Плата и расплата

Поэтому, с одной стороны, сжигать мосты не хочется. Есть надежда, что неверный пользователь пощупает альтернативный софт, одумается и вернётся. Можно было бы сделать программу вообще без возможности деинсталляции. Дескать, Бог вас сочетал, не тебе, смертный, разрушать этот союз. Маркетологи говорят, что от 92 до 98% пользователей не будут удалять программу, если такой возможности разработчиком не предусмотрено. (Кстати, некоторые программы, считающиеся компонентом ОС, на самом деле вполне безболезненно удаляются, освобождая ресурсы. Но общественность об этом не знает.)
С другой стороны, невозможность штатной деинсталляции ПО возмутит народные массы. И приведёт к ущербу деловой репутации производителя. Ведь народ уже знает (и какой вредитель ему рассказал об этом!), что программу можно удалить. Поэтому разработчик должен приходить со своей верёвкой, то есть, иметь в комплекте деинсталлятор. И не слишком напряжный, иначе юзер тоже возмутится.
Храм из комплекса Ангкор на территории Камбоджи. Вырубать эти деревья нельзя, а то постройки развалятся. |
В вопросе деинсталляции мы имеем диалектическое противоречие между требованиями удобства, конфиденциальности, целостности, совместимости и интересами производителя, живущего по коммерческо-копирайтной модели. В случае применения иных финансовых (в т.ч. "бесплатных") схем производитель сам заинтересован в поставке качественного деинсталлятора и в обеспечении ему условий для работы. А то иной раз программа так установится, что выкорчевать её можно только с риском повредить другие.
Кстати, есть ещё один класс программ, которые можно рассматривать как не предназначенные для деинсталляции. Это хостовый компонент DLP-систем (у нас он называется "Device monitor"), обеспечивающий невмешательство пользователя в процесс контроля его рабочей станции.