Пиза. Чудеса на поле.
bluesmaker — 22.04.2018Интересное дело. Любой город мечтает запустить в свой город бурный и желательно нескончаемый поток туристов. Так как туристы привозят с собой деньги, которые оседают в городском бюджете. Это чем то похоже на намывание золота. Если нашли породу в которой есть золото, то уже наlо ее промывать активно и тогда у вас будут полные карманы денег. Есть города с богатейшей историей и большим количеством достопримечательностей, а есть такие города в которые люди приезжают, чтобы увидеть всего одну достопримечательность. Более ее раскручивают так, что обязательно, совершенно необходимо раз в жизни увидеть это чудо чудное. Например такая ситуация с пирамидами в Гизе. Или тоже хороший пример - Кёльн с его собором. Многие доезжают то Кёльна, выходят с вокзала... осматривают собор и едут дальше. Похожая история и с городом Пиза. Все, абсолютно все знают про этот город, а вернее про его знаменитую "пизанскую башню", которая падает, но никак не может упасть. "Наклонился, как пизанская башня" - имя стало нарицательным и ушло в народ. Сегодня мы побываем в славном тосканском городе Пиза. Оказалось, что башня - это не самое прикольное, что там есть. Но давате по-порядку.
1. Я думаю не надо говорить, что Пиза - это древний город, так как он находится в Италии, где почти все города очень древние. Военно-морская база Римской империи появилась тут еще до нашей эры. Можете себе представить. Как это обычно бывает, история у города довольно насыщенная. Расцвет Пизы пришелся на XII-XIII века, когда город, как и многие его соседи стал городом-государством. Роль крупного порта, позволяла зашибать неплохие деньги. Но поражение от генуэзцев, а потом обмеление реки Арно, которая давала им выход к морю поубавили амбиции города. Но как раз в период расцвета в городе начинают возводить объекты, которые сейчас внесены в список Юнеско. Это комплекс на площади Чудес, в который входят: Собор, баптистерий, кладбище и конечно та сама башня, которая на самом деле колокольня.
Если поглядеть на Пизу с высоты Гуглокарт, то можно увидеть старые крепостные стены, которые сохранились в центре города. Так вот площадь чудес находится в северо-западном углу этого, отгороженного крепостными стенами города. Честно говоря странно. Не в центре города, а где-то на отшибе. С другой стороны, удалось выделить достаточно много места, и весь комплекс просматривается отлично. Идея наверное была именно в этом.
2. Вот мы за стенами, тут кипит торговля сувенирами. Это как у нас Красная площадь. Все туристы идут сюда к башне, и скорее всего дальше Пизу они исследовать не будут. Ну это большинство туристов.
3. Интересная особенность "поля чудес" является то, что сама площадь представляет собой не вымощенную камнем площадь, а засеянное травой поле, что очень необычно и соответственно название "поле чудес" тут более даже уместно, нежели площадь чудес. Еще одна интересная деталь здесь. Видите зубцы на крепостной стене прямые. А, например, в Милане или Болонье или у нас в Москве зубцы стен в виде ласточкиного хвоста. Это не просто так, форма зубцов оказывается несла определенную смысловую нагрузку. Дело в том, что в с XII века, на протяжении почти двух веков на Апеннинском полуострове враждовали две внушительные группировки: гвельфы и гибеллины. Суть их конфликта состояла в противоборстве Священной Римской империи (которая так на секундочку просуществовала с X до XIX века) и папской властью. Гибеллины поддерживали Императора, а гвельфы, наоборот, Папу. Враждовали они люто и для того, чтобы можно было определить кому принадлежит тот или иной город-крепость, гибеллины делали зубцы своих крепостей в виде ласточкиного хвоста или буквы "М", у приверженцев папской власти на крепостях зубцы были прямые. Интересно, что приглашенные строить кремль в Москве итальянские зодчие, выбрали для крепости именно зубцы в виде буквы "М". Что оказалось очень в тему. Название города начинается с буквы "М", к тому же у гибеллинов такая форма ассоциировалась с орлом, распростершим крылья - как на гербе Священной Римской империи, похожий орел был и на гербе Ивана III. Интересный факт.
