Плащ Казановы
vare4ka70 — 02.09.2018 Посмотрела на днях фильм "Плащ Казановы". Фильм 1993 года, но мне кажется, что до этого я ни разу его не видела, иначе бы наверняка остались какие-никакие, но впечатления. Поэтому поделюсь впечатлениями нынешними - кто видел фильм, давайте обсудим.Итак, экзальтированная Хлоя, в исполнении Инны Чуриковой, искусствовед, владеющая итальянским, взята в качестве переводчицы для сопровождения делегации пост-советских женщин, награжденных поездкой в Венецию за особые заслуги на разных трудовых нивах. Делегация разношерстна - есть в ней простая русская баба, как сейчас говорят, "колхозница", есть две молодые красотки, есть противная тетка-профсоюзница - все они, так сказать, типичные представительницы недавного почившего СССР со всеми вытекшими оттуда последствиями - бедности, зашоренности, отсутствия культуры общения, владения языками и так далее.
На их фоне героиня Чуриковой Хлоя должна выгодно отличаться повышенной духовностью и культурой - а как же, не в пример грубоватым, озабоченных шоппингом и праздным любопытством товарок, Хлоя изящна, элегантна и возвышенна. Замирает со слезами на глазах, созерцая архитектурные красоты, обнимает венецианские стены, липнет к витринам кафе, внимая сценкам из местной жизни, довольно складно разговаривает на итальянском, читает тамошние газеты...и демонстративно подчеркивает тот факт, что с членами делегации, недалекими и невозвышенными, у нее нет ничего общего.
В гостинице Хлоя знакомится с итальянцем-красавчиком Лоренцо, который работает жиголо при отеле, окучивая богатеньких дам. Он принимает хорошо одетую Хлою за состоятельную иностранку и недвусмысленно предлагает ей свои эскорт - слуги. До наивной Хлои почему-то не доходит, что ее обольстительный ухажер - всего лишь жалкий альфонс с прейскурантом на каждый момент проведенного вместе времени, она бросается с головой в эту внезапную любовную авантюру, и все лишь для того, чтобы наутро узнать, как жесткого обманута и унижена. И ее волшебная сказка, ее прекрасный сон наяву растоптаны и уничтожены. В отличии от членов делегации, которые провели время в Венеции весело и беспечно, как умели, без изысков и особых претензий, и вернулись домой усталые и довольные, Хлоя кульминационно получает, как говорится, мордой об стол.
Хотелось бы понять, какой смысл вкладывал режиссер в этот фильм на момент его создания, потому что сейчас, конечно, все видится уже совсем по-другому. Но мне все-таки показалось, что в фильме таки выведена общая мораль для всех историй подобного рода, без привязки ни к стране происхождения главных героев, ни к ее строю, бывшему или нынешнему, ни вообще к чему-то политическому. Эдакая Анти-Золушка, что ли.
Вот что увидела, например, я. Я увидела неприятную дамочку с претензиями, откровенно и порой достаточно хамовито манкирующую своими прямыми обязанностями - в данном случае, оказывать услуги по переводу и сопровождению делегации. Иногда переводчиком быть хлопотно и раздражительно, могу согласиться, но раз назвался груздем, полезай в кузов.
Увидела также ее откровенное, оскорбительное высокомерие в отношении спутниц, как в сцене за завтраком, когда Хлоя в открытую игнорирует грубоватую простушку Клаву и ее нахрапистое дружелюбие, демонстрируя, что не имеет с ничего общего со своими приземленными соотечественницами, и все лишь по той причине, что те больше интересуются венецианскими магазинами, нежели чем архитектурой или атмосферой города.
Последнее, к слову, не такое уж и диковинное явление, и не обязательно быть отсталым выходцем из СНГ, чтоб предпочитать шоппинг или телевизор сырым прелестями Венеции, достаточно просто иметь другие интересы - йедем даз зайне, в конце концов. Ничто, собственно, не мешало Хлое подхватить под ручки своих товарок и силком потащить их на дополнительную культурную прогулку, насильно приобщая к прекрасному - глядишь, смогла бы их убедить, что Венеция стоит мессы.
