Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг.

топ 100 блогов lidushka_3910.07.2022 Спойлер: вот так сначала напишешь восторженный текст, а затем, в ходе правки, рассмотришь поэтажные планы и в очередной раз убедишься, что внешность обманчива…
DSCN0149 дд.jpg
…Фантастически красивый дом в одном из самых живописных исторических районов Петербурга – Коломне.
DSCN0144 дд.jpg
Один из домов, вокруг которых можно ходить часами, разглядывая детали, коими весьма геометрично (иначе не скажешь) наполнены его фасады.
DSCN9424 д.jpg
В реальности, в своём натуральном обличьи, он производит значительно более яркое впечатление, нежели на фото – убедилась лично.
DSCN9422 д.jpg
Практически полное отсутствие архитектурных форм (ни эркеров, ни ризалитов, ни крылец, ни балконов, ни башен, ни пилястр) с лихвой компенсируется богатейшим стенным штукатурным декором: прихотливо перетекающими с этажа на этаж узорами-лентами, фактурным растительным орнаментом и прекрасно сохранившимися скульптурными персонажами, помещёнными в живописные раковины-ниши на уровне четвёртого этажа.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9853.jpg
Дом угловой, одним фасадом выходит на улицу Володи Ермака (бывший Упразднённый переулок), другим – на набережную реки Пряжки - наверное, самой короткой реки в границах дореволюционного Петербурга.
DSCN0085 дд.jpg
Пока добираешься до Коломны – пешком ли, транспортом ли – пересекаешь несколько водных артерий: Обводный канал, Фонтанку, канал Грибоедова. А ежели продвигаться дальше – можно неторопливо добрести до Мойки с Крюковым каналом, одним словом – самая что ни на есть суть Северная наша Венеция.
DSCN0135 дд.jpg
С панорамами, открыточными видами, архитектурными красотами и небольшими сквериками, на скамеечках которых можно перевести дух от избытка впечатлений. Скверики эти, к слову, разбиты на месте храмов, уничтоженных при советской власти.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9887.jpg
Официальная нумерация дома, о котором пойдёт сегодня речь – ул. Володи Ермака, д.2/34-б. Хотя лично мне больше симпатично упоминание в качестве топонима реки Пряжки.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9906.jpg
Правда, название реки у нас вошло в местный фольклор - на её набережной также расположена одна из старейших в городе психиатрических клиник, очень уважаемое медицинское учреждение с полуторавековой историей. И ежели, вне вашей воли, когнитивный диссонанс в силу отсутствия стабильности в мире выгрызает ваш мозг – welcome, но лучше бы, разумеется, никогда там не очутиться.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9911.jpg
Мда, а пейзажи на Пряжке действительно умиротворяющие.
DSCN0140 дд.jpg
Здесь нет набережных в традиционно-питерском их понимании - одетых в гранит, с чугунными решётками, пафосно-высокомерных. Здесь всё демократично, ближе к народу.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN0064.jpg
Да и этого самого народа здесь совсем мало: сюда не добираются туристы, а местная пятиэтажная дореволюционная застройка - это вам не человейник в спальном районе. Тихо, солнечно, зелено, историко-архитектурно, бликует водица, гуляют собачники, загорают аборигены, мужики ловят рыбу, самые рисковые лезут купаться, где-то за три квартала дальним фоном шумят машины, а ты бредёшь, мотая головой, распираемый летучей свободой и отсутствием необходимости куда-то спешить, что-то делать, кого-то ждать, слушать, отвечать, думать, планировать…
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9400.jpg
Одним словом, друзья, Пушкин не зря пиарил Коломну. В его бытность, конечно, антураж был иной – но аура здесь восхитительная по сию пору…
Мы таки отвлеклись. Надо бы вернуться к нашему чудо-модерну.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9902.jpg
До конца XIX века этот уголок Коломны был застроен деревянными домиками – в отличие от соседних улиц, на которых каменные особняки появились уже с середины 18 века (сей факт, кстати, упоминал и Пушкин). Угловой участок с панорамным видом на воду (выгоднейшая инвестиция в наше время) в конце-концов достался двум владельцам – К. И. Гвиди и Л. Р. Шредер.
DSCN0095 дд.jpg
Два принадлежащих им здания и поныне стоят рядом. Расположенный слева от нашего шедевра симпатичный нежно-розовый пятиэтажный дом появился чуть раньше, в 1897 г, и принадлежал итальянцу Карлу Иосифовичу Гвиди – не могу сказать о его доме ничего, ни плохого, ни хорошего. Наш же красавец поначалу, как в сказках, был гадким утёнком, а нынешний экстерьер приобрёл в результате архитектурного апгрейда. Но обо всём по порядку.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9862.jpg
В ноябре 1900 г был подготовлен проект, а в 1901 г, по распоряжению владелицы участка Лидии Ростиславовны Шредер, был возведён 4-этажный, ничем особо не примечательный жилой дом с мансардой и невыразительным декором.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9872.jpg
Все его окна первоначально были обрамлены простыми наличниками: с замковыми камнями на первых двух этажах, сандриками на третьем и “ушками”-волютами - на четвёртом.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9889.jpg
Помимо того, фасад дома со стороны набережной получил дополнительное скромное убранство: первые два этажа были выделены рустовкой, а на втором этаже угловое окно и ещё два (по-видимому, симметрично расположенных на фасаде) окна были оживлены лучковыми сандриками и ионическими колонками.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9859.jpg
В общем, вполне заурядный доходный дом, неброской наружности, коих в Петербурге в начале XX века было пруд пруди (можно предположить, что внешней отделкой здание смахивало на расположенный слева дом Гвиди).
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9868.jpg
По прошествии трёх лет, в целях повышения конкурентоспособности объекта коммерческой недвижимости, мадам Шредер вознамерилась внести радикальные изменения в архитектурно-художественное решение фасадов (при этом, из соображений экономии, полностью сохранив объёмно-пространственную композицию здания).