4. А вот бронзовый мужик с крыльями упоролся и ему снесло башню. Он прилег отдохнуть на газончик. Подобные скульптуры мы уже видели в Помпеях. Табличка гласит, что это "Падший ангел".
5. А в этом здании музей синопий. Эх вы, не знаете наверное что это такое? Я тоже не знал, оказалось, что это рисунки для фрески. Для начала рисуют контуры на стене, а уж потом наносят еще один слой штукатурки, и по нему рисуют фреску. Мы туда не пошли, потому как... я даже не знаю почему, но не пошли.
6. Чтобы сразу покончить с этим... Вот башня. Да, она наклонена из-за того, что
7. Пизанская башня - это колокольня пизанского же собора. Она интересна своей необычной формой. Обычно в Тоскане колокольни квадратные. А тут круглая в плане, да еще и с колоннадой на каждом ярусе. Очень необычная. Одно это делает ее уникальной.
8. Подниматься наверх мы не стали. С башни видно далеко, но с нее не видно главную достопримечательность Пизы, саму башню. К тому же, для желающих подняться, надо купить билет за нескромные 18 евро!
9. Именно поэтому мы ограничились традиционными фото с башней. Хотя не совсем традиционными. Обычно все поддерживают башню, а мы решили свалить ее нафиг!
10. С определенного ракурса, весь комплекс сооружений виден без современного бэкграунда, как будто время остановилось. За счет того, что на поле никого не пускают, можно без проблем делать подобные фото, без толп туристов, норовящих влезть в кадр.
11. Давайте поглядим, что тут еще есть. Итак, самое необычное сооружение, баптистерий. Баптистерий - это крестильня. Внутри находится купель, где и происходит ритуал. Баптистерий в Пизе один из самых больших в мире и самый большой в Италии. Видимо там можно покрестить целый автобус китайских туристов. На самом деле фото передает объем с трудом. Но все равно вы можете себе попробовать представить насколько сооружение масштабное. Вот для масштаба внизу, у входа, мелкие людишки.
12. У баптистерия интересный купол. Дело в том, что строить такие большие купола тогда не умели и сделали купол в виде конуса, на который опирается наружная часть в виде полусферы. Возможно баптистерий и был изначально запроектирован с шатровой крышей. Изначально здание строили в романском стиле, а достраивали уже в модном тогда готическом стиле. Это прекрасно видно, если посмотреть на фасад. Нижний тяжелый ярус в романском стиле с простой, но изящной отделкой, следующий же ярус уже пошла готика, замечательная колоннада идет по кругу, Над ней красивые бюсты и скульптуры. Конечно такая красота не очень сочеталась с конусной крышей и уже снаружи достроили полусферу. Часть крыши облицована черепицей, а часть свинцовыми панелями. считается, что это следствие того, что тупо кончились деньги. И вторую половину крыши облицевали обычной черепицей.
13. Италия поразила своими соборами и культовыми сооружениями. Тут очень популярно было отделывать фасады мрамором и богато декорировать. Отчего, в отличии от мрачной готики того же Кёльнского собора, итальянские соборы Тосканы смотрятся очень светлыми и чистыми. Портал со стороны собора богато декорирован. Тут тонкая резьба по камню, очень красиво.
14. Но заглянем внутрь, так как на улице начался сильный дождь. Внутри это однообъемное помещение с высоким сводом. В самом его центре стоит купель, где и происходит обряд. Стены восьмиугольной купели также богато декорированы.
15. Посреди купели стоит бронзовая статуя Иоанна крестителя.
16. Рядом стоит еще один шедевр средневекового искусства, а вернее даже это уже переход к Ренессансу. Кафедра, работы Никколо Пизано, местного мастера, конечно впечатляет. Очень тонкая работа.
17. Внутри массивных наружных стен есть проходы на второй ярус.
18. Отсюда весь внутренний объем производит еще большее впечатление.
19. Кстати убранство внутри довольно скромно задекорировано, если бы не небольшие детали на колоннах, можно было бы сказать, что интерьер аскетичный.
20. Отсюда же можно взглянуть на собор, который стоит напротив. Проем затянут сеткой, чтобы никто не вывалился наружу, но оставлены окошки для фотоаппарата - удобно.
