Племя молодое, незнакомое


Родители часто считают, что точно знают и понимают, о чём думают их дети и чего они хотят в жизни, аргументируя это просто: "они такие же, как мы, мы их воспитали и потому знаем лучше". Такие же, да не такие, каждое поколение чем-то да отличается от предыдущих, и это вовсе не подростковый протест, как думают некоторые, это данность.
Недавно вышла первая часть исследования, посвящённого изучению мира тех, кому сейчас 12-16 лет. Приведу тут лишь некоторые факты, подробности моно узнать в самом исследовании, ссылка будет в конце поста. Думаю, особенно это будет интересно родителям подростков и тем, чьи дети подходят к этому возрасту.
Оценка будущего
- через 10 лет мир будет лучше, чем сегодня — 59%;
- через 10 лет опасностей и трудностей будет больше — 30%;
- затруднились ответить — 12%.
Оценка настоящего
- мир скорее несправедлив и жесток — 50%;
- в мире больше добра и справедливости — 42%;
- затруднились ответить — 8%.
Место человека в мире
- если ты трудолюбив и талантлив, ты можешь самостоятельно добиться успеха — 77%;
- от твоих усилий мало что зависит, всё определяют внешние обстоятельства — 18%;
- затруднились ответить — 4%.
Разница между поколениями (имеются в виду поколения респондентов и их родителей или более старшее)
- да, есть значительная разница, нам сложно понять друг друга — 32%;
- между нами есть некоторая разница, но мы стремимся идти навстречу друг другу — 55%;
- разница не заметна, мы легко понимаем друг друга — 6%;
- затруднились ответить — 3%.
Жизненные ориентиры, примеры для подражания
- окружение (родители, родственники, преподаватели, друзья, знакомые) — 70%;
- селебрити (блогеры, актёры, музыканты, спортсмены, политики) — 47%;
- виртуальные герои (из книг, фильмов, игр, исторические деятели) — 39%;
- нет ориентиров — 8%.
Жизненные цели (топ-5)
- заработать много денег, обрести материальную свободу — 62%;
- получить хорошее образование и перспективную профессию — 54%;
- создать семью — 35%;
- создать свой бизнес — 35% (одновременно семью и бизнес назвали только 13%);
- быть по-настоящему независимым в своих мыслях и поступках — 28%.
Нет целей у 1% участников опроса, затруднились с ответом — 1%.
Отношение к техническому прогрессу
- это благо, он делает жизнь лучше — 79%;
- он порождает опасности для общества, не факт, что к нему надо стремиться — 13%;
- затруднились ответить — 8%.
Важные для человека качества
- интеллектуальные (юмор, ум, позитивное мышление) — 65%;
- моральные (доброта, верность близким) — 60%;
- волевые (сильный характер, стремление к развитию, энергичность) — 53%;
- социальные (коммуникабельность, умение быть в тренде) — 34%;
- внешние (физическая форма, здоровье, красота) — 29%.
Отношение к деньгам
- деньги — важная, но не главная ценность в жизни, можно быть счастливым и когда их не хватает — 61%;
- деньги решают всё, без их невозможно стать счастливым — 36%;
- затруднились ответить — 3%.
Источник (там не только более подробные цифры, но и цитаты из ответов респондентов, а также сравнения между подгруппами по полу и возрасту).
В целом эти данные меня порадовали, хотя некоторые ответы и удивили. Пожалуй, можно сказать, что получился портрет современных подростков, близкий к реальности.