фасад1.jpg
На волне в ту пору мощно набиравшего обороты модерна, мадам владелица, не побоявшись экспериментов, в октябре 1905 года рискнула остановить свой выбор на весьма экстравагантном - на первый взгляд – проекте, предложенном архитектором Максимом Фёдоровичем Переулочным.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9882.jpg
Отсутствие конструктивных изысков здания, надстроенного (взамен мансард) пятым этажом, было решено восполнить избытком декоративно-художественной  отделки, на расстоянии создающей иллюзию трёхмерного объёма.

DSCN9427 д.jpg
На фоне грубой, темно-охристого оттенка,  фактурной штукатурки ”под шубу”, во всю высоту здания был размещён контрастный плоский узор в виде прямых и изогнутых гладких полос светло-песочного цвета.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9893.jpg
Кроме того, здание изобиловало мелким лепным и металлическим декором.

фасад2.jpg
Эффект превзошёл все ожидания. Не знаю, насколько высоко оценили результат современники мадам Шредер, но в моём списке must see по архитектуре Петербурга начала XX века этот объект (в тандеме с р. Пряжкой, разумеется) – в первой десятке.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9875.jpg
Причем, друзья, смотреть нужно прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик. Ибо здание включено в перечень памятников, в ближайшие пару лет подлежащих реставрационным работам по сохранению исторических фасадов. Ну, те, кто в теме, относительно сохранения фасадов, вы меня поняли – пока есть, на что смотреть.

DSCN9421 д.jpg
Соглашусь, состояние фасадов – печальное. Но будет ли лучше выглядеть свежая штукатурка – совсем не уверена, очень уж специфический объект, здесь навык нужен особый и индивидуальный подход, штучная работа.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9849.jpg
Присматриваясь к деталям, невозможно не удивиться тонкой и чёткой прорисовке линий. Вот интересно, это качество – результат послевоенной реставрации? Не смогла найти информацию о её дате, рискну предположить, что где-то в 1960-х гг.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9854.jpg
Скульптура юноши в раковине – увы, красочный слой обсыпался, но насколько качественно выполнена лепка, даже несмотря на то, что изображение расположено на уровне четвёртого этажа и явно будет восприниматься с большого расстояния – видите, зрачок вырезан, т. е. никакой халтуры. Тут есть ещё один скульптурный персонаж, под самым карнизом на пятом этаже – попроще на вид, похуже сохранностью, что неудивительно, ибо сколько десятилетий в оттепель с него сосульки оттаивали.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9903.jpg
Искусствоведы  утверждают, что на аттиках в прошлой жизни были такие же скульптурные нимфы – поверим, посмотрим на проект 1905 года (он на след. фото) и мысленно заполним лакуны.

аттик над воротами.jpg
В ходе предстоящей реставрации аттикам вроде как намереваются вернуть историческую конфигурацию и восстановить лепнину.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9883.jpg
Пока что полюбуемся уцелевшими окошками.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9885.jpg
Согласно первоначальному проекту, окна пятого этажа по 3, 11,15, 25 осям были декорированы коваными ограждениями на уровне подоконников.
аттик над парадной.jpg
Вздохнём и также дорисуем в воображении. Ограда, когда-то существовавшая на крыше, также утрачена.
угловой аттик.jpg
Цветы, побеги, флора, которой славен модерн – прекрасного силуэта.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9878.jpg
И в целом, дом поставлен и украшен с расчётом на игру светотени – с 16.00 и до заката оба фасада поочерёдно искрятся на солнце. Смотрите, как своеобразно скошены к центру подоконники:
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9901.jpg
Медальон.
DSCN9426 д.jpg
Немножко фахверка:
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9891.jpg
Кое-где сохранились старые оконные рамы – что в комплекте с обшарпанным фасадом мы, архитектурные маньяки, ценим особенно высоко, ибо таким незамысловатым, но всё реже встречающимся образом, во всей своей красе материализуется зыбко-неуловимое время
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9874.jpg
Дверные створки и козырьки с кронштейнами, к величайшему сожалению, не сохранились – и то, и другое также обещают вернуть в процессе запланированных реставрационных работ.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9861.jpg
Зато во входных проёмах уцелели изысканные деревянные фрамуги с трехчастным остеклением, выкрашенные в безобразные цвета.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9921.jpg
От угловой двери остался лишь след – традиционно, вопреки первоначальному  замыслу архитектора.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9850.jpg
В помещение, расположенное за этой дверью, можно было попасть и через другой вход, из парадной – возможно, бывший магазинчик или мастерская.

