
COVID-19. Что получилось и что не получилось. Часть 2 – больные и заразные


На начальной части пандемии ковида основной упор был сделан на режимно-ограничительных мерах не только потому, что ничего другого не было, но и потому, что они хорошо помогали от распространения двух других новых коронавирусных болезней SARS и MERS.
Для того, чтобы распространение респираторных заболеваний можно было контролировать мерами типа самоизоляции, активным выявлением больных в аэропортах, карантином для лиц, контактировавших с больными, и т.д. нужно выполнение трех условий:
1. Заболевание не должно быть очень заразным, так как режимно-ограничительные меры прерывают часть контактов, но не все,
2. Не должно быть людей с бессимптомным течением или со стертой формой заболевания, когда вроде человек здоров, чувствует себя нормально, но возбудитель активно распространяет,
3. Активное выделение должно начинаться одновременно с появлением признаков заболевания или позже.
Первоначальные данные говорили в пользу того, что и против SARS-CoV-2 все будет работать, хотя заразность его (и скорость распространения) была выше, из-за чего карантинные мероприятия должны быть более жесткими. Но весь 2020 год считалось, что бессимптомных форм у ковида нет, а еще и дети им не заражаются ввиду специфичного механизма проникновения в клетки с использованием поверхностного белка ACE2, которого у детей практически нет.
Позже было выяснено, что в 2020-2021 годах бессимптомные формы заболевания составляли около четверти, а дети хотя и практически не болели, но активно распространяли вирус. В частности, подъем заболевания осенью 2020 года, после возвращения детей в организованные детские коллективы – это их работа.
В процессе мутации возбудитель ковида сильно поднял заразность. Теперь для того, чтобы заразиться, достаточно проникновения в организм небольшой дозы возбудителя, из-за чего дети стали активно болеть.
Начиная с 2022 года, когда пошли варианты Омикрона, COVID-19 перешел в разряд «еще одно ОРЗ», на которое больные обычно не обращают особого внимания.
Человечеству сильно везет, что актуальные геноварианты SARS-CoV-2 – не только очень заразные (из-за чего режимно-ограничительные меры уже не работают), но и снизили тяжесть заболевания, однако гарантии того, что новый вариант опять не даст тяжелое течение, нет.
Генетики выяснили, что эпидемия COVID-19 у человечества – не первая. При исследовании останков людей, живших в Юго-Восточной Азии 20 тысяч лет назад, выявили наличие возбудителя, очень похожего на SARS-CoV-2.
И – коронавирусов много. Есть еще несколько вариантов, которые давно циркулируют в популяции, и вызывают обычные ОРЗ. Еще несколько коронавирусов вызывают заболевания домашних собак и кошек, идут как тяжелые кишечные инфекции. У летучих мышей есть много других коронавирусных инфекций, которыми они готовы осчастливить человечество.
Продолжение следует


|
</> |
