«Планета Пушкина». Фельетон.
radmirkilmatov — 16.11.2023Однажды Федор Иванович Тютчев пришел на Фонтанку в гости к Николаю Алексеевичу Некрасову. Дело было в середине 1850-х. Приятельские отношения поэтов скрепляло то, что стихи Тютчева печатал Некрасов, которому принадлежал журнал «Современник».
Поприветствовав и выслушав Федора Ивановича — Николай Алексеевич предложил ему в этот раз сделку. Журналу нужны тираж и продажи. Тютчев — для читающей публики фигура где-то неизвестная, а во многом даже пугающая.
Царский чиновник, дипломат политики, которую читатели журнала отказывался понимать. Чужой для страны - представитель чужой власти, которую читающая российская публика молча презирала.
«Мы напечатаем твои стихи под подписью «Пушкин», - предложил Некрасов. Это даст продажи, хорошую критику и хорошую оплату. Федор Иванович долго сомневался. Но Николай Алексеевич убедил его, рассказав, сколько своих собственных стихов он издал под именем «Пушкина».
Некрасов — известное читателям имя, хорошее, качественное. Но фамилия Некрасова не дает кассу. Мои стихи не собирают столько, сколько берет «Пушкин». На моих стихах журнал не выживет.
Народу нужна тайна, загадка, гении- кумиры, литературные откровения. Умерший гений Пушкин - для страны нужней, чем Некрасов. Живой кумир мог разочаровать своих читателей. Пушкин — уже не мог.
Вот например, Петр Павлович Ершов написал «Конька -Горбунка». Почти ничего не заработал. Удовлетворил свое тщеславие, но совсем не кошелек. Кому-то не понравился сюжет, кто-то ворчал на слог. Петр Павлович потратил годы на переписывание поэмы. Потом издал сказки под именем «Пушкин» — тираж сразу подскочил на 8 тысяч. Написал «Полтаву», и читатель сразу оказался в восторге. Кто станет критиковать Пушкина? «Медного всадника» под именем Пушкина сразу признали гениальным.
Некрасов не сразу разобрался в этом феномене. Его «Мертвое озеро» — было неплохим романом. Но от имени Некрасова книга совсем не зацепила читателей.
Нине Александровне Чавчавадзе оказались нужны деньги. Но кого интересовали архивы ее покойного мужа? Некрасов не мог доверить это кому-то другому, и самолично редактировал черновики. Первые главы «Евгения Онегина» просто прогремели.
Старый приятель Некрасова Петр Александрович Плетнёв ездил на Кавказ, договариваться со вдовой. Даже написал «Путешествие в Арзрум», про то, как Пушкин встречает гроб с телом тезки, который жена везла в Тифлис. Никто ничего даже не заподозрил. Пушкин для читающей публики намного важней Грибоедова. Почему? Та же история: чиновник и дипломат — не вызывает ни интереса, ни сочувствия.
А сколько для Пушкина написал Фаддей Венедиктович Булгарин... Некрасов стал загибать пальцы: «Арап Петра Великого» «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери».
Некрасов даже эпиграмму в ответ написал от имени Пушкина, ведь благодаря Булгарину среди предков Пушкина оказался раб, купленный за бочонок рома:
«Говоришь: за бочку рома!
Незавидное добро!
Ты дороже, сидя дома,
Продаешь свое перо...»
Тютчев попытался было возразить, не получается ли «перебор». Пушкин оказался и романист и рассказчик, лирик, трагик и драматург, либерал и на службе... Неужели никто не замечает подлога? Никаких провалов, все гениально. И всего-то за 36 лет?
Николай Алексеевич усмехнулся: народу нужен кумир. Мы сейчас собираем письма Пушкина и его «дон-жуанский список». Читатель хочет верить в своего героя. Особенно такого, которого бы любило не меньше сотни красивых женщин. Такой, который был и в Обществе и в изгнании. Если бы ты только знал, сколько писем Пушкина присылают читатели, мол «Мои предки тоже знали Пушкина». Мы их собираем — для Истории. И тоже издадим...
На следующий день Федор Иванович прислал в особняк княгини Урусовой, где обитал Некрасов, рукописное стихотворение «Зимнее утро», сбоку от заголовка пером самого Тютчева было написано «Александр Пушкин».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!...
Ответ Некрасова был кратким: «Дорогой Федор Иванович! Вы очень нужны России. Берегите Ваше здоровье...»
ПС. После этого Тютчев стихов «не писал»...
ППС. В архиве бывшего канцлера Российской империи Александра Горчакова («лицейского приятеля Пушкина») после его смерти были найдены неизвестные стихи Пушкина и его же незаконченная поэма «Монах».
ПППС. Биографический справочник:
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
Период правления Некрасовым в «Современнике» (1847-1866)
Петр Павлович Ершов (1815-1869),
«Конек -Горбунок» (1834 — 1856, первое издание и последняя авторская редакция). Существует версия, что Пушкин «подарил» Ершову свою поэму, чтобы снизить цензурные правки.
Нина Александровна Чавчавадзе (1812-1857), вдова Грибоедова А.С.
Петр Александрович Плетнёв (1792-1866) прежний, до Некрасова владелец журнала «Современник»
Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859).
Александр Михайлович Горчаков (1798-1883)
|
</> |