21. Отсюда можно снять вот такой вот кадр. Из-за собора как бы выглядывает его колокольня, которая, как считается, знаменита не только своей наклоненностью, но и тем, что именно с нее, сбрасывая различные предметы, Галилей пришел к выводу, что все предметы падают с одинаковой скоростью и постоянным ускорением, не зависящим от массы. Об этом пишет Вивиани в биографии Галелея, но скорее всего он просто это выдумал. Но легенда неплохо повлияла на популярность падающей башни.
22. Но вернемся внутрь.
23. Если уж речь зашла о Галилее. То, его крестили именно тут, в этом баптистерии.
24. Еще одно очень интересное сооружение тут на "поле чудес" - это кладбище Кампо-Санто. Оно сделано в виде крытой галереи прямоугольной в плане. Строгий готический стиль для кладбища как мне кажется самое оно.
25. Мы были в Пизе в дождливый день. Такая погода придает этому месту особый драматизм.
26. Строгая красота, без каких-либо излишеств.
27. В аркаде расположено большинство могил. Как это принято например, если хоронили в церкви, то в полу устанавливали каменную плиту, как надгробие. Тут такая же тема, весь пол сделан из таких вот плит. Некоторые достаточно колоритные.
28. Вот тут интересный герб на камне - котик играет с мячиком.
29. Кроме того тут есть и вот такие бюстики. Тоже какие-то известные местные персонажи.
30. Вот на стенах висят цепи. У них интересная история. Пиза была крупным городом - портом. И для защиты от флота неприятеля они перекрывали русло реки цепями, перекинутыми с одного берега на другой. Но в борьбе с генуэзцами это не помогло. Победившие забрали с собой цепи и повесили у себя в церквях, как напоминание о победе. Потом пизанцев побеждали флорентийцы и тоже цепи не помогли... Только в XIX пизанцы вернули себе эти цепи и повесили их здесь.
31. А самое интересное в Кампо-Санто - это фрески. Они очень эпичные и производят впечатления. Вот, например как устроен наш мир по версии товарищей из средневековья.
32. Во время Второй мировой войны в 1944 году сюда попала бомба, сброшенная американским самолетом, пробив крышу. Начался пожар, деревянные конструкции крыши сгорели, а свинцовые кровельные пластины расплавились. Расплавленный свинец и огонь уничтожили большую часть фресок, также были повреждены скульптуры и саркофаги. Процесс восстановления фресок начался сразу после войны и он идет до сих пор. Отдельные части отреставрированных фресок возвращают на место. Это огромная кропотливая и очень нужная работа. Деньги, которые берутся за вход идут как раз таки на реставрационные работы, о чем гласит эта вот табличка.
33. Фрески укрепляют, восстанавливают и вешают вот на такую подсистему. Когда работы будут закончены, можно будет полюбоваться на то, каким это место было до бомбежки.
34. Фрески реально очень мощные и впечатление производят сильное. Вот две из них, над которыми поработали реставраторы. Это слева кусочек "Страшного суда" и справа эпичное полотно "Ад". Говорят, что под впечатлением от этих фресок, композитор Ференц Лист, посетивший Италию в 1837 году, сочинил свое произведение - "Пляска смерти" Вообще подобные картины с сюжетами из ада должны были внушать правоверным католикам страх, и отбить всякое желание грешить, чтобы не стать как герои этих картин, вечными страдальцами в Аду.
35.
36. Самое интересное, что это древнее, не побоюсь этого сказать, кладбище, продолжает пополняться умершими. Здесь хоронят, как я понял местных священников. Видите цветы на полу - это у свежих могил. Есть легенда, что погребенные в этой земле, превращаются в скелеты за 24 часа.
37.
38.
39. Как говорят итальянцы - "мементо мори" (помни, что смертен). Именно в таких местах понимаешь, что это не пустой звук.
40. Еще одним из известных жителей Пизы был Леонардо Пизанский ,который нам известен как Фибоначчи. Крупный ученый, который, к примеру популяризовал десятичную систему счисления в Европе, которой мы все пользуемся сейчас. Памятник ему поставили в XIX веке на одной из площадей Пизы, но потом его перенесли сюда на Кампо-санто.
