Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

топ 100 блогов uctopuockon_pyc02.04.2023

23.06.2022

В прошлый раз мы покинули Екатерининский дворец (https://cand-orel.livejournal.com/2608344.html) и вышли практически в Екатерининский парк:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Екатерининский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкин под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII—XIX веков. Совместно с Александровским парком является неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции и получил своё название по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу. Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка.

Вышли на Агатовые комнаты:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Холодная баня с Агатовыми комнатами — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села, созданный архитектором Чарльзом Камероном, был его первым реализованным проектом, в 1780—1794 годах по заказу Екатерины II.

Павильон входит в архитектурный ансамбль «Термы Камерона», в который также входят — Камеронова галерея, Висячий и Цветной сады, Пандус. Он располагается между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей, террасу которой соединяет с Агатовыми комнатами Висячий сад. На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.

Оркестр стилизованный под старину играет:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Идея создания архитектурного сооружения в греко-римском стиле, в Царском селе, принадлежит Екатерине II, которую она обсуждала с разными известными архитекторами того времени — Э. М. Фальконе, Ш. де Вайи, Ш. Клериссо — с 1770-х годов, но в итоге выбрала проект Чарльза Камерона.

В 1780 году началось строительство павильона, которое закончилось в 1781 году, а в 1782 году была начата внутренняя отделка. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур (Холодная баня), а в верхнем (Агатовые комнаты) — для отдыха и развлечений.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации, в павильоне располагался клуб, а не первом этаже конюшня. В результате чего была утрачена яшмовая облицовка дверных полотен и искусственный мрамор стен Агатовых комнат. Сами двери были утрачены вместе с бронзовыми орнаментами во всех помещениях; бесследно исчезли мраморная скульптура, шесть яшмовых ваз, часть бронзовых ветвей-светильников, девять бронзовых скульптурных групп и бронзовые барельефы, выполненные Я. Рашшетом, со стен Яшмового кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого зала.

В 1948 году были проведены первоочередные реставрационные работы, а также в 1949 и 1990 годах. В 2010 году Агатовые комнаты приняли аварийное состояние. С сентября 2013 года павильон открыт для посетителей после реставрации.

Пришли к Пандусу:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Пандус образуют семь понижающихся арок-сводов и три безарочных пилона. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маски античных богов — Юпитера, Юноны, Марса, Минервы, Меркурия — и других мифологических персонажей.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

В проем видна собственно Камеронова галерея:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Камеронова галерея — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села (с 1937 года город Пушкин) в 23 км к югу от Санкт-Петербурга. Здание построено в 1784—1787 годах по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона. В 1946—1947 годах галерея была восстановлена после разрушений в годы Великой отечественной войны.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

«Камеронова галерея» представляет собой шедевр искусства архитектуры, двухэтажное сооружение в качестве составной части ансамбля Холодных бань, «Агатового павильона», Висячего сада и Пандуса. Галерея не имела названия, только столетие спустя, в 1885 году, историк искусства и библиограф П. Н. Петров в одной из статей в журнале «Зодчий» назвал это выдающееся сооружение «Камероновой галереей».

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Шотландский архитектор Чарлз Камерон с 1766 года работал в Италии. На основе обмеров древнеримских сооружений написал книгу под названием «Термы римлян» (The Baths of the Romans), которая была издана в Лондоне в 1772 году на английском и французском языках. Российская императрица Екатерина II получила книгу Камерона и дала наказ своим агентам в Европе заключить контракт с архитектором для строительства «римских бань» в Царском Селе. В 1779 году Камерон прибыл в Россию. Индивидуальный стиль Камерона впитал разные источники, он отличается интеллектуализмом, изящным цитированием многих тем древнегреческого, римского, этрусского искусства и «помпеянских» мотивов. Однако скрытые аллюзии и прямые цитаты никогда не переходят у Камерона в открытую эклектику. «Чарлз Камерон первый из архитекторов привёз с собой в Россию не учебник архитектуры, а…живую архитектурную мысль, — писал автор первой монографии об архитекторе В. Н. Талепоровский, — увлекательный рассказ о Греции, Риме и Помпеях».

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Помимо руин древнеримской архитектуры, в частности терм, знатоком которых был Камерон, источником вдохновения самой императрицы и архитектора были офорты Дж. Б. Пиранези. Екатерина II заказывала альбомы гравюр Пиранези и указывала их в качестве образца. В 1763 году Неаполитанский король подарил российской императрице четыре тома «Геркуланских книг» с гравированными изображениями археологических находок. В годы строительства Камероном «римских бань» в Царском Селе публиковались «Древности Афин» Дж. Стюарта и Н. Реветта (1764, 1787 и 1794 г. г.).