Насчет пост-советского контекста фильма, который многие в нем углядели и который, как водится, в ту пору сквозил из каждого более или менее серьезного творческого проекта - что люди из бывшего СССР бедны, не видели мира, не умеют себя вести, не знают языков, неправильно расставляют приоритеты (смотрят эротический канал ТВ, а не шароебятся по ночному городу), тоже имею сказать пару слов.
Прежде всего, везде есть такие люди, а до нашествия отдыха лоу-кост их было еще больше - и бедные, и мир не видевшие, и так далее ...ну а неопытность и беспомощность в каких-то вопросах, скорее, вызывают умиление и желание помочь, нежели чем наоборот.
Ну и потом - а Хлоя-то сама откуда, собственно? И язык она выучила, да не один, и в искусстве разбирается, и наряжаться умеет - значит, получается быть утонченной дамой, было бы желание, а возможности для реализации нашлись и в СССР. Чем она белая ворона? Луч света в темном царстве? Тем, что спускает все командировочные на одну шляпку? Так это действительно странно. Тем, что умеет ценить прекрасное? Ну, во-первых, это вроде как ее профессия, а во-вторых, у нас в делегациях случались обычные механики, которые сыпали именами итальянских мастеров так ладно, что местные пучили глаза и не переставали удивляться эрудиции простого люда. Но при этом и водочки в номере они могли хряпнуть, и яичком, привезенным из дома, закусить.
Ну, не повезло ей в этот раз, скажем, с коллективом - хотелось бы найти себе подобных, культурно-возвышенных, а не базарных и недалеких, но, опять же, ее взяли вроде бы поработать - так и работай, отрабатывай доверие, зарекомендовывай себя как отличного переводчика - тогда на горизонте забрезжут другие оказии, а там, глядишь, и подвернется и культурно-возвышенная, только для избранных.
Хотя вот, насчет избранности, тут тоже не в ее пользу счет - приглашенная в венецианский ресторанчик, сидит она в окружении местных дедов и бабусек, людей на вид куда уж проще своих компаньонок - и ничего, не колдобит Хлою, идиосинкразии никакой не замечено, напротив, блестит глазами, горит румянцем, чувствует себя как рыба в воде.
Единственное, в чем можно упрекнуть советское хлоино прошлое, так это в том, что оно не подготовило ее к факту существования мужчин, зарабатывающих на жизнь проституцией, но это, наверное, не такое уж серьезное упущение, а скорее, наоборот.
Вообще, меня вот эта линия с альфонсом, хоть она и самая главная в фильме, проникновенная и трагикомичная, как-то не особо задела - мне она показалась малоправдоподобной, несмотря на то, что вроде как имеет под собой реальный факт. Потому что первое, что спрашивают итальянцы, заслышав сильный акцент - так это "откуда ты?". Так что альфонс, отирающийся с утра до ночи в престижном отеле, вряд ли б не знал о русских постояльцах и их платежеспособности.
Я считаю, что этот вот Лоренцо - это как бы наказание Хлои за грех гордыни. Интересно, а режиссер тоже это имел в виду?
И, к слову, оглядываясь из будущего назад в 93-й, могу себе представить: пройдет еще несколько лет, и Хлоины соотечественницы сами, уже без всяких профсоюзов, начнут ездить в туры Италию. Парикмахерша сможет себе это позволить, потому что откроет салон и начнет хорошо зарабатывать, красавица-блондинка - потому что выйдет замуж за состоятельного парня, или же попадет в модели и уедет в Милан на работу. Даже водолаз-Клава, наверняка, еще не раз съездит за границу - может, подастся в челночницы, может, по каким другим каналам, и у всех у них теоретически будет куда больше возможности снова увидеть Венецию, чем у Хлои.
|
</> |