41. Внутренний дворик, как и остальное пространство "поля чудес" - это газон из зеленой травки.
42. Тут очень спокойно и красиво, когда мы здесь были, толп галдящих китайских туристом мы не заметили. Хорошее место, чтобы уйти от суеты, царящей около пизанской башни.
43. Идем дальше...
44. Самым же главным сооружением на площади чудес, является, понятное дело, собор. Официально это площадь так и называется Соборная площадь.
45. У итальянцев прошлого была какая-то непонятная мания в стремлении построить собор в своем городе-государстве такой, чтобы непременно круче чем у соседей-конкурентов. Может быть именно потому, за время нашей поездки мы видели потрясающие по красоте соборы в тех города, которые посещали. И я не могу со 100% уверенностью сказать, какой собор произвел наибольшее впечатление, какой самый красивый. Хотя у меня и есть несколько фаворитов. В этом плане пизанскому собору несколько не повезло, он очень красивый, необычный, но у него на "поле чудес" очень много конкурентов, которые перетягивают внимание на себя. Он, лишь один из череды чудес. Обычно происходит наоборот - собор является главной доминантой площади на которой расположен и все внимание туристов обращено к нему, так и задумывалось зодчими. Храм - это дом, дворец, выстроенный для Бога, а остальные здания, это всего лишь вспомогательные сооружения.
46. Пизанский собор уникален тем, что он выстроен в романском стиле и последующие годы и столетия не сильно изменили его облик и стиль. Он не дополнился готическими элементами, как тогда было модно. Более того впоследствии даже отдельно выделяли этот стиль, как пизано-романский, в этом его уникальность. По фасаду идут четыре яруса галерей-аркад. Очень необычно, но зато прекрасно сочетается с такими же аркадами на башне-колокольне и баптистерии. Наверху стоит фигура Мадонны с младенцем, а ниже 4 фигуры евангелистов.
47. Двери в XVII веке изготовили в мастерской Джамболоньи, вместо поврежденных пожаром изначальных.
48. Их можно разглядывать долго, они украшены библейскими сюжетами. Тонкая работа. Не зря Джамболонью считают выдающимся скульптором.
49. Заглянем внутрь.
50. В боковых нефах развешаны огромные картины.
51. Собор в Пизе начали строить одновременно с собором в Венеции и местные зодчие хотели переплюнуть конкурентов, поэтому старались создать собор круче венецианского.
52. Получилось красиво.
53. Одним из шедевров в интерьере собора является кафедра, она пережила пожар в XVI веке, который уничтожил большую часть внутренней отделки. Эта кафедра работы местного мастера Джованни Пизано. Кстати он же, вместе со своим отцом Никколо, работал над украшением фасада баптистетия.
54. Интересно, что после пожара кафедру разобрали на время реконструкции в XVI веке, но видимо забыли, куда складировали, и нашли ее только в 1926 году. Тогда же ее собрали и вот она перед нами. Недостающие колонны были добавлены по приказу Муссолини. Кроме того на "складе" где хранились части кафедры, было больше фрагментов и остались лишние детали. Так что возможно чего то собрали не так. Но все равно смотрится эта красота очень круто.
55. Еще одной особенностью собора, являются мозаики в аспидах. Такое не характерно для католических соборов, это скорее характерно для византийских церквей.
56.Тут очень красивый кессонированный потолок с резьбой и позолотой. Внутри все, как и снаружи, облицовано мрамором, белым и черным с цветными вставками.
57. К сожалению мозаику с Христом, которая находится в аспиде за алтарем не видно, там идет ремонт.
58. Вот такая красота. Еще немного наружной отделки.
59. Площадь чудес в Пизе определенно стоящее место, и это не только знаменитая башня, весь комплекс очень интересный. Это шедевр средневековой итальянской архитектуры, не мудрено, что все объекты Юнеско внесло в список всемирного наследия.
60. Жаль, что с погодой не повезло, хотелось бы посмотреть как тут все в солнечный день. Но зато, есть и положительный момент, туристов в разы меньше.
|
</> |