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

С 1780 года, следуя планировке хорошо изученных им римских терм, Камерон возводил двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором. Они были выстроены в новом, невиданном ранее «помпеянском стиле», богато отделаны агатом, яшмой, мрамором, позолоченной бронзой. Через овальную лоджию-вестибюль можно было выйти в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа. От Висячего сада под прямым углом к Большому дворцу, построенному ранее в "барочно-рокайльном стиле Б. Ф. Растрелли на высоком цокольном этаже возвышается протяжённая галерея-колоннада.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Вид на Большой пруд:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Большой пруд - рукотворный пруд в центре Екатерининского парка, в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин Санкт-Петербурга). Это самый живописный и крупный из водоёмов города Пушкина, его размеры составляют около 16 гектар.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Пруд был вырыт в начале 18 века. К середине 18 века пруд приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Позднее Большой пруд подвергся перепланировке и был превращен в озеро, тогда очертания пруда были смягчены, вокруг возведены павильоны, постройки и пристани, что придало пруду ещё большое значение и живописность. По пруду можно было кататься на лодках.

Сегодня Большой пруд является композиционным центром пейзажной части Екатерининского парка. Вокруг пруда всё также высятся парковые павильоны и пролегают аллейки с местами для отдыха. Здесь, на зеленых лугах, в летнее время отдыхают гости Екатерининского парка.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Видна среди пруда Чесменская колонна:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Чесменская (Орловская) колонна — памятник в Екатерининском парке Царского Села, воздвигнутый в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года, во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Представляет собой ростральную колонну из мрамора, со скульптурными элементами бронзового литья, установленную на гранитном стилобате у центрального острова Большого пруда Екатерининского парка. Памятник в стиле классицизма был сооружён по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1770-х годах, скульптурные элементы выполнил И. Г. Шварц. Колонна пострадала в годы Великой Отечественной войны, реставрировалась в 1950-х, 1990-х и 2010-х годах.

Чесменская колонна — один из целого ряда мемориалов, посвящённых победе в Чесменском сражении, наряду с другими памятниками, зданиями, дворцовыми интерьерами в пригородах Санкт-Петербурга. Памятник также входит в группу мемориальных сооружений Екатерининского парка, появившихся здесь в 1770—1780-х годах и связанных преимущественно с русско-турецкой войной 1768—1774 годов. Монумент является объектом культурного наследия России федерального значения в категории памятников градостроительства и архитектуры.

Пришли на Рамповую аллею:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Район Большого пруда ограничен с северо-запада Рамповой аллеей, которая начинается от пандуса Висячего сада Агатовых комнат и идет по возвышенному берегу пруда. Она была проложена в 1760-х годах и называлась первоначально Штамбовой, потому что была обсажена «штамбовыми» (подстриженными) липами.

Забираемся на Пандус:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Пандус построен в 1780—1787 годах по проекту Камерона. Он опирается на семь постепенно понижающихся арочных сводов, замковые камни которых украшены стилизованными под архаику маскаронами: Зевса, Геры, Марса, Меркурия, Минервы, Диониса… На парапетах пандуса были установлены бронзовые статуи муз: Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медичи, Меркурия и Флоры. Поэтому пандус получил прозвание «Лестницы богов». Внизу пандуса находились две огромные бронзовые вазы. После восшествия на престол императора Павла Петровича, ненавидившего свою мать, вазы, статуи пандуса и огромные фигуры Геркулеса и Флоры в 1798 году были вывезены в Петербург для украшения Михайловского замка. 

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

При императоре Александре I вазы вернули на место. На пилонах северного фасада Михайловского замка установили копии Геркулеса и Флоры. Вместо убранной скульптуры пандуса в 1826 году поставили чугунные треножники с чашами для цветов по рисунку архитектора В. П. Стасова. В 1941 году во время фашистской оккупации, статуи пандуса удалось эвакуировать, но вазы и треножники пропали. После войны фигуры муз украсили «Площадку двенадцати дорожек Павловского парка.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Обрамляющая галерею колоннада состоит из сорока четырёх колонн ионического ордера:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

В колоннаде Камерон не просто следовал античной традиции, а скопировал любимый им ордер Эрехтейона афинского Акрополя с необычно высокой, стройной капителью. Контраст этой цитаты и нарушающей канон широкой расстановки колонн усиливает остроту сочетания дерзости и изящества, широты и утончённости. Опоясанный колоннадой остеклённый павильон, в сущности, представляет собой бельведер. По этому бельведеру, с которого открывается вид на пейзажный «английский» парк, царскосельский пруд, и далее на Софийский собор, любила прогуливаться императрица. Стены галереи имеют большие арочные окна, расчленённые пилястрами и сдвоенными каннелированными полуколоннами. С восточной и западной сторон входы на галерею оформлены четырёхколонными портиками с треугольными фронтонами. Такие же портики появляются на северном и южном фасадах.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Полнеющая императрица не терпела лестниц, и архитектор пристроил пологий пандус, поднимающийся прямо к соединенному с галереей «висячему саду». Идею этой композиции, предположительно, подсказал Ш.-Л. Клериссо. Весь ансамбль был завершён к 1786 году. В «стеклянной зале» галереи проводили парадные обеды. 

