ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ШУБКА (Het Pelsken). 1638
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ШÑбка. 1638 ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ШÑбка. 1638](/images/main/piter-paul-rubens-shubka-het-pelsken-1638-afa3f3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4235620/4235620_original.jpg)
Наверное, многие
мужчины, которым посчастливилось (как они думают) вступить в брак с
красавицей, да ещё и гораздо младше их, втайне мечтают о том, чтобы
все остальные мужчины мира увидев то, чем они теперь безраздельно
(опять-таки как они думают) владеют, испытывали непреходящую
зависть. А для этого, разумеется, нужно, чтобы их даму увидели и
оценили по достоинству все. И художникам организовать это гораздо
проще, чем остальным, поскольку все прелести ИХ женщины можно
зафиксировать на холсте и представить не только современникам, но и
потомкам.
Именно такой
интимной презентацией любимой женщины художника и можно считать
знаменитый портрет второй супруги художника Питера Пауля Рубенса
Елены Фоурмен, который принято называть «Шубка».
Портрет был написан в 1638 году. К этому времени Рубенс и Елена состояли в браке уже около восьми лет и имели четверых совместных детей, младшему из которых не было ещё и года. При этом, когда они поженились Елене, дальней родственнице первой супруги Рубенса Изабеллы Бранд, было 16 лет, а самому мэтру уже 53.
![ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¤Ð¾ÑÑмен. 1630 (модели 16 леÑ) ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¤Ð¾ÑÑмен. 1630 (модели 16 леÑ)](/images/main/piter-paul-rubens-shubka-het-pelsken-1638-b4c900.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4235853/4235853_640.jpg)
Елена
родилась в 1614 году, так что на портрете ей всего около 24 лет. По
нашим представлениям – совсем ещё девочка. Но восемь лет брака и
четверо родов даром не проходят, так что на портрете мы видим хотя
и цветущую, но уже явно зрелую женщину с телом крепким и дородным,
идеально приспособленным для материнства. И при этом совершенно
очевидно, что художник по-прежнему безумно влюблен в свою
прекрасную молодую жену и считает ее идеалом красоты.
Сценка, которую
запечатлел Рубенс, явно относиться к тем, что обычно остаются за
закрытыми дверями супружеской спальни. Его Елена представлена
практически обнаженной, ее тело лишь частично скрывает темная
меховая шуба с элегантным вышитым декором, из-под которой виднеется
полупрозрачная тонкая ткань. Кстати, исследователи полагают, что
это скорее не её шубка, а шуба ее мужа.
Волосы Елены завиты
и небрежно перевязаны, она обхватила рукой грудь, но не скрывает
ее, а наоборот подчёркивает ее красоту и пышность, так что соски
поднялись вверх. Другая ее рука удерживает края шубки у бедер,
словно акцентируя внимание на этой части тела. Выражение ее лица
кажется неоднозначным, она слегка улыбается и смотрит прямо, только
очевидно, что этот взгляд предназначен совсем не зрителю, а
портретисту, ее мужу.
Возможно,
это какой-то вызов или же продолжение супружеских игр. А возможно,
Елена как Афродита вышла после омовения и накинула на себя мужнину
шубу, чтобы согреться, и теперь лукаво и призывно на него
поглядывает. Косвенно эту версию подтверждает необычайно яркий цвет
ее лица, словно распаренного после горячей ванны.
Рубенс пишет ее на
достаточно нейтральном фоне, только под ее ногами помешает красную
ткань как символ страсти. После изучения «Шубки» с помощью рентгена
выяснилось, что изначально фон был другим, но затем Рубенс его
переписал, максимально обобщив, очевидно, для того, чтобы ничто не
отвлекало зрителя от прекрасного образа его жены.
Мех традиционно
символизирует богатство и высокий статус, что вполне подходит для
Рубенса, человека богатого и влиятельного, но в данном случае я
думаю, что художник менее всего заморачивайся с символикой. Скорее
всего его однажды восхитил эффектный контраст темного грубоватого
ворсистого меха и нежно-розовой атласной, словно светящейся кожи
его молодой жены, что он и постарался зафиксировать на холсте.
Рубенс как никто умел феноменально достоверно изображать живую
человеческую кожу, про него даже ходили слухи, что он подмешивает в
краски настоящую кровь. А здесь он не просто достоверен, картина
передает ощущение его влюбленности в свою молодую жену, абсолютно
плотской влюбленности, настолько детально он выписывает все
складочки и неровности ее кожи.
![ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¤Ð¾ÑÑмен Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑми. ок. 1636 ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¤Ð¾ÑÑмен Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑми. ок. 1636](/images/main/piter-paul-rubens-shubka-het-pelsken-1638-417d5a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4236188/4236188_original.jpg)
Судя по всему, среди множества прочих изображений Елены Фоурмен, именно «Шубка» была любимой картиной самого художника, поскольку максимально передавала невероятное очарование его супруги.
![ТиÑиан. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð´ÐµÐ²ÑÑки в меÑ
овой накидке. ок.1535 ТиÑиан. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð´ÐµÐ²ÑÑки в меÑ
овой накидке. ок.1535](/images/main/piter-paul-rubens-shubka-het-pelsken-1638-3fcf46.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4236360/4236360_800.jpg)
Считается, что Рубенс писал Елену, ориентируясь на известный портрет Тициана «Девушка в меховой накидке», тем более, что в свое время он его копировал. Однако у Тициана в меховую накидку одета полуобнажённая куртизанка, а модель Рубенса – добропорядочная супруга и мать его детей. И новаторство художника состоит даже не в том, что он выставил свою жену практически обнаженной на всеобщее обозрение, а в том, он не стал оправдывать эту наготу каким-то мифологическим сюжетом.
Название «Het Pelsken» («Мех») придумал сам Рубенс, который именно так поименовал картину в своем завещании. Он завещал ее своей жене в отдельном разделе документа, а также оговорил, что «Шубка» не должна быть зачтена в счет ее официальной доли в его имуществе.
P.S. Рубенс умер в 1640 году, на момент его смерти Елена была беременна и родила ещё одну дочь. Затем у молодой вдовы (да ей и было тогда всего 27-28 лет) начались отношения с Жаном-Батистом де Брушовеном, асессором и олдерменом Антверпена, который позднее стал 1-м графом Бергейком. Они поженились в 1645 году, уже имея общего сына, а позднее она родила второму мужу ещё пятерых детей (общий счёт от двух браков – 11!, и при этом выжили все!) Как реагировал ее второй муж на картину «Шубка», мне не известно.