Питер. Летний сад 2.2
uctopuockon_pyc — 18.01.202322.06.2022
В прошлый раз, гуляючи по Летнему саду (https://cand-orel.livejournal.com/2323346.html), вышли напрямую к к Летнему дворцу Петра I:
Пойдемте подойдём?
Вот — что это...
Пришли ко дворцу:
Летний дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея).
Летний дворец был построен в стиле петровское барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец состоит из четырнадцати комнат и двух кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы.
Почти квадратное в плане здание с вальмовой кровлей на европейский манер и флюгером наверху напоминает дворец Маурицхёйс в Гааге. Лужёное железо кровли выкрасили в серый цвет под сланец, каковым кроют здания в странах Северной Европы. Строительством руководил А. Шлютер с помощниками: И. Ф. Браунштейном и другими. 29 терракотовых рельефов на фасадах дворца представляют аллегории событий Северной войны (выполнены по гравюрам немецкого художника А. Фукса, повторяющим в зеркальном изображении итальянские оригиналы А. Майоли конца XVI в.).
Рельеф над входом создан скульптором Морбергом по рисунку Г. И. Маттарнови. Интерьеры Летнего дворца, как и многих других дворцов петровской эпохи, оформляли по проектам, которые привез с собой из Парижа Ж.-Б. А. Леблон, и по рисункам его помощника Н. Пино. В этих проектах использованы ламбри — деревянные панно во всю высоту стен с лепкой, окрашенной в светлые тона и частичной позолотой, а также росписи, зеркала, камины и десюдепорты, падуги, живописные плафоны[1]. Отдельные росписи выполняли русские мастера А. Захаров, И. Заварзин и Ф. Матвеев.
Напротив дворца — Дворцовая аллея и бюсты:
Ян III Собе́ский (польск. Jan III Sobieski; 17 августа 1629, Олесский замок, Русское воеводство — 17 июня 1696, Вилянувский дворец, Варшава) — видный польский полководец, король польский и великий князь литовский с 1674 года. В его правление, ознаменовавшееся затяжными войнами с Османской империей, Речь Посполитая в последний раз пережила взлёт как европейская держава.
И с другой стороны:
Мари Казимира Луиза де Ла Гранж д’Аркьен (Marie Casimire Louise de La Grange d’Arquien; 28 июня 1641, Невер — 30 января 1716, Блуа), более известная под уменьшительным польским именем Марысенька (польск. Marysieńka) — супруга короля польского и великого князя литовского Яна Собеского.
Вышли к Неве и ограде:
К которым практически примыкает дворец...
Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. После смерти Петра вплоть до середины XIX века дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных: А. И. Горчаков (в 1815), Д. И. Лобанов-Ростовский (в 1816), М. А. Милорадович (с 1822), Е. Ф. Канкрин (1830-е), Ф. П. Вронченко (1840-е). Сановники жили здесь в холодное время года; им предоставлялся только второй этаж. При Александре I весной и летом в царскую резиденцию стали допускать публику; в 1840 году была составлена подробная опись «исторических достопамятностей», некоторые из них были реставрированы.
В 1934 году в здании дворца был открыт историко-бытовой музей. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка на потолках комнат и на фасаде, крыша была повреждена осколками снарядов. Реставрация дворца началась в 1946 году. В 1947 году музей был снова открыт для посещений. В 1950—1960-х годах была проведена полномасштабная реставрация с целью восстановить изначальный облик дворца, в том числе были заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка, рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.
Монументальная группа «Мир и Победа», исполненная по специальному заказу, была привезена в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду в 1726 г., уже после смерти Петра I:
Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700 — 1721 гг.
Установлена перед северным фасадом одного из дворцов Петра I. В центре – фигура юной женщины, в левой руке ее — рог изобилия, а в правой – опрокинутый факел. Эта женщина символизирует Россию, а опрокинутый факел, которым она сжигает военные атрибуты – окончание войны. Крылатая Ника (богиня победы) держит в руке пальмовую ветвь – символ мира – и ногой попирает поверженного льва (символ Швеции). Львиная лапа лежит на картуше с латинской надписью: «Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое совершить может».