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Лестницу восточного фасада Камерон пристроил в 1788 году. В начальном проекте лестница поднималась из парка лишь до помещений первого яруса; два верхних марша, ведущие на колоннаду, были добавлены по распоряжению Екатерины II. 

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

На пилонах лестницы в 1787—1788 годах установили бронзовые реплики античных статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских, мраморные оригиналы которых находятся в Неаполитанском археологическом музее. Отливки из бронзы выполнены в литейной мастерской Академии художеств по моделям скульптора Ф. Г. Гордеева. Русский скульптор использовал гипсовые формы, доставленные вместе с другими в Академию из Италии в 1769 году, но несколько изменил трактовку фигур. 

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Во время Великой Отечественной войны эти статуи были вывезены в Германию и могли уйти на переплавку, если бы осенью 1947 года не были найдены во дворе медеплавильного завода города Галле. В декабре 1947 года они вернулись на свои исторические места. В 2019—2020 годах впервые за 70 лет на протяжении девяти месяцев велась реставрация фигуры Геракла.

Выбрались в сады:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Висячий сад — один из двух сохранившихся висячих садов в России — был разбит в 1792—1794 годах садовым мастером Джоном Бушем. Изначально, Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную форму, чем в настоящее время; расширили сад пятью годами позже. Бюсты висячего сада — итальянские копии с оригиналов II века до н. э. — изготовлены в 1826 году архитектором Василием Стасовым.

Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным — к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Южный угол торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединённый непосредственно с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую Зеркальной: архитектурное оформление её как в зеркальном отражении повторяет Камеронову галерею — каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась непосредственно с покоями Екатерины II. Дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет — одну из личных комнат императрицы.

Терраса в самом начале была задумана как основание для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа, поэтому на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы. Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове Эзель. Работа производилась под руководством иностранного мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего времени не сохранились: ещё в начале XIX века они сильно обветшали и их заменили деревянными, окрашенными белой краской.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

При проектировании и строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные шесть столбов и выложить своды между флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей, где сада не было. В результате этих работ Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрёл ту форму, которая существует и поныне.

Тут же и Агатовые комнаты:

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой — это первый пример такого архитектурного решения в России. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из тёмной бронзы.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Три дубовых двери вводят в помещение Агатовых комнат. Дверь налево — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо — в Библиотеку и на лестницу на первый этаж. Основной объём павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам.

На отделке парадных помещений был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат отделаны мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства. Камерон получил указание Екатерины II подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань весной 1783 года, после чего сделал новые эскизы для двух кабинетов.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

В соответствии с его замыслом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась русскими мастерами вручную. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры получили название Агатовых комнат.

Питер. Царское село. Екатерининский парк. 1.

Наборный паркет, выполненный по эскизам Фельтена мастером X. Мейером, был привезён из недостроенного дворца Александра Ланского. Меньший по площади, он был дополнен паркетом по эскизам Камерона.

В интерьерах второго этажа применяли цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, и другие мастера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.

К сожалению дальше текст не лезет, продолжение будет завтра...

Использованы материалы:

https://www.ptmap.ru/sight/1855

https://www.liveinternet.ru/users/5276078/post476073263/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чесменская_колонна

https://life-globe.com/bolshoj-prud-tsarskoe-selo-peterburg/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Камеронова_галерея

https://ru.wikipedia.org/wiki/Холодная_баня_с_Агатовыми_комнатами

https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/cameron/hanginggarden

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Успел сбегать за фотоаппаратом и сделать пару кадров, как картинка начала исчезать в тумане: ...
...
Друзья! Рад представить вам первую серию нашего мини-сериала о причинах любви некоторых людей к СССР и диктатуре. Первый выпуск посвящён пионерлагерям — в котором мы подробно показываем, как они были устроены, а также рассказываем о том, почему многие люди сейчас вспоминают этот вид ...
Марк Розовский, когда прочитал интервью, которое я написала, почесал в задумчивости затылок и изрек: "Слушай, а, может, не надо всех этих откровенностей? Я все-таки режиссер...Причем - главный!" Но я уговорила его подписать интервью - оно так и вышло в ТОЙ газете много ...
Вчера хотела поделиться впечатлениями от красок зимней Москвы, но самое яркое из них оказалось на выезде. Домой уезжали мы на такси, я и трёхлетний ребёнок. Маршрут в приложении построила с заскоком за горячим питьём в Макдональдс. Прибыло приличное авто с водителем в смокинге и ...