Питер. Исаакиевский собор. Интерьер — 1

25.06.2022
В прошлый раз мы прогуливались по обзорной площадке Исаакиевского собора — Питер. Вид сверху (Исаакиевский собор). Первый круг, Питер. Вид сверху (Исаакиевский собор). Второй круг; и в итоге вышли к Конногвардейскому манежу —

Прежде чем идти внутрь давайте осмотримся снаружи, а я некоторые факты и историю строительства собора напомню...

101,5 м — высота Исаакиевского собора, длина — 111,28 м, ширина — 97,6 м, площадь — 4 тыс. кв. м, вместимость — 14 тыс. человек. Это крупнейший православный храм Петербурга, самое тяжелое здание в городе (вес около 300 тыс. тонн) и одно из высочайших купольных сооружений в мире. В основание фундамента забито 10 762 сваи. Собор венчает 5 золотых куполов (на золочение ушло 100 кг золота). Диаметр центрального купола — 25,8 м, высота его свода — 69 м, барабан украшают 12 ангелов-кариатид с изображениями апостолов, свет проникает внутрь храма через 12 больших окон. На высоте 43 м вокруг барабана расположена колоннада из 24 колонн (длина каждой 14 м, весом 67 тонн). На нее ведут 2 винтовые лестницы по 200 ступеней. Здание украшают 112 монолитных колонн и 350 скульптур. (газета "Санкт- Петербургские ведомости" от 26. 04. 2019)

Историю появления в Петербурге собора во имя Исаакия Далматского можно разделить на три периода: от начала его основания Петром I (1710) до обновления его при Екатерине II (в 1768 г.); от времен Екатерины II до начала его перестройки при Александре I (1818), и с того времени до окончательная строительства и освящения его при Александре II (1858).

В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов последней нынешней третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн. Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами.

Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за её подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.

В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.

В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.

Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.

Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.

Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч.
Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур
создавались одной отливкой.
По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П.
Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с
их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на
севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр,
Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом
гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.
И чуть об окружающих строениях и объектах...

Здания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, известные как здания Сената и Синода, представляют собой памятники архитектуры, возведенные в стиле позднего классицизма, или русского ампира, в период с 1829 по 1834 год. Они интересны тем, что соединены триумфальной аркой, которая перекинута над Галерной улицей. Первоначально эти здания были построены для двух важных государственных органов управления Российской империей - Сената и Святейшего Правительствующего Синода. За проектом данных зданий стоял известный архитектор Карл Росси, и они стали его последней крупной работой. С 1925 по 2006 годы в этих зданиях располагался Российский государственный исторический архив. Сегодня, одно из крыльев здания дома — основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. Другое крыло здания с мая 2009 года занимает Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, представляющая собой уникальный информационный центр, посвященный истории и достижениям российской президентской власти.

Конногвардейский бульвар — бульвар в Адмиралтейском районе
Санкт-Петербурга. Проходит от Сенатской и Исаакиевской площадей до
площади Труда.
Современное название Конногвардейский бульвар известно с 1842 года,
связано с находящимся на бульваре манежем и казармами лейб-гвардии
Конного полка. Параллельно существовали названия Конно-Гвардейский
бульвар, Малая Благовещенская улица, Благовещенский бульвар, по
находившейся на теперешней площади Труда церкви Благовещения
Пресвятой Богородицы.
В октябре 1918 года переименован в бульвар Профессиональных Союзов,
в честь Петроградского совета профессиональных союзов, в связи с
тем, что на бульваре находился Дворец Труда. С 1925 года название
употреблялось в сокращённом виде бульвар Профсоюзов. 4 октября 1991
года возвращено название Конногвардейский бульвар.
В начале бульвара установлены две гранитные колонны с
аллегорическими бронзовыми скульптурами крылатых «Побед» — подарок
короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV российскому императору
Николаю I.

Колонны со статуями Победы — памятник архитектуры. Расположены в
Санкт-Петербурге на Конногвардейском бульваре между зданиями Синода
и Конногвардейского манежа.
В 1827 году К. И. Росси при составлении проекта зданий Сената и
Синода предложил установить по оси Адмиралтейского канала
монументальную колонну, но проект не был реализован. В 1842 году
Адмиралтейский канал был заключён в трубу, и 1 февраля 1845 года
был утверждён проект Росси по созданию на месте канала бульвара, в
рамках которого предусматривалась установка двух колонн со статуями
Победы. Работами по созданию бульвара в 1845—1846 годах руководил
Н. Е. Ефимов.

Бронзовые статуи были сделаны по модели К. Д. Рауха на берлинском заводе и подарены Николаю I Фридрихом-Вильгельмом IV в качестве ответного подарка за копии скульптур «Укротители коней» (статуи — копии «викторий», установленных у Нового павильона Шарлоттенбурга). Николай I заказал Рауху постаменты, но предложенный скульптором проект ему не понравился, и заказ передали Росси. 18 января 1845 года архитектор предлагал в записке с проектом установить ещё две колонны по сторонам от Благовещенского моста, но от этой идеи отказались. Почти десятиметровые колонны сделаны из отполированных монолитов сердобольского (валаамского) гранита и посвящены подвигам Лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812—1814 годов.

