Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр»

топ 100 блогов sergiovillaggio15.08.2024
Итак, камрады, сегодня мы завершаем рассказ о вспомогательных кораблях Кригсмарине в виде переводов соответствующих частей из сборника "Marine-Arsenal". К сожалению, о вспомогательных кораблях нормальный среднестатистический шиплавер почти никогда не вспоминает и почти ничего не знает. И напрасно... Но, ничего - после прочтения можно будет выдохнуть. На сладкое оставлены самые большие корабли специальной постройки, по иронии судьбы, львиную долю своей карьеры проведшие в нашем флоте.

Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» Wilhelm Bauer in Kiel 19.10.40.jpg
Плавучая база "Wilhelm Bauer" в Киле, 19 октября 1940 г.

Поскольку в долгосрочной перспективе плавбаз подводных лодок, перестроенных из гражданских судов, могло не хватить, в 1935/36 гг. конструкторский отдел разработал проекты специальной плавучей базы нового типа. Всего планировалось построить восемь единиц, получивших бюджетные обозначения от «Плавбаза подводных лодок 1» до «Плавбаза подводных лодок 8» («Ubootbegleitschiff 1 bis 8»). Постройка всех восьми была поручена верфи «Ховальдтсверке» в Киле. Ни одна из них не успела войти в строй до начала войны, а в конечном итоге закончены постройкой были всего три.

«Плавбаза 1» и «Плавбаза 2» были заказаны 16 июля 1936 г.; дата заказа «Плавбазы 3» и «Плавбазы 4» неизвестна; «Плавбаза 5» и «Плавбаза 6» заказаны 2 мая 1938 г.; «Плавбаза 7» и «Плавбаза 8» заказаны в августе 1939 года. После начала войны заказы на «Плавбазы 3, 4, 7 и 8» аннулированы, работы по ним не начинались.
«Плавбаза 1» заложена 12 августа 1936 г., спущена на воду 20 декабря 1938 г., получив наименование «Вильгельм Бауэр» («Wilhelm Bauer»), вошла в строй 30 апреля 1940 г.
«Плавбаза 2» заложена 12 августа 1937 г., спущена на воду 5 мая 1939 г. под наименованием «Вальдемар Копхамель» («Waldemar Kophamel»), вошла в строй 21 октября 1940 г.
«Плавбаза 5» заложена 24 ноября 1938 г., постройка отменена в 1940 году.
«Плавбаза 6» заложена 24 ноября 1938 г., спущена на воду 23 мая 1940 г. под наименованием «Отто Вюнше» («Otto Wunsche»), вошла в строй 8 ноября 1943 г.

Все три корабля получили свои имена в честь выдающихся личностей, связанных с германским подводным флотом: Вильгельм Бауэр был конструктором «Брандтаухера», который считается первой немецкой подводной лодкой; Вальдемар Копхамель и Отто Вюнше – командиры-подводники периода Первой мировой войны, добившиеся значительных успехов и награжденные высшим германским военным орденом «Pour la Merite». Следующие корабли, вероятно, должны были получить имена других известных командиров подводных лодок – таких как Отто Веддиген, Отто Херзинг, Пауль Хундиус, Карл Бартенбах и Вальтер Швигер.

По сравнению с «Плавбазами 1–6», «Плавбазы 7 и 8» должны были иметь несколько более высокое водоизмещение и увеличенную на 6 м длину, но в остальном были практически одинаковыми. Все корабли могли принять на борт максимум до 423 человек личного состава подводных лодок и обеспечить их питанием.

«Вильгельм Бауэр» стал первым кораблем серии, вступившим в строй. После завершения испытаний, с апреля по июнь 1940 года он служил в так называемой «Агру Фронт» («Agru Front» – учебная группа подводных лодок, проходящих курс боевой подготовки), а в июле 1940 года вошел в состав 27-й флотилии подводных лодок в качестве плавучей базы. В этой роли он оставался до марта 1945 года; после этого был приписан к 25-й флотилии. 8 апреля 1945 г., находясь в Травемюнде, он был поражен бомбами и затонул. Остов был поднят и разобран в 1950/51 гг.

«Вальдемар Копхамель» первоначально был включен в состав в 27-й флотилии подводных лодок, в феврале 1941 года перешел в 24-ю флотилию, а в феврале 1942 года вернулся в 27-ю флотилию. 18 декабря 1944 г., находясь в бассейне 70 000-тонного дока в Готенхафене, плавбаза была поражена бомбами и села на дно. В 1949 году советская аварийно-спасательная служба начала судоподъемные работы, и 30 июля 1951 г. остов корабля был поднят на поверхность. После этого его отбуксировали в Росток, где с 1 сентября 1951 г. начались восстановительные работы. При этом выяснилось, что кормовая часть не подлежала ремонту и требовала замены на новую. Она была построена верфью «Нептун», и в 1952 году корабль был повторно спущен на воду. 14 октября 1955 г. он был передан Советскому Союзу, где был включен в состав Северного флота. 5 сентября 1951 г. плавбаза получила новое наименование «Кубань». 17 сентября 1973 г. она была выведена из эксплуатации и переформирована в плавучую казарму, получив новое обозначение ПКЗ-12. После 23 лет пребывания под советским флагом, 9 февраля 1978 г., она была исключена из состава флота и, вероятно, вскоре после этого сдана на слом.

