Планы церковных реформ
diak-kuraev — 15.01.2016 протоиерей Всеволод Чаплин начал сбор подписей за предоставление общинам РПЦ права избирать священнослужителей. Петиция с предложениями протоиерея опубликована на сайте Change.org. По задумке Чаплина, настоятелей, пресвитеров и диаконов следует выбирать на приходских собраниях, причём предлагать кандидатов должны в первую очередь сами члены общины.Протодиакон Андрей Кураев напомнил НСН, что традиция избирать священнослужителей в сельских приходах имеет многовековые корни. По его словам, такая практика применялась до тех пор, пока священнослужителей не стали готовить в семинариях. Однако в этом были как свои плюсы, так и минусы.
«Ранее существовала практика, когда сельские жители после кончины батюшки собирались и выбирали кандидата. Семейный опытный грамотный непьющий мужик, знает церковные книги и богослужение. После этого кандидата ехал в город, где его экзаменовал епископ и возводил в сан. В этой ситуации большим плюсом было то, что священник был плоть от плоти своей общины и народа. Он знал жизнь и заботы односельчан. Минус был в том, что священник был плоть от плоти своей общины и народа. Он не мог ничего нового внести в среду прихожан. Зазора между знаниями учителя и учимых не было. В западном мире, а со временем и в России, пришли к выводу, что готовить священнослужителей нужно в семинариях. Мальчиков забирали из семей, и через 10 лет они рассылались по ранее незнакомым им селам. Они могли читать в подлиннике Аристотеля и Платона, но для крестьян они были инопланетянами. Всё это в 19 веке стало одно из причин отчуждения прихожан от церкви», — отметил протодиакон.
По мнению Андрея Кураева, сама идея выбора священников не так уж и плоха и, возможно, стоит к ней вернуться уже не в условиях деревни, а в условиях мегаполисов, но для этого необходимо решить проблему членства в приходе.
«Любые выборы начинаются с составления списков избирателей и нарезки избирательных участков. Однако не стоит забывать, что любой епископат не захочет расставаться добровольно с кусочком своей власти. Любые подвижки и реформирование церкви могут начаться только под давлением власти, и лишь если на самом верху заинтересуются этой темой, тогда нас могут ждать революционные изменения», — резюмировал отец Андрей в беседе с НСН.
http://gorodskoyportal.ru/news/russia/21368100/
- Возможна ли реформа в РПЦ?
- То, что нужно церкви, - это серьезное и многолетнее размышление на эту тему.
К сожалению, совершенно очевидно, что какие-то серьезные реформы возможны только в условиях какой-то революционной атмосферы в целом в стране. Потому что сам епископат конечно же не позволит откусить от себя кусочек своих полномочий.
И поэтому есть только два варианта: или давление светской власти на церковь в этом направлении. И это может быть тактически для церкви хорошо, но стратегически это все равно для церкви плохо - чтобы в церкви что-то менялось под давлением государства.
Или же второй вариант - давление народа, но народа, который почувствовал свою революционную силу. Это тоже экстремальная ситуация и тоже это не то, чему хочется аплодировать, потому что непонятно, где пределы разгула этой революционной стихии.
Поэтому более вероятно, что инопланетяне прилетят и помогут нам сделать дороги и прочее. Менее вероятно, но вдруг все-таки и патриарх с епископами решат: «что-то мы переукрепляли нашу властную вертикаль. А где же люди, за счет которых мы живем? Как их голос расслышать? Как им разрешить влиять на нас, в этих таких богатых и замечательных наших одеждах?».
http://diak-kuraev.livejournal.com/1076626.html
***
Есть другой проект - ивановского игумена Виталия Уткина:
1) Нужно в принципе укрепить и переформатировать иерархическое начала в нашей Поместной Церкви.
Как быть? Уменьшить размер епархий до 10-15 приходов. Архиерей - настоятель всех храмов, духовник. Хотя бы раз в месяц он служит во всех храмах, сам там исповедает прихожан. Единая бухгалтерия. Одна единая воскресная школа с филиалами по приходам.
Один единый хор с приходскими филиалами. Поддержание и восстановление храмов - в ведении архиерея. Пресвитеры и диаконы - на зарплате.
