Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр»

топ 100 блогов sergiovillaggio15.08.2024
Итак, камрады, сегодня мы завершаем рассказ о вспомогательных кораблях Кригсмарине в виде переводов соответствующих частей из сборника "Marine-Arsenal". К сожалению, о вспомогательных кораблях нормальный среднестатистический шиплавер почти никогда не вспоминает и почти ничего не знает. И напрасно... Но, ничего - после прочтения можно будет выдохнуть. На сладкое оставлены самые большие корабли специальной постройки, по иронии судьбы, львиную долю своей карьеры проведшие в нашем флоте.

Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» Wilhelm Bauer in Kiel 19.10.40.jpg
Плавучая база "Wilhelm Bauer" в Киле, 19 октября 1940 г.

Поскольку в долгосрочной перспективе плавбаз подводных лодок, перестроенных из гражданских судов, могло не хватить, в 1935/36 гг. конструкторский отдел разработал проекты специальной плавучей базы нового типа. Всего планировалось построить восемь единиц, получивших бюджетные обозначения от «Плавбаза подводных лодок 1» до «Плавбаза подводных лодок 8» («Ubootbegleitschiff 1 bis 8»). Постройка всех восьми была поручена верфи «Ховальдтсверке» в Киле. Ни одна из них не успела войти в строй до начала войны, а в конечном итоге закончены постройкой были всего три.

«Плавбаза 1» и «Плавбаза 2» были заказаны 16 июля 1936 г.; дата заказа «Плавбазы 3» и «Плавбазы 4» неизвестна; «Плавбаза 5» и «Плавбаза 6» заказаны 2 мая 1938 г.; «Плавбаза 7» и «Плавбаза 8» заказаны в августе 1939 года. После начала войны заказы на «Плавбазы 3, 4, 7 и 8» аннулированы, работы по ним не начинались.
«Плавбаза 1» заложена 12 августа 1936 г., спущена на воду 20 декабря 1938 г., получив наименование «Вильгельм Бауэр» («Wilhelm Bauer»), вошла в строй 30 апреля 1940 г.
«Плавбаза 2» заложена 12 августа 1937 г., спущена на воду 5 мая 1939 г. под наименованием «Вальдемар Копхамель» («Waldemar Kophamel»), вошла в строй 21 октября 1940 г.
«Плавбаза 5» заложена 24 ноября 1938 г., постройка отменена в 1940 году.
«Плавбаза 6» заложена 24 ноября 1938 г., спущена на воду 23 мая 1940 г. под наименованием «Отто Вюнше» («Otto Wunsche»), вошла в строй 8 ноября 1943 г.

Все три корабля получили свои имена в честь выдающихся личностей, связанных с германским подводным флотом: Вильгельм Бауэр был конструктором «Брандтаухера», который считается первой немецкой подводной лодкой; Вальдемар Копхамель и Отто Вюнше – командиры-подводники периода Первой мировой войны, добившиеся значительных успехов и награжденные высшим германским военным орденом «Pour la Merite». Следующие корабли, вероятно, должны были получить имена других известных командиров подводных лодок – таких как Отто Веддиген, Отто Херзинг, Пауль Хундиус, Карл Бартенбах и Вальтер Швигер.

По сравнению с «Плавбазами 1–6», «Плавбазы 7 и 8» должны были иметь несколько более высокое водоизмещение и увеличенную на 6 м длину, но в остальном были практически одинаковыми. Все корабли могли принять на борт максимум до 423 человек личного состава подводных лодок и обеспечить их питанием.

«Вильгельм Бауэр» стал первым кораблем серии, вступившим в строй. После завершения испытаний, с апреля по июнь 1940 года он служил в так называемой «Агру Фронт» («Agru Front» – учебная группа подводных лодок, проходящих курс боевой подготовки), а в июле 1940 года вошел в состав 27-й флотилии подводных лодок в качестве плавучей базы. В этой роли он оставался до марта 1945 года; после этого был приписан к 25-й флотилии. 8 апреля 1945 г., находясь в Травемюнде, он был поражен бомбами и затонул. Остов был поднят и разобран в 1950/51 гг.

