравнялась" со стоимостью авиаперелетов.

При всем уважении к появлению нового подвижного состава на отечественной железнодорожной сети и выводу её из кризиса после 90-х, нельзя записать эти "огрехи" в управлении Якуниным ОАО РЖД - в его актив, как "плюсы".

Собственно, он строил из ОАО РЖД в перспективе некое подобие железных дорог в США. Где при переводе их деятельности на сугубо "коммерческие" рельсы, также "отсекли" все "убыточные направления", оставив на большинстве линий только грузовые перевозки. В итоге, на всю Америку осталось всего несколько деястков пассажирских поездов дальнего следования, а пригородние поезда там обращаются только в окрестностях нескольких крупных городских агломераций. Только там, где они прибыльны. Но Россия, это не США, где всю страну покрыли сетью автомобильных дорог и аэропортов, а личное авто есть почти у каждого взрослого члена семьи. В России есть масса мест, где железнодорожный транспорт - является единственным способом передвижения. Без всякой альтернативы. Поэтому американский путь "развития" деятельности железных дорог, для нашей страны был неприемлим.

Поэтому, если говорить о деятельности Владимира Якунина на посту руководителя ОАО РЖД - то она была и позитивной и негативной одновременно. Смотря с какой стороны деятельности на неё посмотреть. Это, конечно мое частное и личное мнение. Я бы попросил высказаться, может быть я что-то забыл упомянуть или вовсе заблуждаюсь?

View Poll: #2021936

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На улице? Разве уличные менялы ещё существуют? Существуют, и ещё как, охотятся за нашими денежками и довольно успешно. Их можно встретить на вокзалах (что понятно) и оптовых рынках, куда приезжают закупаться с раннего утра люди из провинции. ...
Это Зоя Космодемьянская, которую ведут на казнь. Вот интересно, откуда все время всплывают новые снимки? Если не ошибаюсь, фотографий казни было всего ничего - пять, что ли. Во всяком случае, мать Зои вспоминала только те несколько, которые нашли у убитого немца. Но с ...
(c) ...
Когда-то чучела были необходимым элементом в сельскохозяйственной культуре человека. Одинокие, наряженные в трепыхающиеся на ветру рубища, они пугали птиц, да и не только их. Сколько легенд жутких сочинили люди про внезапно оживших обитателей полей!  Не удивительно, что эта ...
Отговорите чтоли от Астры Н ГТЦ, 1.8 ат, от 2008 г.в. Как там с надежностью, угодна ли для последующей продаже всяким ТП и т.д.? нету ли странных звуков при поездке в тихий лес? ...