угловая дверь.jpg
Я вот всё думаю – здесь на углу очень явственно напрашивается балкон. Современные строители и риэлторы квартиры с таким балконом и таким видом с этого балкона продавали бы втридорога.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9851.jpg
И вот этот несуществующий балкон придаёт зданию незавершённость, недоукомплектованность. С отсутствием всего остального можно смириться – но не с отсутствием балкона.
1 этаж.jpg
Кроме того, посмотрев в поэтажный план (на фото – проект 1905 г, предыдущее фото - 1 этаж, следующее - 2-5 этажи), можно заметить очень маленький метраж квартир, даже на нижних этажах – а, как мы помним, жильё с первого по третий этажи нередко арендовала зажиточная публика, то есть, по идее, комнаты там должны быть просторными, а квартиры представительными.
2-5 этажи.jpg
Далее, размер окон – одинаков на всех этажах.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9857.jpg
Значит, высота потолков везде одна и та же – это предположение подтверждается “Ведомостью помещений и их площадей” за 2017 год: высота потолков 3,04 – 3,12 м.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9912.jpg
Лифтов не было – нет и поныне. Шикарных парадных, судя по окнам подъездов, тоже.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9913.jpg
Ванные также не были предусмотрены. Имелся ли в этом районе на момент строительства здания водопровод – сказать не могу, самой интересно, но очень вероятно, что нет.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9923.jpg
На кого же была рассчитана такая, явно недорогая, недвижимость? В те годы здесь неподалёку располагаются  Адмиралтейский завод (нынешние ”Адмиралтейские верфи”) и Франко-Русский машиностроительный завод. Рабочая окраина, промышленный район. Возможно, квартиры снимали простые работяги и инженеры с их семьями.

Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9858.jpg
Судя по архивным фото, здание не слишком пострадало в блокаду (след. снимок – 1949 г).
1949 г.jpg
В ходе послевоенной реставрации был возобновлён далеко не весь утраченный декор – нарядная верхняя часть здания лишилась многих колоритных деталей. Капремонт не проводился – в доме исторические деревянные междуэтажные перекрытия, а в квартирах по-прежнему нет ванных (точнее говоря, из 50 жилых квартир ванны имеются в 15-ти, во всяком случае, документально зафиксированы).
DSCN0151 дд.jpg
В архивах риэлторских агентств попадалось объявление о продаже видовой 3-комнатной квартиры в этом доме: угловая на 4-м этаже, кухня 10,5, жилая 15+22+18, за 18,9 млн. р. “Ведомость помещений и их площадей” за 2017 год утверждает, что ванной в этой квартире нет. Можно с большой долей вероятности предположить, что продавец подсуетился и отгородил 2 кв. м кухни под это дело – по крайней мере, объявление сейчас в архиве, значит, сделка состоялась.
Питер, ул. Володи Ермака, д. 2/набережная р. Пряжки, д. 34-б. 1901-1905 гг. DSCN9869.jpg
Хотя, не знаю, за 19 млн. вдали от метро, без лифта, без капремонта, с перепланировкой (узаконенной ли?) в доме-памятнике, с убитыми фасадами, без парковки, с шумной проезжей частью под окнами, не дороговато ли…
DSCN9425-д.jpg
Распоряжением КГИОП от 29.09.2016 г дом признан объектом культурного наследия регионального значения. В 2020 г ”НИиПИ Спецреставрация” была разработана проектная документация на реставрацию и ремонт лицевых и дворовых фасадов здания. Будем следить за его дальнейшей судьбой.
P.S. При подготовке публикации использована информация с сайта КГИОП СПб. Все фото - июнь 2022 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Парад Победы 1945. Сталин, Будённый, Хрущев: Фашистские флаги, которые бросали к Мавзолею: А это уже наши флаги: Парад: Так выглядел парад с высоты птичьего полета: После парада: ...
      14 ноября 1957 года умер Дон-Аминадо СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ Шуми, моя осень, заветными шумами, Холодные слезы на землю пролей, И глухо отсчитывай капельки малые Над бедной, над временной кровлей моей. Шуми на просторах морей неизведанных, На милых, ...
Спасибо самым первым! Ждём остальных ...
Когда-то маленький Люк так знакомился с коровами. Тимми предпочитает сохранять дистанцию. А курочек, не тех, что из супермаркета, вы давно видели? Черёмухи в этом году очень много. Даже Тимми веточка досталась. Теперь он первый парень на селе. Думаете, Люк воет на луну? ...
Неуверенность в отношениях, обсасывание их разговорах и раздумьях, подозрительность и не дающее расслабиться желание знать, что будет завтра, -- всем этим чаще болеют женщины, чем мужчины. Фото: Getty Images Не все поголовно, но очень многие. Таких женщин объединяют две вещи. ...