А мы развернулись и пошли от Невы вдоль Фонтанки к Кофейному домику:
"Кофейный домик" расположен на берегу Фонтанки. Павильон возник в результате перестройки в 1826 г. петровского грота, находившегося на этом месте. К. И. Росси сохранил стены Грота, пострадавшего во время наводнения 1777 г., но уничтожил купол над средней частью и пышный барочный декор фасадов. Скульптурные маски на пилонах, гирлянды и венки на аттике, лепной фриз выполнены скульптором В. И. Демут-Малиновским. Стены зала завершены фризом с растительным орнаментом и гладким карнизом. В Кофейном домике итальянец Пияцци открыл кондитерскую, которая просуществовала 30 лет. В 1925 г. во время ремонтных работ под Кофейным домиком были обнаружены подземные тоннели. (https://www.citywalls.ru/house15388.html)
От кофейного домик вглубь Летнего сада ведет алея Росси:
Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (Friedrich Wilhelm von Brandenburg; 16 февраля 1620, Кёльн-на-Шпрее — 29 апреля 1688, Потсдам) — курфюрст бранденбургский, прозванный Великим курфюрстом (Großer Kurfürst), и герцог Пруссии из династии Гогенцоллернов. Сын курфюрста Георга Вильгельма и Елизаветы Шарлотты Пфальцской.
Напротив него:
Катарина Саксонская (Katharina von Sachsen; 1421 — 23 августа 1476, Берлин) — принцесса Саксонская, в замужестве курфюрстина Бранденбургская.
Чуть далее Молодая женщина в розовой драпировке:
А напротив неё опять Аполлон:
Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων, Apollo) — в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог света (отсюда его прозвище Феб — «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты. Один из наиболее почитаемых античных богов. В период Поздней Античности олицетворяет Солнце.
Движемся далее — опять Молодая женщина:
Напротив неё — Аллегория осени:
Вакх — бог виноградарства и виноделия. Римляне звали его еще Либер — liber — свободный. Праздник Либераллий был общим для Либера и Цереры. Скульптурный бюст Вакха в Летнем саду вполне каноничен: нежное, подобное девичьему лицо, виноградные гроздья, венчающие его голову. Аналогичным образом изображали и Осень. Скульптурный бюст «Вакх» является в данном случае олицетворением Осени, как это и зафиксировано в альбоме 1717 года.
Вышли к Фонтану Пирамида на Центральной аллее:
Фонтан располагается на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной … переделать, чтоб была наподобие пирамиды», — гласил её указ. Фонтан повторяет очертания версальского обелиска и одноименной "Пирамиды" в дворцово-парковом комплексе Петергофа. Композиция впечатляет оригинальной формой бассейна, выполненной из белоснежного мрамора, и красивыми ярусами из тонких струек воды. (https://spb-parki.ru/parks/letniy-sad/fontan-na-4-ploshchadke-piramida/)
Вокруг площадки тоже интересные скульптуры:
Со стороны входа в Летний сад — Аврора и Полдень.
Аврора, или Эос, — богиня утренней зари. Имя Эос происходит от греческого глагола «веять», так как начало утренней зари сопровождается дуновением ветра; таково же и происхождение имени Аврора — дуновение ветерка. Аврора из Летнего сада изображена в венке из роз, с факелом в правой руке (при его появлении воздух светлеет) и цветами, которые своим расцветом обязаны утренней росе, — в левой. Отсутствующие ныне крылья изображали «прекрасную живость ее движений». Действительно, на спине у статуи имеются следы крепления крыльев.
"Полдень" – носитель солнца. На лбу у него изображен солнечный диск, а за спиной – лук. В руке стрелы, напоминающие о солнечных лучах. В другой руке – ветка цветка лотоса, который, по древним верованиям, поднимается из воды вместе с солнцем и с закатом дня прячется в воду. Лотос, в данном случае, изображен в виде цветущей веточки. У ног юноши – подсолнечник, цветок солнца. В числе его атрибутов – знаки Зодиака, по которым в древности определялось вращение Земли. Полдень обращает свое лицо к томной и кокетливой Авроре, она всегда смотрит на него, но улетает вперед и всегда остается неуловимой.
Напротив данной скульптурной группы — Закат:
"Закат" изображен усталым, но сильным стариком с длинной развевающейся бородой. Он как бы сопротивляется порывам ветра. Во всей его фигуре – сочетание силы и слабости, бурного движения и покоя. "Закат" – это борьба света и тьмы, старость – переход к вечности. Вечерняя звезда Веспер (Венера), «которую к началу ночи можно видеть на западе», сияет над его челом. Правой рукой он показывает на ту часть неба, где заходит Солнце. Поэтому здесь, с правой стороны от старика-Заката, можно увидеть изображение большого куста дурмана. Распустившиеся на нем цветы издают вечером одурманивающий запах и ядовиты для человека.
Возле него у центральной аллеи — Ночь:
Молодая женщина в звездном покрывале – «Ночь». Ее голова украшена венком из цветов мака (мак – символ сна). На нарядном поясе женщины – летучая мышь, у ног сидит сова – неизменная спутница тьмы, символ ночи. Иногда сова (уже в христианстве) – символ смерти. Глаза женщины закрыты, а лицо печально и задумчиво. По античной мифологии Ночь – дочь Хаоса, который предшествовал всему миру. От соединения Ночи с Эрэбом (Эрэб – первобытный мрак) родились День и Эфир, встречи с которыми Ночь боится. Поэтому женщина погружена в скорбь, горько опущены уголки ее губ, низко склонилась голова.
