Питер. Музей Фаберже 1

топ 100 блогов uctopuockon_pyc27.12.2023

26.06.2022

В прошлый раз мы прогуливались по Невскому и прилегающим улица —  Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (1), Питер. Прогулки на Невском и на Фонтанке (2).

И в итоге дошли дворца Нарышкиных-Шуваловых... Вот он — по центру кадра, на другой стороне Фонтанки, дом с балконом — 

Питер. Музей Фаберже 1

Музей Фаберже — частный музей в Санкт-Петербурге, расположен во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Обладает не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX—XX вв. Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея — 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Карла Густавовича Фаберже. В коллекции музея, в том числе, находятся первое и последнее из императорских яиц.

Организация-учредитель музея — Культурно-исторический фонд «Связь времён», созданный в 2004 году известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.

Поднимаемся...

Питер. Музей Фаберже 1

Дворец Нарышкиных-Шуваловых — памятник архитектуры XIX века в Санкт-Петербурге. Здание типично для эпохи архитектурной эклектики (сочетание элементов позднего классицизма и неоренессанса).

Дворец в его нынешнем виде был построен в несколько этапов. Левая часть здания возведена в 1780-х г.г. Воронцовыми по проекту неизвестного архитектора. Флигель справа от старого дома пристроен в 1821—1822 г.г. новым владельцем участка, Д. Л. Нарышкиным (возможно, по проекту К. И. Росси).

Питер. Музей Фаберже 1

Э. Д. Нарышкин продал недвижимость своему кузену Л. А. Нарышкину, при котором осуществлена реконструкция ряда внутренних помещений (архитектор Бернхард Симон), обе части здания объединены единым фасадом (архитектор Н. Е. Ефимов) — в 1844—1849 г.г.

С 1846 года дворцом владели Софья Львовна Нарышкина и её супруг Пётр Павлович Шувалов, потом их сын и невестка. После Октябрьской революции до 1925 года его занимал музей дворянского быта.

Питер. Музей Фаберже 1

В советское время дворец неоднократно менял своё назначение. В 1918 г. он был национализирован. В 1919—1923 (1925) г.г. здесь был Музей быта. Затем собрание Шуваловых было передано различным музеям.

В его стенах размещались Дом печати (очаг деятельности обэриутов, где проходило мероприятие «Три левых часа»), Дом техники, а после 1965 года — Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

С 2006 года во дворце шла реставрация. 19 ноября 2013 года в нём официально открывается музей Фаберже. Он стал первым в России частным музеем федерального масштаба. Пасхальные ювелирные изделия расположены в синей гостиной дворца. В других залах также экспонируются коллекции русского фарфора XIX века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись, серебро, драгоценная утварь и мемориальные предметы.

На первом этаже музея расположились гардероб, сувенирный магазин, билетные кассы. Сама же экспозиция находится на втором этаже, куда можно попасть по Парадной лестнице. Ее построили в 1840-х годах по проекту архитектора Иеронима Корсини. В 1859 году лестницу реконструировали, над ней появился купол, украшенный лепниной. Сейчас на лестничной площадке можно увидеть бронзовые бюсты Николая I и императрицы Александры Федоровны, а также копию античной статуи Аполлона Бельведерского.

С Парадной лестницы можно попасть сразу в несколько залов, но лучше всего начать осмотр по порядку — с Рыцарского. Такое название он получил потому, что украшен фризом, на котором изображен средневековый рыцарский турнир. На стенах зала — барельефы со сценами Отечественной войны 1812 года: эскизы к ним рисовал Федор Толстой-Американец, один из прототипов Федора Долохова в романе «Война и мир». Военная тема объединяет акварели Карла Пиратского и Петра Балашова, изделия из фарфора и серебра.

Питер. Музей Фаберже 1

Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже, открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой магазин с ювелирной мастерской. Как и многие ювелиры того времени, Густав Фаберже стремился открыть свое дело в столице Российской империи. В Санкт-Петербурге в 1846 году родился его сын Карл, под руководством которого семейная фирма в дальнейшем превратилась в крупнейшее в стране и известное во всем мире предприятие.

Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного дела должен получить всестороннюю подготовку, и отправил сына в длительное путешествие. В Европе Карл получил образование и посетил все значимые центры ювелирного искусства, где почерпнул множество идей для будущей работы. Современники не случайно называли Карла Фаберже ученым и образованным ювелиром: он занимался исследовательской и реставрационной работой, и на протяжении многих лет, начиная с 1867 года, изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа.

В 1872 году Карл возглавил семейную фирму. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен звания поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы и ее руководителя, награжденного почетными орденами и получившего звания поставщика многих европейских монархов.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887), Одессе (с 1901), Лондоне (с 1903) и Киеве (с 1906). Основное же ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге, в собственном доме Карла Фаберже на Большой Морской улице, 24. Там же располагались студия дизайнеров, специализированная библиотека, фешенебельная квартира самого Карла Фаберже и ювелирные мастерские, деятельность которых мэтр мог лично контролировать.

