Питер. Медный всадник
cand_orel — 22.10.202325.06.2022
В прошлый я рассказал, как мы посетили Исаакиевский собор — Питер. Исаакиевский собор. Интерьер — 1, Питер. Исаакиевский собор. Интерьер — 2; и в итоге вышли в Александровский сад —
Александровский сад (с 1920 — сад Трудящихся, с 1936 — сад
Трудящихся им. М. Горького, с 1989 — Адмиралтейский сад, с 1997 —
Александровский сад) — сад в Адмиралтейском районе
Санкт-Петербурга. Расположен в самом центре города, примыкая к
юго-западной и юго-восточной сторонам Адмиралтейства.
Сад открыт в 1874 году. Назван в честь императора Александра
ΙΙ.
Сад занимает площадь в 9 га, его окружают городские
достопримечательности и памятники архитектуры: Зимний дворец,
Дворцовая площадь, здание Адмиралтейства, Главный штаб, дом
Лобанова-Ростовского, Градоначальство/ЧК, здания Сената и Синода,
Исаакиевский собор и Медный всадник. В составе исторической
застройки центра Санкт-Петербурга сад включён в список Всемирного
наследия.
Сад выходит на две площади Санкт-Петербурга — Дворцовую и
Сенатскую.
Вообще в наши намерения входит прокатиться на катере по Неве и каналам города, но по пути как раз легендарный памятник —
«Медный всадник» — монументальный конный памятник первому
российскому императору Петру Великому, созданный в 1768–1778 годах
под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе,
открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа
1782 года. Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых
известных произведений скульптурного неоклассицизма.
Памятник изготовлен из бронзы; название «медный» закрепилось за ним
благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина.
Слева от нас и Александровского сада — здания Сената и Синода:
Здания Сената и Синода представляют собой памятники архитектуры, возведенные в стиле позднего классицизма, или русского ампира, в период с 1829 по 1834 год. Они интересны тем, что соединены триумфальной аркой, которая перекинута над Галерной улицей. Первоначально эти здания были построены для двух важных государственных органов управления Российской империей — Сената и Святейшего Правительствующего Синода. За проектом данных зданий стоял известный архитектор Карл Росси, и они стали его последней крупной работой. С 1925 по 2006 годы в этих зданиях располагался Российский государственный исторический архив. Сегодня, одно из крыльев здания дома — основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. Другое крыло здания с мая 2009 года занимает Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, представляющая собой уникальный информационный центр, посвященный истории и достижениям российской президентской власти.
А мы движемся к памятнику —
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Василия Екимова и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
В августе 1766 года русский посланник в Париже князь Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.
Для поиска камня под пьедестал «Медного всадника» в газете
«Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к
частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в
гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».
Подходящий камень был предложен казённым крестьянином Семёном
Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в
Санкт-Петербург. Давно зная об этой глыбе, он планировал ранее
расколоть её на куски для продажи, но технически не смог это
осуществить. О камне было сообщено руководителю поисковых работ
проекта — капитану Марину Карбури (Μαρίνος Χαρβούρης) графу
Ласкари, позднее, во французском Льеже, издавшему о работах
детальные записки. Семён Вишняков получил от него 100 рублей —
очень приличная по тем временам сумма.
Гром-камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. По
местной легенде, своеобразную форму камень приобрёл в результате
удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его
название.
Это валун биотит-мусковитового калиево-полевошпатового гранита,
в котором горные породы гранит и пегматит имеют возраст 1,5—1,6
миллиарда лет. После того как камень извлекли из земли, котлован
заполнила вода и образовался водоём, сохранившийся до настоящего
времени, — Петровский пруд. Путь камня до места погрузки был равен
7855 метрам.
Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва
подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. Эта уникальная операция
продолжалась с 15 (26) ноября 1769 года по 27 марта (7 апреля) 1770
года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его
погрузки была сооружена специальная пристань.
Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября (7 октября) 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня, до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина, желавшая посмотреть на перемещение камня, не запретила его дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры. Многие думают, что камень представляет собой единую глыбу, но, на самом деле, он состоит из нескольких тесно пригнанных друг к другу блоков.
Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника, показанная в следующем году в течение двух недель публике, ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…». Однако долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.
Чтобы оценить напряжённость обстановки и отношений действующих лиц, нужно привести письмо скульптора от 3 (14) ноября 1774 года Екатерине II, взывавшего к её покровительству: «Всемилостивейшая государыня, в начале прошлого месяца г. Бецкой велел мне через Фельтена написать требования мои относительно отливки статуи, хотя формальность эта показалась мне излишнею, тем не менее я немедленно отправил письмо, с которого прилагаю при сём копию, с тех пор я не получал ответа. Без августейшего покровительства Вашего я нахожусь во власти человека, который с каждым днём более меня ненавидит, и если Вашему Величеству не угодно лицезреть меня более, то мне пришлось бы здесь жить хуже, чем всякому пришельцу, который под конец находит покровителя…» — РГИА, ф. 470, оп. 83/517, д. 110, 1755 г., л. 3
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По
легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась
бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Хайлова
удалось спасти нижнюю часть памятника. В 1777 году были выполнены
верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.
В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая, он увёз
с собой все чертежи и технические расчёты. Работы по завершению
памятника были поручены Ю. М. Фельтену.
Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года;
на открытие монумента Фальконе не был приглашён. Это был второй
конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной
лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор.
Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет
прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не
трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он,
конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность
созидателя-законодателя…»
Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии,
одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора,
принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним
словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил
медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную
государем. Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых
Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет
собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению
статической устойчивости монумента. Её появление под ногами
вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она
изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий
голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как
полководца-победителя.
В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II,
Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации,
разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника
призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что
Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал
возмущение и критику современников.
На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись
«Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая
лѣта 1782.» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA
secunda MDCCLXXXII.» — с другой, подчёркивая тем самым замысел
императрицы: установить линию преемственности, наследия между
деяниями Петра и собственной деятельностью.
Монумент произвёл огромное впечатление на современников, которые
практически сразу распознали в нём символический смысл: «Он
скачет как Россия!».
И тут мы поехали покататься на кораблике, о чем я расскажу отдельным постом...
И приплыли опять на тоже место —
В 1976 году в памятнике были обнаружены трещины и была проведена
его реставрация. Также было проведено рентгенологическое
исследование, которое выявило, что хвост служит лишь балансиром, а
сам каркас проходит только через задние ноги коня. Причиной трещин
стал «пережог» металла, вероятно произошедший при повторной отливке
верха скульптуры.
В октябре 2021 года началась вторая реставрация памятника.
Специалисты обнаружили очаги коррозии, мелкие трещины и другие
дефекты. Закончить реставрацию, которая стоила 40 млн руб,
планировалось к 350-летию Петра I в 2022 году.
Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина. Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашу чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.
В романе Ф. М. Достоевского «Подросток»: «А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?».
В романе «Петербург» Андрея Белого один из персонажей, Александр Иванович Дудкин, после сильнейшего морального кризиса испытывает галлюцинации, в которых Медный всадник направляет его убить руководителя террористической организации и провокатора Липпанченко. Дудкин закалывает Липпанченко маникюрными ножницами и сам преображается в подобие Медного всадника, восседая верхом на теле убитого.
Даниил Андреев, описывая один из миров в «Розе Мира», сообщал о том, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе.
Продолжение следует