А далее по аллее Росси — очередной Юноша и очередной Аполлон:
Взгляд на вход в Летний сад:
А мы двигаемся от входа по центральной аллее...
В античной культуре сивиллы (сибиллы) — странствующие пророчицы и прорицательницы, предрекавшие будущее, зачастую бедствия; предсказания обычно делались в стихотворной форме - гекзаметром. Считалось, что сивиллы могут предсказывать на тысячу лет вперёд. Сивилла Эритрейская, или Герофила и Самия, - одна из наиболее прославленных сивилл, по преданию жила за 483 года до падения Трои, была родом из Эритреи. Согласно легенде, Сивилла Эритрейская предсказала, что Рим будет разрушен перитиями. Коллекция Летнего сада насчитывает пять скульптур сивилл.
На Центральной аллее установлен скульптурный бюст Марса — римского бога войны, древнейшего божества Италии и Рима, который входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс, Квирин).
Далее по аллее — вновь Аполлон:
И соответственно ему навстречу — Диана:
Диана (Артемида), по античной мифологии – сестра-близнец Аполлона. Изначально она почиталась как богиня плодородия, покровительница животных, затем она была названа богиней-охотницей, а в более позднее время и богиней луны.
Диана представлена стоящей с луком в руке. Одета в короткую тунику, на голове ее – полумесяц.
А мы вышли к Малой оранжерее:
Малая оранжерея Летнего сада была предназначена для хранения в ней в холодное время года экзотических растений, выставляемых в теплое время года в боскетах «Зеленые кабинеты», а так же на площадях и аллеях сада. Оранжерея воссоздана в 2010-2011 годах по историческим материалам и аналогам петровского времени. Объемно-пространственная композиция, внешний архитектурный облик, проект декоративных деталей фасада разработаны на основании чертежа фасада оранжереи, который был создан архитектором И. Бланком в 1738 году. (https://spb-parki.ru/parks/letniy-sad/malaya-oranzhereya/)
За Малой оранжереей располагается участок, получивший название "Красный сад". На его грядках выращивали аптекарские травы и овощи. Особое пристрастие Пётр I питал к душистым травам, таким как рута, пижма, иссоп, мята немецкая и калуфер. По проекту в Красном саду посажены растения, которые выращивались в Летнем саду, либо были популярными овощными и пряными культурами в XVIII веке. Особое внимание уделено завезённым в Петровское время "диковинкам", таким как картофель, артишок, салат-латук.
В 2009-2010 гг. Малая Оранжерея воссоздана на том же месте, где она находилась во времена Петра. Это нарядное здание, вытянутое в плане с востока на запад, с большим количеством высоких и широких окон для максимальной освещенности внутри помещения, что было необходимым условием для комфортного существования растений в зимнее время. Сегодня Оранжерея используется по своему прямому назначению. С южной стороны перед Оранжереей разбит небольшой садик правильной геометрической формы по типу старинных аптекарских огородов начала XVIII века. В нем устроены прямые грядки с различными посадками пряно-ароматических культур.
Издавна люди ценили ароматные травы. Их запах и вкус придавал пище дополнительные ощущения, из них готовили лекарства, ими ароматизировали помещения. Заморские пряности стоили дорого как в России, так и в Западной Европе, поэтому их старались заменять аналогами, взятыми в родной природе. На грядках Красного сада выращивались известные нам лук, морковь, мята, петрушка, укроп, редкий тогда для России, но уже полюбившийся Петру зелёный салат. Также широко использовались в пищу уже подзабытые нами душица и рута. И уж совсем немногим известно, что считались пряными растениями и использовались в пищу те из них, которые сегодня известны нам лишь в качестве цветов: календула, настурция, ромашка, пижма. Мяту в России в старину подмешивали для запаха в табакерки, на ней же делали квас. На Руси во время эпидемий для предохранения от болезней в домах развешивали связки лука, что нашло отражение в поговорке «Лук – от семи недуг». В центре Красного сада журчит одноструйный фонтан. Это – современная реконструкция, так как сведений о его облике не обнаружено. Дно облицовано белым итальянским мрамором, фриз фонтана выполнен из уральского серого мрамора.
А мы выходим на Школьную аллею:
Современные творения:
Терпсихора и Талия на входе в скверик:
Терпсихора — древнегреческая муза танца, также покровительствует хоровому пению. Обычно изображается в виде молодой улыбающейся женщины, танцующей или играющей на лире
Талия — древнегреческая муза комедии, одна из девяти муз, сопровождающих Аполлона. Обычно изображается с комической маской в руках и венком из плюща на голове. Статуя примечательна тем, что муза изображена обутой в сапоги, а не босиком.
