Питер. Ночная прогулка по Неве. Часть 1

27.06.2022
В прошлый раз мы посетили музей Фаберже — Питер. Музей Фаберже 1, Питер. Музей Фаберже 2.
И в ночь отправляемся на речную прогулку по Неве —

Дворцовая пристань — парадный спуск к Большой Неве в
Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Карла Росси в
первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.
Находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому
мосту и Зимнему дворцу. Используется в качестве причала прогулочных
судов.
Ясное дело, рядом же — Зимний дворец:

Зимний дворец (в 1918—1943 годах — Дворец Искусств) — главный
императорский дворец России, расположенный на Дворцовой площади в
Санкт-Петербурге. Здание дворца (пятое по счёту) было построено в
1754—1762 годах российским архитектором итальянского происхождения
Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского
барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год
использовался в качестве официальной зимней резиденции российских
императоров. До пожара 1837 года в здании проживало около 2000
человек, а во время пребывания здесь императора — ещё больше.
Доступ во дворец (включая осмотр бриллиантовой комнаты, вплоть до
конца XIX века относившейся к личным покоям императрицы) имел
любой, одетый надлежащим видом (мужчины либо в военной форме, либо
во фраке). По большим праздникам, таким как Пасха, это требование
снималось — посетителям было необходимо иметь лишь чистый и
опрятный вид.

В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию из Зимнего
в Александровский дворец в Царском Селе. Во время Первой мировой
войны, с октября 1915 до ноября 1917 года во дворце работал
госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Во время
Февральской революции, с июля по ноябрь 1917 года, во дворце
размещалось Временное правительство. После Октябрьской революции
дворец перестал быть жилым. В его стенах была размещена основная
экспозиция Государственного Эрмитажа (Эрмитажные здания,
строившиеся Екатериной II после окончания строительства дворца,
соединены с ним переходом). В январе 1920 года во дворце открыт
Государственный музей революции, разделявший здание с
Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют архитектурный ансамбль,
ставший одним из главных объектов внутрироссийского и
международного туризма.

На другой стороне Невы — Петропавловская крепость:

Направо — Троицкий мост:

Вниз — Нева:

Зашли на пристань, ждем кораблик...

Пришел наш кораблик —

Судя по расписанию на кассе мы отплываем в 01:00 —

Поплыли...

В Неву впадает Зимняя канавка.

Эрмитажный мост — автодорожный железобетонный арочный мост через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Вид на Эрмитажный мост со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов города. Объект культурного наследия России федерального значения.

Следом по набережной здания — особняк Г.Ф. Менгдена, Дворец Великого князя Владимира Александровича:

Далее — особняк В. И. Трофимова - Доходный дом С.Н. Плаутина; особняк Г.А. Черткова; дом П.И. Мошкова - Особняк З.Д. Мишукова - особняк Алексеевых; Ново-Михайловский дворец:

Чуть плывем к Троицкому мосту...

И поворачиваем к Петропавловской крепости.

Петропавловская крепость —

Вид назад, на Дворцовую набережную —

Петропавловская крепость (официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914—1917 годах — Петроградская крепость) — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса (согласно классификации крепостей Российской Империи). Расположена на Заячьем острове, в Санкт-Петербурге, историческое ядро города. Дата закладки крепости 16 (27) мая 1703 года, является датой основания Санкт-Петербурга. Никогда не использовалась ни в одном сражении. С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является государственным музеем.

Петропавловская крепость — памятник русского зодчества, над которым трудились разные архитекторы. В современной крепости расположены многочисленные памятники архитектуры и музеи: Петропавловский собор (усыпальница российского императорского дома Романовых), Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Комендантский дом, Инженерный дом, Монетный двор, Музей истории Санкт-Петербурга, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей космонавтики и ракетной техники.

Крепость относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Силуэт Петропавловской крепости стал символом города и занимает ключевое место в его панораме. С 1873 года с Нарышкина бастиона крепости ежедневно в 12 часов производится артиллерийский сигнальный выстрел (не осуществлялся с 1934 по 1953 год).

Является историческим символом города. Согласно Уставу Санкт-Петербурга, историческими символами города являются ангел на шпиле Петропавловского собора, кораблик на шпиле Адмиралтейства и памятник «Медный всадник».

