Плывите, шпроты


Ровно 35 лет назад, 25 сентября 1989 года, Верховный Совет Литовской Советской Социалистической Республики абсолютным большинством голосов принял постановление о незаконности вхождения Литвы в состав СССР в 1940 году. Можно сказать, что в этот день включился таймер бомбы, заложенной Лениным в фундамент советской империи в виде постулата о праве союзых республик на свободный выход из Союза. В дальнейшем это положение оставалось во всех советских конституциях — и в сталинской, и в брежневской.
Примечательно, что Московское руководство СССР не стало разгонять и даже формально осуждать литовский парламент, принявший явно подрывное и разрушающее страну решение. Видя такое попустительство, примеру Литвы вскоре последовали Латвия, Эстония, Армения, Азербайджан, Грузия и Молдавия.
И "союз нерушимый" посыпался как карточный домик, хотя, финальная точка в его истории была поставлена только через два года, когда Госсовет СССР 6 сентября 1991-го официально признал независиимость прибалтийских республик, в тот же день ее признали США и Великобритания, а затем и другие страны.
Впрочем, мне уже в 1989-м было абсолютно ясно, что СССР — обречен и долго не протянет. Слишком могучие и влиятельные силы были заинтересованы в его ликвидации, а сам он в лице его тогдашнего руководства не делал ничего для своего спасения, за исключением отдельных безнадежных попыток, напоминавших предсмертные конвульсии.
Вверху: митинг за независимость Литвы в Вильнюсе, а внизу — антисоюзный митинг москвичей на Манежной площади в марте 1990 года.

|
</> |