Партер — открытая часть сада, украшенная газонами, цветниками, фонтанами, статуями. В XVIII веке являлся обязательным элементом украшения регулярного сада.
Во время реставрации Летнего сада 2009-2012 гг. Парадный партер был воссоздан на его историческом месте по планам и рисункам XVIII века.
Скульптура "Сатир и Вакханка":
В греческой мифологии сатиры - жизнерадостные козлоногие существа, славились пристрастием к алкоголю и похотливостью. Вакханки - спутницы и почитательницы Диониса (Вакха), бога виноделия и веселья. Сатиры и вакханки составляли свиту Диониса, всегда веселяющуюся и поющую.
Первоначально цветники вдоль Лебяжьей канавки планировались ещё в 1716 году самим Петром I. Когда Жан Леблон предложил свой план преобразования императорских садов, он распланировал огромный партер со сложным рисунком. В натуре партер создаётся в 1725 году перед окнами Второго Летнего дворца, построенного вдоль Невы и Лебяжьей канавки. Размеры партера уменьшили, а его рисунок сделали более простым. После постройки Летнего дворца Анны Иоанновны по проекту архитектора Бартоломео Растрелли на месте существовавшего партера создается новый. Партер увеличили в размерах и его рисунок сделали более сложным. Партер стал парадным, потому что в те времена центральный вход в Летний сад был со стороны Большого луга (Марсово поле).
Центром Парадного партера и его доминантой является круглая площадка, украшенная скульптурой и Коронным фонтаном:
Коронный фонтан был спроектирован архитектором Михаилом Земцовым в 1725 году и входил в фонтанную систему Летнего сада. Фонтан располагался перед старым парадным входом в Летний сад — со стороны Марсова поля. Своё название фонтан получил по форме струй, которые образуют композицию, похожую на корону. Во время наводнения 1777 года фонтан пострадал и в 1786 году был засыпан. В 2010-2011 годы на основе иконографических материалов и археологических изысканий Коронный фонтан был воссоздан. Археологические исследования дали возможность уточнить его величину — размер чаши составил 12,5 х 10 м, расположение водопроводящих труб и декоративное убранство.
Похищение сабинянки:
На территории Парадного партера, чуть севернее Коронного фонтана установлена скульптурная группа по сюжету древнего мифа «Похищение сабинянки». Согласно мифу, Рим был заселён одними мужчинами, а соседние племена не отдавали своих дочерей замуж за бедных римлян. Тогда Ромул устроил праздник и пригласил соседей, которые пришли семьями. В разгаре праздника римляне неожиданно бросились на безоружных гостей и похитили их девушек. Началась война между римлянами и сабинянами, длившаяся несколько лет. В итоге по просьбам женщин был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство.
Скульптурный бюст Сенеки:
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - древнеримский философ, поэт и государственный деятель, один из крупнейших представителей стоицизма, воспитатель императора Нерона.
В центре круглого бассейна с четырьмя каскадами стоит облицованная туфом и украшенная маскаронами двухъярусная тумба, на которой расположены трубки. Бьющие из трубок струи воды создают рисунок, напоминающий корону. Вот поэтому фонтан называется Коронный. В конце XVIII века фонтан был засыпан, как и остальные фонтаны Летнего сада.
Фонтан украшен золочёными маскаронами (вид скульптурного украшения в форме головы человека или животного анфас). За основу маскарона взят образец, найденный на территории Летнего сада в 1960-е годы и переданный на хранение в Государственный музей-заповедник «Петергоф». Открыт в 1725 г., воссоздан в 2011 г.
Скульптурный бюст Диогена:
Диоген Синопский (412-323 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, самый знаменитый представитель школы киников. Философия Диогена выражалась в его образе жизни - в отказе от земных потребностей (по преданию, он жил в бочке).
Практически завершили прогулку, вышли опять к решетке:
Двуликий Янус:
В северной части Парадного партера установлена скульптура «Двуликий Янус». В римской мифологии Янус считался двуликим богом дверей, входов и выходов, начала и конца, а также покровителем всяческих начинаний и начал во времени. Согласно мифам, Янус имел дар ясно видеть всё в прошлом и в будущем; именно за эту способность Януса принято изображать двуликим — с молодым лицом, обращённым в будущее, и старым — смотрящим назад, в прошлое.
БЕРСО (berceau — люлька, колыбель) — садово-парковое сооружение, галерея, проход, образованный вертикальными стенками типа трельяжа для вьющихся растений и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку (отсюда название):