В 1804—1807 годах в Санкт-Петербурге было возведено здание Конногвардейского манежа. Этот монументальный сооружение выполнено в стиле классицизма и было спроектировано архитектором Джакомо Кваренги. Основная цель строительства манежа заключалась в том, чтобы в нем проводились занятия зимней и летней выучки, а также парадные выездки лошадей Лейб-гвардии Конного полка. Здание занимает часть Конногвардейского бульвара и его фасад выходит на Исаакиевскую площадь. Однако, в период советской власти манеж был переделан в гараж НКВД. С 1977 года Конногвардейский манеж используется в качестве выставочного зала.
Так, и пойдемте уже внутрь собора...
Но в начале схему художественных творений предложу:


В 1842 г., когда сооружение собора подходило к концу и нужно было окончательно утвердиться в выборе средств и способов оформления интерьера, Монферран предпринял поездку в Западную Европу, чтобы осмотреть лучшие здания Германии, Франции и Италии и закончить постройку, использовав свои наблюдения для наиболее совершенной отделки собора. По возвращении из поездки представленный им план отделки был одобрен императором.



30 июня 1841 г. Монферран представил проект внутреннего оформления собора. Комиссия по строительству Исаакиевского собора приняла предложение Монферрана и создала специальный комитет для рассмотрения проектов внутреннего оформления, в состав его вошли инженеры М. Г. Дестрем, А. Д. Готман, А. И. Фельдман и архитекторы В. П. Стасов, О. Монферран, К. А. Тон, А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов.


Макет устройства для подъема колонн:

Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина – таково полное имя человека, которого называли гением инженерного дела – родился в Испании на острове Тенерифе. Получив образование в Париже, он в 1808 году приехал в Россию, где был принят на военную службу. Здесь Бетанкура стали звать на русский манер Августином Августиновичем. И хотя прожил он в Петербурге до своей кончины всего 16 лет, успел многое сделать для своей второй родины.



Именно Бетанкуру принадлежат технические решения, использованные при устройстве фундамента и установке колонн Исаакиевского собора. Позже это ноу-хау будет использовано при подъеме Александровской колонны на Дворцовой площади.

В убранстве широко применен цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового тивдийского, филенки и медальоны – из желтого сиенского и зеленого генуэзского, пол выложен серым финляндским.



Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трехъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита.



Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы П. К. Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. Образа в центральном иконостасе написали Т. А. Нефф, Ф. П. Брюлло, С. А. Живаго, в боковых - К. Дузи и Н. А. Майков. К 1860 все они были заменены точными мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер по эскизу Л. фон Кленце.


Макет купола храма —

В росписи интерьера участвовали виднейшие мастера академической школы: К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, Ф. П. Брюллов, Н. М. Алексеев и менее значительные - А. Т. Марков, Ф. Н. Рисс. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками - сцены из Библии, Нефф на пилонах – евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений.

Из-за царских врат возвышается громадный образ Воскресшего Спасителя, написанный во всю высоту и ширину запрестольного окна. Иисус Христос представлен являющимся в облаках. Его одежда ярко-пунцового цвета с широким золотыми узорами бордюром.



Десница Спасителя поднята для благословения, в другой руке он держит развевающееся знамя победы. Образ составлен из квадратных стекол, наподобие крупной мозаики, спаянных оловянными прутьями и укрепленных в массивной железной раме. Иконостас главного алтаря устроен во всю ширину собора, в три яруса и представляет сплошную стену от пола до потолка храма.



Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы П. К. Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. Образа в центральном иконостасе написали Т. А. Нефф, Ф. П. Брюлло, С. А. Живаго, в боковых - К. Дузи и Н. А. Майков. К 1860 все они были заменены точными мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер по эскизу Л. фон Кленце.

Макет храма —


Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками - сцены из Библии, Нефф на пилонах – евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений. По предложению Монферрана иконы в иконостасах и живописные изображения в парусах купола было решено заменить мозаиками.



Уже после смерти архитектора эти работы велись до самой революции специально созданным мозаичным отделением Академии художеств и положили начало возрождению мозаичного искусства в России. Собор все время пополнялся художественными произведениями.



Золотую и золоченую (из серебра) утварь для ризницы - в том числе большую дарохранительницу, уменьшенную модель собора - изготовила фирма Никольс и Плинке, серебряную - мастерские П. И. Сазикова и Ф. А. Верховцева. Последняя отлила из серебра весившую 12 пудов гробницу для плащаницы, образ на которой написал П. М. Шамшин.



Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол в 1895 был украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами. В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873–1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.



Алтарей в Исаакиевском соборе три: главный во имя преп. Исаакия Далматского, два меньших - с правой стороны во имя вмч. Екатерины, с левой - во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. Главный алтарь царит в храме.
|
</> |