Питер. Музей Фаберже 1
uctopuockon_pyc — 27.12.202326.06.2022
В прошлый раз мы прогуливались по Невскому и прилегающим улица — Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1), Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (2).
И в итоге дошли дворца Нарышкиных-Шуваловых... Вот он — по центру кадра, на другой стороне Фонтанки, дом с балконом —
Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге, расположен во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Обладает не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX—XX вв. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея — 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Густавовича Фаберже. В коллекции музея, в том числе, находятся первое и последнее из императорских яиц.
Организация-учредитель музея — Культурно-исторический фонд «Связь времён», созданный в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.
Поднимаемся...
Дворец Нарышкиных-Шуваловых — памятник архитектуры XIX века в Санкт-Петербурге. Здание типично для эпохи архитектурной эклектики (сочетание элементов позднего классицизма и неоренессанса).
Дворец в его нынешнем виде был построен в несколько этапов. Левая часть здания возведена в 1780-х г.г. Воронцовыми по проекту неизвестного архитектора. Флигель справа от старого дома пристроен в 1821—1822 г.г. новым владельцем участка, Д. Л. Нарышкиным (возможно, по проекту К. И. Росси).
Э. Д. Нарышкин продал недвижимость своему кузену Л. А. Нарышкину, при котором осуществлена реконструкция ряда внутренних помещений (архитектор Бернхард Симон), обе части здания объединены единым фасадом (архитектор Н. Е. Ефимов) — в 1844—1849 г.г.
С 1846 года дворцом владели Софья Львовна Нарышкина и её супруг Пётр Павлович Шувалов, потом их сын и невестка. После Октябрьской революции до 1925 года его занимал музей дворянского быта.
В советское время дворец неоднократно менял своё назначение. В 1918 г. он был национализирован. В 1919—1923 (1925) г.г. здесь был Музей быта. Затем собрание Шуваловых было передано различным музеям.
В его стенах размещались Дом печати (очаг деятельности обэриутов, где проходило мероприятие «Три левых часа»), Дом техники, а после 1965 года — Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
С 2006 года во дворце шла реставрация. 19 ноября 2013 года в нём официально открывается музей Фаберже. Он стал первым в России частным музеем федерального масштаба. Пасхальные ювелирные изделия расположены в синей гостиной дворца. В других залах также экспонируются коллекции русского фарфора XIX века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись, серебро, драгоценная утварь и мемориальные предметы.
На первом этаже музея расположились гардероб, сувенирный магазин, билетные кассы. Сама же экспозиция находится на втором этаже, куда можно попасть по Парадной лестнице. Ее построили в 1840-х годах по проекту архитектора Иеронима Корсини. В 1859 году лестницу реконструировали, над ней появился купол, украшенный лепниной. Сейчас на лестничной площадке можно увидеть бронзовые бюсты Николая I и императрицы Александры Федоровны, а также копию античной статуи Аполлона Бельведерского.
С Парадной лестницы можно попасть сразу в несколько залов, но лучше всего начать осмотр по порядку — с Рыцарского. Такое название он получил потому, что украшен фризом, на котором изображен средневековый рыцарский турнир. На стенах зала — барельефы со сценами Отечественной войны 1812 года: эскизы к ним рисовал Федор Толстой-Американец, один из прототипов Федора Долохова в романе «Война и мир». Военная тема объединяет акварели Карла Пиратского и Петра Балашова, изделия из фарфора и серебра.
Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже, открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой магазин с ювелирной мастерской. Как и многие ювелиры того времени, Густав Фаберже стремился открыть свое дело в столице Российской империи. В Санкт-Петербурге в 1846 году родился его сын Карл, под руководством которого семейная фирма в дальнейшем превратилась в крупнейшее в стране и известное во всем мире предприятие.
Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного дела должен получить всестороннюю подготовку, и отправил сына в длительное путешествие. В Европе Карл получил образование и посетил все значимые центры ювелирного искусства, где почерпнул множество идей для будущей работы. Современники не случайно называли Карла Фаберже ученым и образованным ювелиром: он занимался исследовательской и реставрационной работой, и на протяжении многих лет, начиная с 1867 года, изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа.
В 1872 году Карл возглавил семейную фирму. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен звания поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы и ее руководителя, награжденного почетными орденами и получившего звания поставщика многих европейских монархов.
Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887), Одессе (с 1901), Лондоне (с 1903) и Киеве (с 1906). Основное же ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге, в собственном доме Карла Фаберже на Большой Морской улице, 24. Там же располагались студия дизайнеров, специализированная библиотека, фешенебельная квартира самого Карла Фаберже и ювелирные мастерские, деятельность которых мэтр мог лично контролировать.
В фирме работали лучшие петербургские ювелиры, такие, как Михаил Перхин и его преемник Генрик Вигстрём, в мастерской которых создавались императорские пасхальные яйца. Ведущим серебряных дел мастером фирмы был Юлиус Раппопорт. Видными золотых и серебряных дел мастерами фирмы были также Эрик Коллин, Виктор Аарне, Август Хольмстрём и другие. Заказы фирмы выполняли художники-миниатюристы Василий Зуев и Иоганн Цейнграф, скульпторы Борис Фредман-Клюзель и Георгий Савицкий. Главными «художниками-композиторами» (дизайнерами) фирмы были сначала брат Карла Фаберже Агафон, а затем, после его смерти в 1895 году – Франц Бирбаум. С фирмой сотрудничали знаменитые русские художники и архитекторы: Валентин Серов, Александр Бенуа, Фёдор Шехтель…
Общее число сотрудников фирмы Фаберже в период ее расцвета, то есть на рубеже XIX–XX веков, превышало 500 человек. За весь период ее существования, с 1842 по 1918 год, ею было произведено примерно 300,000 предметов. Все они были выполнены на высочайшем уровне ювелирного мастерства; многие из них были уникальны и прославили фирму, а вместе с ней – русское ювелирное искусство во всем мире. Клиентами Фаберже были практически все коронованные особы Европы, их родственники, виднейшие политические деятели и предприниматели, известные артисты.
С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой мировой войны. Многих его мастеров взяли на военную службу. После Октябрьского переворота фирма Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов Карла Фаберже – императорский Дом Романовых, и само предприятие. Фаберже покинул Россию в 1918 году по подложным документам курьера английского посольства. Через два года великий ювелир скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Ковш презентационный. Подарок князя В. С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Санкт-Петербург, 1891. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
Терины (пара). Подарок Екатерины II Пажескому корпусу. Санкт-Петербург, начало 1760-х.
В 1872 году Карл возглавил семейную фирму. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен звания поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы и ее руководителя, награжденного почетными орденами и получившего звания поставщика многих европейских монархов.
Кубок с крышкой. Санкт-Петербург, 1840-е (?). Мастер-монограммист "FG"
Вазы (пара) с изображением батальных сцен (по картинам Ф. Ваувермана). Санкт-Петербург, 1835. Императорский фарфоровый завод, исполнитель росписи Н. Корнилов.
Парные канделябры на четыре свечи. Санкт-Петербург, начало XIX века. Мастер И. Кейбель.
Ковш презентационный. Пожалован императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия в 1899 году. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
Вазы-кратеры (пара) с изображениями итальянских пейзажей. Санкт-Петербург, 1840. Императорский фарфоровый завод, исполнители росписи В. Столетов, П. Щетинин.
Пресс-папье «Тройка». Санкт-Петербург, 1861. Фирма Сазикова.
Кувшин. Керамика: Англия, 1878. Фирма Doulton Lambeth. Оправа: Санкт-Петербург, конец 1870-х. Фирма «Никольс и Плинке», мастер Р. Кохун.
Кувшин. Керамика: Англия, 1879. Фирма Doulton Lambeth. Оправа: Санкт-Петербург, конец 1870-х. Фирма «Никольс и Плинке», мастер Р. Кохун.
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916. Фирма К. Фаберже.
Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже.
Яйцо «Воскресение Христово». Санкт-Петербург, 1886–1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев.
Пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном.
Табакерка «Коронационная». Санкт-Петербург, 1896. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрём.
Пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Рамка в форме сердца с тремя миниатюрами. Рамка в форме сердца с тремя миниатюрами. Сюрприз утраченного яйца, подаренного Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, в 1897 году. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, миниатюры И. Цейнграфа.
Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа.
Пасхальное яйцо «Шантеклер». Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1904 года. Санкт-Петербург, около 1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1898 года, Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Опять эти все сокровища в один пост не лезут. Завтра продолжим...
|
</> |