Вид на Биржевой мост, вдали сияет Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (на Васильевском острове) —

Чуть левее в кадр попал Литературный музей Института русской литературы —

Одна из Ростральных колонн на фоне Института геологии и геохронологии докембрия РАН —

Вторая Ростральных колонн, из-за "кустов" выглядывает угол Зоологического музей ЗИН РАН и башня Кунсткамеры —

Стрелка Васильевского острова и Здание Биржи в лесах —

Вид на Дворцовую набережную — Адмиралтейство, Исаакиевский собор; в ожидании разведения Дворцового моста:

Зимний дворец сияет ночью в художественной подсветке —

Этот участок Невы под завязку забит прогулочными корабликами —

Началось разведение Дворцового моста —

Дворцовый мост — автодорожный металлический разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Объект культурного наследия России регионального значения.

Длина моста — 267,5 м, ширина — 31,6 м. Состоит из пяти пролётов. Разведённый центральный двукрылый пролёт Дворцового моста — один из символов города.

Название моста известно с 1851 года и дано по находящимся рядом
Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. В 1911 году городская дума
предложила присвоить мосту название Мост 19 февраля 1861 года,
однако решение не было утверждено.
С приходом новой власти в октябре 1918 года мост был переименован в
Республиканский. 13 января 1944 года мосту возвращено название
Дворцовый.

Вопрос о наводке плашкоутного моста через Неву на трассе, соединяющей Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца, видимо, обсуждался в правительстве в конце 20-х и 30-х годов XIX века, а впервые был внесён в планы ещё в 1814 году, когда Александр I отклонил проект тоннеля английского инженера Марка Изамбарда Брюнеля в пользу Дворцового моста.

В 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. Исключительно ответственное в градостроительном отношении положение моста, трудные гидрогеологические условия мостового перехода и требования судоходства создавали сложный комплекс проблем, решение которых вызывало большие трудности.

Разводной пролёт — двукрылый, раскрывающейся системы с шарнирно прикреплённым противовесом и с неподвижной осью вращения, с электромеханическим приводом и отверстием в свету 56,6 м. В наведённом положении пролётное строение работает по схеме трёхшарнирной арки. Каждое крыло разводного пролёта уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса. При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 м ниже ординара воды в Неве.

Фундаменты левобережного устоя и всех промежуточных опор сооружены на кессонах, опущенных на глубину 23,5—25,89 м от ординара и заполненных камер-бетоном. Тело опор выше обреза кессонов — бетонная и железобетонная кладка с гранитной облицовкой чистой тёски.
Уже плывем к Троицкому мосту.

Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших петербургских мостов. В 1990 году включён в список объектов культурного наследия России регионального значения, находится под охраной государства. С 2005 года раскрытый разводной пролёт моста — один из символов праздника выпускников «Алые Паруса».

Первый наплавной мост построен в 1803 году. В 1897—1903 годах по проекту французской фирмы «Батиньоль» и при участии русских инженеров сооружён постоянный металлический мост. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м). В 1965—1967 годах был перестроен разводной пролёт, в 2001—2003 годах проведена реконструкция моста.

Находившийся с 1803 года плашкоутный мост в 1804 году получил название Петербургский мост. Перестроенный в 1824—1827 годах мост предполагалось назвать Суворовским по расположенной напротив моста Суворовской площади с памятником А. В. Суворову. Однако в 1827 году мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). В 1891 году Дума предложила назвать строящийся постоянный мост Александро-Мариинским по случаю 25-летия со дня бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны, однако император повелел сохранить за мостом наименование Троицкого.

В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства. После гибели С. М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1934 года мост был переименован в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего решением президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов» мост снова стал называться Троицким.

В честь моста назван танкер «Троицкий мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи» и спущенный на воду 25 февраля 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов.

Мост десятипролётный. Длина моста 582 м, ширина моста между
перилами 23,6 м, из них ширина проезжей части 19,0 м и два тротуара
по 2,3 м.
Особенно интересно и оригинально сконструирована средняя
пятипролётная часть моста. Внешне пролётные строения моста
напоминают арочные сквозные фермы, но в действительности они
представляют собой сочетание двух других типов конструкций —
консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Разводной пролёт расположен у левого берега. Первоначально представлял собой двукрылую симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для разводного пролётного строения в период разводки. Пролётное строение представляло собой двухконсольную, уравновешенную металлическую ферму, вращающуюся вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре. В закрытом подклиненном состоянии представляло собой неразрезную двухпролётную балку с отверстием в свету 26,8 и 27,3 м. Разводка производилась с помощью электромеханического или ручного привода. При разводке моста пролётное строение вращалось в горизонтальной плоскости на вертикальной оси по кругу катания на роликах и образовывало два судоходных отверстия шириной по 22,8 м каждое.