«Вальдемар Копхамель» первоначально был включен в состав в 27-й флотилии подводных лодок, в феврале 1941 года перешел в 24-ю флотилию, а в феврале 1942 года вернулся в 27-ю флотилию. 18 декабря 1944 г., находясь в бассейне 70 000-тонного дока в Готенхафене, плавбаза была поражена бомбами и села на дно. В 1949 году советская аварийно-спасательная служба начала судоподъемные работы, и 30 июля 1951 г. остов корабля был поднят на поверхность. После этого его отбуксировали в Росток, где с 1 сентября 1951 г. начались восстановительные работы. При этом выяснилось, что кормовая часть не подлежала ремонту и требовала замены на новую. Она была построена верфью «Нептун», и в 1952 году корабль был повторно спущен на воду. 14 октября 1955 г. он был передан Советскому Союзу, где был включен в состав Северного флота. 5 сентября 1951 г. плавбаза получила новое наименование «Кубань». 17 сентября 1973 г. она была выведена из эксплуатации и переформирована в плавучую казарму, получив новое обозначение ПКЗ-12. После 23 лет пребывания под советским флагом, 9 февраля 1978 г., она была исключена из состава флота и, вероятно, вскоре после этого сдана на слом.

«Отто Вюнше» вступил в строй только в конце 1943 года, потому что завершение всех работ затянулось ввиду обстоятельств военного времени. Первоначально он входил в состав 27-й флотилии подводных лодок в качестве плавучей базы, но незадолго до окончания войны был передан в состав 26-й флотилии. При разделе остатков германского флота между союзниками корабль достался Советскому Союзу и в январе 1946 года перешел в Либаву, где и произошла передача. 3 июня 1946 г. кораблю было присвоено наименование «Печора». 20 июля 1946 г. он был включен в состав Северного флота и 22 августа 1946 г. прибыл в Полярное. 17 сентября 1973 г., после 27 лет службы, он был выведен из боевого состава и провел последующие годы в качестве плавказармы ПКЗ-14. Окончательное списание произошло 13 апреля 1977 г.

Тактико-технические характеристики кораблей:
«Вильгельм Бауэр» и «Вальдемар Копхамель»
Водоизмещение: стандартное 4700 т, боевое 5600 т.
Длина по ватерлинии 126,20 м, наибольшая 132,70 м; ширина 16,00 м, высота борта 8,00 м, осадка нормальная 4,38 м, наибольшая 4,97 м.
Силовая установка: четыре двухтактных дизеля MAN, работающих на два вала.
Мощность: 12 400 л.с.
Скорость: 20,5 уз.
Запас соляра: 282 т.
Дальность плавания 7265 (16) миль.
Экипаж 289 чел.
Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» zz Waldemar Kophamel.jpg
«Отто Вюнше»
Водоизмещение: стандартное 4818 т, боевое 5900 т.
Длина по ватерлинии 132,40 м, наибольшая 139,40 м; ширина 16,00 м, высота борта 8,00 м, осадка нормальная 4,50 м, наибольшая 5,10 м.
Силовая установка: четыре двухтактных дизеля MAN, работающих на два вала.
Мощность: 13 800 л.с.
Скорость: 21,5 уз.
Запас соляра: 538 т.
Дальность плавания 9000 (15) миль.
Экипаж 289 чел.
Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» zz Otto Wunsche.jpg
Вооружение: четыре 105-мм/65 орудия С/33 в спаренных установках C/31 (только «Вильгельм Бауэр»; остальные – два 105-мм/45 орудия С/32 на станках MPL C/32), две 37-мм/83 зенитки С/30 в спаренной установке С/30, четыре 20-мм/65 автомата С/30; к концу войны получили 40-мм автомат «Бофорс» С/28 и до шестнадцати 20-мм/65 автоматов С/38 (3×4 и 4×1).

Плавбазы подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр» Otto Wunsche in 1943 [Groener archiv].jpg
Плавучая база "Otto Wunsche" в 1943 году [Groener archiv]

Печора.jpg
Плавучая база "Печора"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Что ты там расчитываешь увидеть? В толпе?! Ноги отдавят, кошелек подрежут, в спину ткнут, начихают на тебя! Хорошо если давки ее случится! Стоять много, много часов на ногах. Под дождем, ветром, на холоде и жаре. В туалет не сходишь, не покуришь. Да гори оно все синим пламенем! И ...
В связи с глобальным потепление климата увеличилось поголовье шатающихся шатунов. При встрече с ними будьте осторожны и не обижайте их. Пожалуйста. ...
  "Да, живу в Швейцарии, потому что муж работает здесь и потому что дочка учиться на немецком и срывать ее, менять еще раз язык, обычаи и т.д. считаю неправильным.    ...
Сегодня увидел у аграрного картину. Малого то что знак, так ещё и в 2 ряда на тротуаре. Эта страну не победить? Хрень это всё, она себя победила уже давно сама! Реально пройти может только один человек. Просвет около метра. Хотел ...