«Отто Вюнше» вступил в строй только в конце 1943 года, потому что завершение всех работ затянулось ввиду обстоятельств военного времени. Первоначально он входил в состав 27-й флотилии подводных лодок в качестве плавучей базы, но незадолго до окончания войны был передан в состав 26-й флотилии. При разделе остатков германского флота между союзниками корабль достался Советскому Союзу и в январе 1946 года перешел в Либаву, где и произошла передача. 3 июня 1946 г. кораблю было присвоено наименование «Печора». 20 июля 1946 г. он был включен в состав Северного флота и 22 августа 1946 г. прибыл в Полярное. 17 сентября 1973 г., после 27 лет службы, он был выведен из боевого состава и провел последующие годы в качестве плавказармы ПКЗ-14. Окончательное списание произошло 13 апреля 1977 г.

Тактико-технические характеристики кораблей:
«Вильгельм Бауэр» и «Вальдемар Копхамель»
Водоизмещение: стандартное 4700 т, боевое 5600 т.
Длина по ватерлинии 126,20 м, наибольшая 132,70 м; ширина 16,00 м, высота борта 8,00 м, осадка нормальная 4,38 м, наибольшая 4,97 м.
Силовая установка: четыре двухтактных дизеля MAN, работающих на два вала.
Мощность: 12 400 л.с.
Скорость: 20,5 уз.
Запас соляра: 282 т.
Дальность плавания 7265 (16) миль.
Экипаж 289 чел.
Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» zz Waldemar Kophamel.jpg
«Отто Вюнше»
Водоизмещение: стандартное 4818 т, боевое 5900 т.
Длина по ватерлинии 132,40 м, наибольшая 139,40 м; ширина 16,00 м, высота борта 8,00 м, осадка нормальная 4,50 м, наибольшая 5,10 м.
Силовая установка: четыре двухтактных дизеля MAN, работающих на два вала.
Мощность: 13 800 л.с.
Скорость: 21,5 уз.
Запас соляра: 538 т.
Дальность плавания 9000 (15) миль.
Экипаж 289 чел.
Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» zz Otto Wunsche.jpg
Вооружение: четыре 105-мм/65 орудия С/33 в спаренных установках C/31 (только «Вильгельм Бауэр»; остальные – два 105-мм/45 орудия С/32 на станках MPL C/32), две 37-мм/83 зенитки С/30 в спаренной установке С/30, четыре 20-мм/65 автомата С/30; к концу войны получили 40-мм автомат «Бофорс» С/28 и до шестнадцати 20-мм/65 автоматов С/38 (3×4 и 4×1).

Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» Otto Wunsche in 1943 [Groener archiv].jpg
Плавучая база "Otto Wunsche" в 1943 году [Groener archiv]

Печора.jpg
Плавучая база "Печора"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Правила Дорожного Движения написаны не зря. Они заставляют всех нас - и пешеходов, и водителей - соблюдать их. Для этого сделана разметка. Для этого повешены нужные знаки. По ГОСТу. Но - увы - встречаются иногда и ничего не значащие знаки. Часть первая. Знака-забывака. Улица ...
Ответ под катом Художник Guillermo Pérez-Villalta , иллюстрация к "Путешествиям Гулливера" (вполне себе соответствующая тексту). Гильермо Перес Вильяльта -- изветсный испанский художник-модернист. Еще иллюстрировал "Одиссею" и проч. Вот еще из его "Гулливера". А вот его ...
И теперь - по Симоньян - пусть горит? © Марго-Анонсирующая Президент РФ Владимир Путин в ходе последнего телефонного разговора с американским коллегой Дональдом Трампом, который состоялся 3 июля, дал понять, что в ближайшие 60 дней российская армия предпримет новое ...
Не знаю, кто прав, кто виноват. Но неназываемые источники, которые сообщают ужасные, губительные тайны, так размножились, что рано или поздно должно было ...
Достоверно не известно, какой “хороший” человек записал левшей в ряды “неправильных” людей, но бед он наделал немало. СССР, хоть и боролся за звание прогрессивной страны с высококлассной медициной, допускал те же ошибки, что и средневековые люди: боролся с теми, кто пользуется левой ...