Планы Минтранса по нехватке самолётов и аннулирование сертификата Витязь-Аэро


Росавиация вчера аннулировала у Витязь Аэро все сертификаты эксплуатанта. Авиакомпанию лишили права осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы. Также у нее отозвали свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения. Причём Росавиация у себя опубликовала вполне адекватные комментарии: «В авиакомпании сложилась ситуация, когда ее деятельность представляет угрозу как для пассажиров, так и самих специалистов «Витязь-Аэро». Понимая, что перевозчик выполнял полеты, в том числе по социально-значимым маршрутам на Камчатке, проведены консультации с единой дальневосточной авиакомпанией «Аврора», выразившей готовность усилить свою работу внутри края. Уход «Витязь-Аэро» с рынка не должен создать сложностей для местных жителей. Вместе с правительством Камчатского края держим ситуацию на контроле».
Понятно, что перевозчик социально значимый, однако, он реально небезопасен для тех самых пассажиров из социально значимых регионов. И не Витязем единым. Всегда можно объявить новый тендер. С вертолётами в стране проблем особых нет – их выпускают, на Дальнем Востоке много перевозчиков с вертолётами. Аврора вполне может взять на себя определенные функции. Никто не заставлял Витязей летать в непогоду, никто не заставлял пренебрегать в целом безопасностью полётов. Регион сложный, никто не спорит, однако количество авиапроисшествий говорит само за себя. Причём не допустить большинство из них было просто – не лететь в сложных метеоусловиях.
Раньше сертификаты эксплуатанта аннулировали за намного меньшие прегрешения, а любая авиакатастрофа уже предполагала моментальную приостановку сертификата с последующим аннулированием. Причём даже если перевозчик не особо был при делах. Закрывали за нехватку самолётов, Рязань не даст соврать. Авиалинии Мордовии закрыли, когда их самолёт выкатился на скользкой полосе. Как вам такое?

Но вернёмся потихоньку к текущей ситуации. У нас рост авиаперевозок, не рекордный, он больше про выручку. Перевозчики действительно хотели бы увеличить парк. Однако есть множество причин, по которой российский авиапром ещё не способен удовлетворить все пожелания. Первое – не до конца закончились работы над самими самолётами – ПД-8 не довели до ума, хотя работают в круглосуточном режиме, МС-21-310рус в полностью импортозамещённом варианте ещё не до конца укомплектовали, с Ил-114 пока производство не развернуто в нормальном режиме. УЗГА заняты всем подряд, но на гражданскую часть своей программы пока не хватает сил. Второе – основные проблемы касаются смежников. Серийное, а не штучное производство требует регулярных поставок нескольких тысяч компонентов не только авиапроизводителю, но и самим смежникам, ведь цепочки многоуровневые. А большинство звеньев исчезли. Совсем. И восстановление всех производств занимает больше времени, чем проектирование и сертификация самолёта. Поэтому объёмы производств самолётов зависеть будут не от самих заводов, а от поставщиков. Как только всё для сборки будет на заводе, и самолёт смогут построить.
Но это разговоры об очевидном. После предыдущего абзаца некоторые комментаторы должны бросить чтение и написать: «Всё равно ничего не построят». Ну варианты разные, все уже привыкли. Однако, Минтранс, который и курирует вопросы эксплуатации уже построенной авиатехники (как её приобрести, кто и как на ней полетит, куда и за какие деньги она будет летать) решил включить сольную скрипку в соответствии с комментаторами из начала абзаца и поставить вопрос без участия ОАК:
"У нас, к сожалению, нет на ближайшее время альтернативы, кроме закупки воздушных судов иностранного производства. При этом у нас в перспективе план выпуска отечественных воздушных судов. Здесь нужно очень сбалансированно, аккуратно подойти к этому вопросу. В идеале нам нужен некий элемент планирования в части закупок иностранных воздушных судов, чтобы мы понимали, что покупаем их достаточно для того, чтобы просто заткнуть ту временную дыру, которая возникла. И здесь возможно участие государства так или иначе", - заявил главный эксперт ГосНИИ ГА Федор Борисов на авиационно-туристическом форуме Air travel Sochi 2024.
ГосНИИ ГА, как и Росавиация, ГТЛК и ещё множество структур имеют прямое или косвенное подчинение Минтрансу, а сам Минтранс благодаря нынешнему вице-премьеру кровно заинтересован в помощи места, откуда этот самый премьер и пришёл в красивом пальто. Ведь некоторые перевозчики показали, как можно привезти без шума и пыли самолёты в РФ. Ну ещё этим же занимался Иран и не только. Но тут возникло желание решить проблему не в частном порядке, а через государственный бюджет.
Можно понять бескорыстную любовь перевозчиков к деньгам, а также желание некоторых товарищей за счёт этого и про себя не забыть. То есть, перевозчики вполне могли бы решать эти вопросы самостоятельно, особо не поднимая шум. Но тут видны уши одного большого холдинга, которому бы хотелось расширить маленько географию, пока остальные конкуренты приуныли. Обычно инициативы Минтранса и направлены на его интересы.
А в качестве страшилки: «Каботаж - худший из способов работы, потому что из национальной экономики вымывается все. Да, вы затыкаете дыру, но вы теряете деньги». Слова этого же «эксперта».
«Если авиакомпании боятся, а иногда им просто не хватает ресурсов покупать новую технику за рубежом, вопрос лежит на поверхности - создайте агентство или используйте те ресурсы, которые есть сейчас - может быть, это ГТЛК или другие лессоры - которые бы решали вопрос о закупке на вторичном рынке иностранной воздушной техники. Это шаг, который институциональный, ключевой и он может очень сильно помочь решить массу вопросов».
Ну, во-первых, санкции не для того вводили, чтобы реализовать подобные стремления. Такие операции делаются бесшумно, а про них узнают постфактум. При этом предыдущий владелец разводит руками и включает Людвига Аристарховича. А работа с ГТЛК вообще сейчас несёт риски для зарубежных владельцев самолётов.
Есть и лессоры из ОАЭ того же, которые не имеют особых препятствий для поставки в РФ, кроме того, что ставят под удар весь свой бизнес, так как тот же Боинг может вводить санкции против каждого воздушного судна по отдельности и тех, кто имел к нему отношения. Даже заправил топливом, не говоря уже про лизинг.
В текущей ситуации самолётов хватает не только для выполнения социально значимых рейсов, но и для всего остального, что и обеспечило рост. Поэтому Минтранс должен в первую очередь регулировать тарифы и следить за обеспеченностью населения услугами транспорта. А также готовить почву для начала эксплуатации передаваемых самолётов от нашего авиапрома. Соответственно, подгонять ОАК, помогать ему.
А про каботаж внутренний – это вообще сложно для понимания. То есть и есть мысли в виде дать на разграбление внутренний рынок в РФ зарубежным перевозчикам? Это в чьих интересах?
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен адресу:
https://dzen.ru/a/Zw7TSmdgW3FrYBAW
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
|
</> |