В фирме работали лучшие петербургские ювелиры, такие, как Михаил Перхин и его преемник Генрик Вигстрём, в мастерской которых создавались императорские пасхальные яйца. Ведущим серебряных дел мастером фирмы был Юлиус Раппопорт. Видными золотых и серебряных дел мастерами фирмы были также Эрик Коллин, Виктор Аарне, Август Хольмстрём и другие. Заказы фирмы выполняли художники-миниатюристы Василий Зуев и Иоганн Цейнграф, скульпторы Борис Фредман-Клюзель и Георгий Савицкий. Главными «художниками-композиторами» (дизайнерами) фирмы были сначала брат Карла Фаберже Агафон, а затем, после его смерти в 1895 году – Франц Бирбаум. С фирмой сотрудничали знаменитые русские художники и архитекторы: Валентин Серов, Александр Бенуа, Фёдор Шехтель…

Общее число сотрудников фирмы Фаберже в период ее расцвета, то есть на рубеже XIX–XX веков, превышало 500 человек. За весь период ее существования, с 1842 по 1918 год, ею было произведено примерно 300,000 предметов. Все они были выполнены на высочайшем уровне ювелирного мастерства; многие из них были уникальны и прославили фирму, а вместе с ней – русское ювелирное искусство во всем мире. Клиентами Фаберже были практически все коронованные особы Европы, их родственники, виднейшие политические деятели и предприниматели, известные артисты.

С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой мировой войны. Многих его мастеров взяли на военную службу. После Октябрьского переворота фирма Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов Карла Фаберже – императорский Дом Романовых, и само предприятие. Фаберже покинул Россию в 1918 году по подложным документам курьера английского посольства. Через два года великий ювелир скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Питер. Музей Фаберже 1

Ковш презентационный. Подарок князя В. С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Санкт-Петербург, 1891. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.

Питер. Музей Фаберже 1

Терины (пара). Подарок Екатерины II Пажескому корпусу. Санкт-Петербург, начало 1760-х.

Питер. Музей Фаберже 1

В 1872 году Карл возглавил семейную фирму. В 1885 году Карл Фаберже был удостоен звания поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы и ее руководителя, награжденного почетными орденами и получившего звания поставщика многих европейских монархов.

Питер. Музей Фаберже 1

Кубок с крышкой. Санкт-Петербург, 1840-е (?). Мастер-монограммист "FG"

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Вазы (пара) с изображением батальных сцен (по картинам Ф. Ваувермана). Санкт-Петербург, 1835. Императорский фарфоровый завод, исполнитель росписи Н. Корнилов.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Парные канделябры на четыре свечи. Санкт-Петербург, начало XIX века. Мастер И. Кейбель.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Ковш презентационный. Пожалован императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия в 1899 году. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.

Питер. Музей Фаберже 1

Вазы-кратеры (пара) с изображениями итальянских пейзажей. Санкт-Петербург, 1840. Императорский фарфоровый завод, исполнители росписи В. Столетов, П. Щетинин.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Пресс-папье «Тройка». Санкт-Петербург, 1861. Фирма Сазикова.

Кувшин. Керамика: Англия, 1878. Фирма Doulton Lambeth. Оправа: Санкт-Петербург, конец 1870-х. Фирма «Никольс и Плинке», мастер Р. Кохун.

Кувшин. Керамика: Англия, 1879. Фирма Doulton Lambeth. Оправа: Санкт-Петербург, конец 1870-х. Фирма «Никольс и Плинке», мастер Р. Кохун.

Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916. Фирма К. Фаберже.

Питер. Музей Фаберже 1

Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Яйцо «Воскресение Христово». Санкт-Петербург, 1886–1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев.

Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном.

Питер. Музей Фаберже 1

Табакерка «Коронационная». Санкт-Петербург, 1896. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрём.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Рамка в форме сердца с тремя миниатюрами. Рамка в форме сердца с тремя миниатюрами. Сюрприз утраченного яйца, подаренного Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, в 1897 году. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, миниатюры И. Цейнграфа.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Шантеклер». Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1904 года. Санкт-Петербург, около 1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1
Питер. Музей Фаберже 1

Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1898 года, Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.

Опять эти все сокровища в один пост не лезут. Завтра продолжим...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Слева - человек реагирует на приговор о лишении свободы после того, как его пытались убить. Справа - другой человек реагирует на сгоревшую лампочку. ...
Четвертая часть случаев, когда ставится диагноз деформирующий артроз, приходится на поражение тазобедренного сустава. По частоте заболеваний его обгоняет лишь прогрессирующий недуг в коленных костных соединениях, которому женщины подвержены немного чаще чем мужчины. Спровоцировать ...
...
Вы представляете как это готовить шоколадный торт и ни разу ничего не попробовать? Не облизнуть венчик от миксера, не слизать капнувший на палец шоколад, не снять пробу с крема, не ...
Здравствуйте уважаемые. Приятного времени ...