Существующий разводной пролёт перекрыт однокрылым металлическим цельносварным пролётным строением раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и жестко прикреплённым противовесом. Максимальный проектный угол раскрытия крыла — 72º. В поперечном сечении пролётное строение состоит из четырёх главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом, нижние и верхние пояса — таврового сечения.

В пределах длины крыла главные фермы связаны между поперечными балками, продольными и поперечными связями. Отверстие разводного пролёта в свету — 43,2 м. Роль верхнего пояса в пролётном строении выполняет ортотропная плита. Высота ферм на опоре равна 4,2 м. Противовес состоит из двух симметрично расположенных ящиков, наполненных передельным чугуном. Пролёт раскрывается с помощью четырёх гидроцилиндров, находящихся между средними и крайними фермами.
Выплываем к Летнему саду —

Сияет Санкт-Петербургский институт культуры в исторических зданиях Дом И.И. Бецкого - Дворец принца Ольденбургского и Дом Салтыковых:

Дом Бецкого (также известный как Дворец принца Ольденбургского) — особняк, возведённый в конце XVIII века по заказу Ивана Ивановича Бецкого. Надстроен уже в XIX веке Василием Стасовым.
Дом Салтыкова (Дом Гротена) — просторный особняк в Санкт-Петербурге в створе Дворцовой набережной (№ 4) и Миллионной улицы (№ 3). После окончания строительства в 1788 г. подарен Екатериной II царедворцу Николаю Ивановичу Салтыкову. Впоследствии неоднократно перестраивался, так что в нынешний облик здания свою лепту внесли архитекторы Кваренги, Карл Росси, Гаральд Боссе и К. И. Лоренцен.
Далее Летний сад —

Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Занимает отдельный одноимённый остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.

Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для её обустройства была выделена часть острова Усадица: Пётр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на том месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом. В то время эта часть острова выполняла транспортную функцию (утрачена с прокладкой Большой Перспективной дороги).

Лебяжья канавка (Лебяжий канал) — канал в Санкт-Петербурге,
соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний
Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров).
Судоходство по канавке запрещено —

Канал прорыт в 1711—1719 годах.
Название канала связано с тем, что в XVIII веке в него переселились
лебеди из соседних прудов.
В 1955—1956 годах берега укреплены гранитными банкетами (архитектор
Л. А. Носков, инженер А. Д. Гутцайт), аналогичными тем, что были
впоследствии построены вдоль прилегающего участка Мойки. На правом
берегу Лебяжьей канавки, на углу Дворцовой набережной Невы,
находится бывший дом Бецкого. На левом берегу — каменная терраса
Летнего сада.
Впереди — Литейный мост:

Справа — набережная Кутузова:

Набережная Кутузова — набережная, проходящая по левому берегу реки Невы от Литейного моста до набережной реки Фонтанки. Первоначально не имела самостоятельного названия, считалась частью Дворцовой набережной. С 1860 года стала называться Гагаринской набережной, по располагавшемуся на противоположном берегу Невы Гагаринскому «пеньковому буяну» (складу пеньки) и Гагаринской пристани, которые, в свою очередь, сохранили имя князя Матвея Гагарина, имевшего здесь домовладение в царствование Петра I. Затем именовалась Воскресенской набережной. С 1902 года называлась Французской набережной, так как на ней располагалось посольство Франции. В 1918 году была переименована в набережную Жореса. В сентябре 1945 года названа по имени фельдмаршала Кутузова, дом которого (дом № 30) расположен на набережной.

Налево — Пироговская набережная:

Пироговская набережная — набережная в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Арсенальной до Выборгской набережной. Набережная была выделена из Арсенальной набережной 17 декабря 1898 года. Первоначально она проходила только от Литейного моста до Большого Сампсониевского проспекта. В 1950-е годы в состав набережной включён новый участок от проспекта Карла Маркса до моста Свободы.

Мы поворачиваем налево. Отель Санкт-Петербург —