Плен

По поводу самого факта сдачи в плен и молчания на допросах.
Наши страны не воюют между собой. Нет того ожесточения, какое было в Великую Отечественную:
Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвом стоял.
Так хотел он — его вина.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его жена
Понапрасну пусть будет ждать.
К противнику в этой гибридной войне нет той испепеляющей ненависти, которая позволяла некоторым (подчеркну это слово) людям бесстрашно держаться на допросах и терпеть ужасающие пытки во время войны с нацистами. Вместе с тем, это не означает, что людей со стальной выдержкой и незыблемыми убеждениями сейчас нет. Считаю, что такие люди есть во все времена, но сам характер нынешней войны не способствует массовым проявлениям несгибаемости. При попадании в плен к противнику тебе, военнослужащему, с большой вероятностью не будут отрезать на камеру голову, половые органы, распинать на крестах и прочая, и прочая. Плен, как показала практика прошлого года, это достаточно быстрый обмен тех на этих в целости и сохранности. Поэтому, в отличие от тех же "чехов", складывается впечатление, что в плен к украинцам попасть не так безнадежно. Это опять же не означает, что в плен вообще кому-то хочется попасть, или что плен - это такое няшное место, куда надо стремиться, и где пони какают фиалками. Нет, плен - это тяжелейшее испытание. Из него можно и не вернуться. Для кого-то сама возможность попасть в плен (даже относительно гуманный и цивилизованный) неприемлема, т.к. человек может быть воспитан на том, что это недопустимый позор. Например, обсуждаемый последние дни капитан говорит, что хотел подорвать себя гранатой, чтобы не сдаваться. Не смог, потому что был тяжело ранен в руку.
Пленные есть в ходе любых войн и у каждого из них обстоятельства пленения разные. Кто-то бежит сдаваться сам. Кто-то бьется до конца и сдается, исчерпав все попытки сопротивления. Кто-то хочет напоследок вместе с собой забрать еще парочку врагов и успевает либо не успевает это сделать. На мой взгляд, безусловного осуждения заслуживают лишь те, кто сдается сам, не находясь при этом в критической ситуации. Оба же обсуждаемых пленных были тяжело ранены.
Теперь подробнее о необходимости молчать на допросах. В современном мире достаточно много способов развязать язык, причем банальное избиение руками и ногами это так, легкие цветочки. В нашей ситуации человека взяли с перебитой бедренной костью, истекающего кровью. Навскидку, один из вариантов быстро "сломать" прост: "Так, солдатик, медики говорят, что спасти твою ногу от ампутации практически невозможно. Сейчас будем отрезать. Будешь теперь инвалидом. На всю жизнь. В колясочке кататься, подаяние просить. Впрочем, можем попробовать вылечить. Потом к мамке отпустим, проживешь еще лет 50 человеком, а не обрубком. Нужна нога? Говори: кто такой, откуда, подразделение, задачи?! Да не молчи, сынок, не молчи, а то прямо сейчас без наркоза отрезать будем. Или так оторвем. Ну?!". И вот у вас 10 секунд на подумать: остаться без ноги или дать сведения. Долго думать не дадут, первичное непрерывное давление для морального слома - самое важное.
Способов сломать очень много. С верхушкой айсберга можно ознакомиться, посмотрев некоторые видео на этом канале.
Вот пленный украинский солдат выкладывает сведения о своих
https://youtu.be/pUxz06x_tY4
Тут лайт-версия одного из способов, как можно заставить пленных ненавидеть друг друга, показать в негативном свете отношения между пленными общественности (монтаж так себе, могли сделать так, чтобы реальнее выглядело)
https://youtu.be/GPjvlrttKjE
Вот пленные слушают, что их бросило их государство, читают подтверждающие новости, сами просят, чтобы их хоть кто-то спас, раз государство не помогает
https://youtu.be/RvzfzBsIpss
Теперь перейдем к инструкциям, как себя вести в плену, И почему пленные говорят ТАКОЕ.
Пленные находятся в информационном вакууме, их запугивают, пытают, убеждают, что им никто не поможет, кроме... самих мучителей. "Скажи нам это, и мы дадим тебе обезболивающее. И вынем проводки от тапика из раны. Поди, электричество не понравилось, а? И попросим врача, чтобы эту спицу в ногу он вставил правильно. Так чтобы нога нормально срослась, а не как сейчас". При этом совершенно неважно, правильно ли стоит спица, главное надавить на пленного, чтобы он поверил в угрозу своему здоровью.
Опять же, не обязательно воздействовать физически: "В августе прошлого года мы уже отпустили домой десантников. Таких же как ты. Почему отпустили? Потому что они не артачились, все рассказали. Поехали домой, к семьям. И служат до сих пор некоторые. А тебе, молчун, грозит пожизненное за терроризм. Ты же понимаешь, что мы этот срок тебе впаяем? В тюрьме тебя хорошо, думаешь, лечить будут? Еще и посадим к петушкам, которые быстро тебя окучат. Ты, подумай, воин: на одной чаше весов твоя свобода, встреча с семьей, а на другой вся жизнь в тюрьме, инвалидом, которого в ж.. сношают каждый день. Ты же понимаешь, что Россия из-за тебя одного войну не начнет с нами? Санкции, Запад против. Не начнет. Видишь, даже дипломаты ваши к тебе не приходят. Мы их зовем, а они не приходят. Даже и не интересуются у нас ничем. А тебе, поди, говорили, что спасут? Ну, видишь, соврали. Минобороны твое от тебя отказалось. Жена отказалась. Не веришь? Завтра приведем тебе корреспондента из России, он тебе все подтвердит и покажет... Так ты скажешь все как есть? Что россиянин, что военный, что выполнял задачи на Украине? Что война эта глупая, не нужна твоей стране, тебе лично не нужна? Кто в твоей группе был назовешь, один черт в соцсетях у них профили есть, кто хочет, тот и так их находит. Ну, что с того, что ты их назовешь, они же все равно в России останутся, мы им-то ничего сделать не сможем. Обратишься к своим дипломатам, чтобы пришли, наконец. Хочешь же, чтоб пришли? Ну, не молчи, воин, не молчи. Врачи говорят, у тебя гангрена начинается, могут руку/ногу не спасти. Несколько нужных слов и все у тебя будет в порядке. Ты нам поможешь, мы тебе".
И вот пленные публично говорят то, что от них желают услышать. И это активно распространяется в СМИ, потому что у противника именно такая задача: привлечь максимальное внимание к ситуации, выставив ее в нужном для себя свете. Хорошо ли, что пленные сказали то, что сказали? Нехорошо. Могли ли они повести себя иначе, была ли у них такая возможность? Не знаю, не был на их месте. Сидя на диване, плен не ощутишь.
Да, по возможности в плену надо молчать. Да, если молчать не дают, то если и сообщать что-либо, то так, чтобы выдать как можно меньше важной информации. Продолжать верить в себя. Верить в то, что тебя не забыли, что враги врут, дабы тебя сломать. И держаться, держаться, держаться.
Над освобождением парней работают, как бы это и не хотелось (я бы сказал, очень хотелось) кому-либо представить иначе. Желаю успеха переговорщикам, парням в плену - мужества, моей стране - победы в противостоянии.
|
</> |