Ныне образованные епархии становятся митрополиями.
Монастыри могут быть в ведении митрополита (особенно - женские), а может быть, мужские стоит сделать центрами небольших епархий, соответственно, игумен такой обители - епархиальный архиерей, сам же и духовник монастыря.
Никаких отделов и суда на уровне таких епархий не нужно, все отделы в митрополии.
Архиерей в такой системе становится в первую очередь не администратором, а пастырем.
Полагаю, что на уровне регионов в такой системе будет до 20 архиереев. Их областной собор должен исполнять функции суда, рассматривать, в первую очередь, канонические вопросы. Соответственно должен подняться уровень канонических знаний епископата.
В Русской Церкви будет где-то 2000 архиереев. которые составят костяк ее кадровой основы. Важно при этом сохранить вертикаль, основанную на прерогативах власти Святейшего Патриарха.
2) В Русской Церкви пока нет единого кадрового, образовательного и информационного пространства.
Слишком часто от сотрудников синодальных учреждений приходится слышать: "Это прерогативы епархии, как мы можем вмешиваться?"
На самом деле нужна единая база по кадрам, которые смело должны перемещаться из одной епархии в другую на основании общецерковных нужд.
Особенно стоит проредить столичные епархии - кого-то с Дальнего Востока переместить в Москву, а кого-то из Москвы - на Дальний Восток.
Должен быть общецерковный план научных исследований, который должен четко исполняться образовательными учреждениями. И этот план нужно составлять не под частные "научные интересы", а под те задачи, которые стоят перед Церковью.
Соответственно, должно быть четкое представление, какие научные и образовательные кадры есть во всей Церкви, во всех ее епархиях. И к исполнению общецерковных научных и образовательных задач нужно системно привлекать все эти кадры. А не справляются - делать соответствующие выводы.
Необходимо по-настоящему единое информационное пространство Церкви. Сейчас это хаос, состоящий из тысяч сайтов и сайтиков, на которые затрачиваются деньги и человеческие силы. Зачем нужны и все эти Правмиры, Радонежи и т.д.?
Считаю. что нужен один общий информационный ресурс, на котором есть страница каждого храма, где информация движется сверху вниз и снизу вверх - в общую ленту, где лучшие местные материалы по рейтингу поднимаются на главную страницу общецерковного сайта.
Соответственно, не два десятка московских журналистов должны определять это пространство, а все силы Церкви.
Тогда в руках Святейшего Патриарха появляется огромная сила - кадровая, образовательная, информационная. Становятся видны все активные деятели Церкви - от Сахалина до самого последнего села.
Поменьше частных лавочек. Побольше единства.
Ну, а главная проблема, повторюсь - то, что духовенство рассматривает свои храмы зачастую как средство производства для своей семьи. Тогда любое вторжение архиерея в эти доходы, рассматриваемые как свои личные, становится ужасом и актом агрессии. Всё это надо кардинально изменить.
Все должны быть на послушании. Это общий принцип. Не ради прихоти архиерея, кои не очень-то и просматриваются в гипотетических малых епархиях. А ради общего служения.
Не может быть частных лавочек - ни в СМИ, ни в академиях в виде "хочу-не хочу", "интересно - неинтересно". Нигде. Только Церковь
http://diak-kuraev.livejournal.com/1076626.html?thread=301208466#t301208466
***
Вы рисуйте, живописцы, вы рисуйте. Я потом что не понятно, объясню.
А объяснение тут простое:
"нужна единая база по кадрам, которые смело должны перемещаться из одной епархии в другую на основании общецерковных нужд" - это типично никодимовская мечта.
Духовенство без семей. Армия марионеток-монахов, которым, вдобавок, можно ничего не платить. Один фюрер. Одно мнение. Один бюджет, которым распоряжается один человек.
Все духовенство и все церковные работники будут превращены в такое послушное и ни к чему, кроме воли начальства, не привязанное перекати-поле. И как, полагаете, люди, с которыми поступили так, станут относиться к прихожанам? Станут ли они ценить их свободу? И не станет ли единственной целью миссии вербовка в армию этих евнухов?
... И у этих "мечтателей" хватает совести мнить себя борцами с тоталитарными сектами...
|
</> |