Питер — 2025 (25.05.25) Прогулка в центре. 2

Вчера начал.
Через проезд по-прежнему Адмиралтейство —

Опять вышли на дворцовую площадь —

Здесь книжная ярмарка —

Бумажные книги как-то не жажду покупать, а идти ещё и через рамку — тем более:

Движемся к Невскому проспекту —


Завиднелся Исаакиевский собор по Адмиралтейскому проспекту —

Невский проспект —

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост) и Фонтанку (Аничков мост). Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). Нечётная сторона неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок).

На современном Невском проспекте расположены многочисленные памятники архитектуры, музеи, театры, другие учреждения культуры. Проспект относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов: Адмиралтейство, Строгановский дворец, Казанский собор, Дом книги, Гостиный двор, Российская национальная библиотека, Александринский театр, Театр комедии имени Н. П. Акимова, Елисеевский магазин, Аничков дворец и Аничков мост, Московский вокзал, Александро-Невская лавра.

Входим в Александровский сад...

Александровский сад (с 1920 — сад Трудящихся, с 1936 — сад Трудящихся им. М. Горького, с 1989 — Адмиралтейский сад, с 1997 — Александровский сад) — сад в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Расположен в самом центре города, примыкая к юго-западной и юго-восточной сторонам Адмиралтейства. Сад открыт в 1874 году. Назван в честь императора Александра ΙΙ.

Памятник В. А. Жуковскому (1887, скульптор В. П. Крейтан, архитектор А. С. Лыткин) смотрит на Дворцовую площадь. Василий Андреевич Жуковский (29 января [9 февраля] 1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния — 12 [24] апреля 1852, Баден, Великое герцогство Баден) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, автор элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик и педагог. В 1817—1841 годах учитель русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Фёдоровны и наставник цесаревича Александра Николаевича. Тайный советник (1841). Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833).

Скульптура «Флора Фарнезская» (1833, архитектор Л. И. Шарлемань, копия конца XVIII века скульптора П. Трискорни с античной скульптуры) —

Флора (Flora) — древнеримская богиня цветов, расцвета, весны и полевых плодов. Отождествлялась с греческой богиней (нимфой) Хлоридой. По легенде, рассказанной Овидием, в Флору, грудь которой источала цветы, распространявшиеся по окрестностям, превратилась земляная нимфа Хлорида, преследуемая богом западного ветра Фавонием (который соответствовал древнеримскому Зефиру). В честь Флоры в Древнем Риме регулярно устраивались празднества — Флоралии.

Александровский сад занимает площадь в 9 га, его окружают городские достопримечательности и памятники архитектуры: Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание Адмиралтейства, Главный штаб, дом Лобанова-Ростовского, Градоначальство/ЧК, здания Сената и Синода, Исаакиевский собор и Медный всадник. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга сад включён в список Всемирного наследия.

Предыстория сада связана с закладкой 5 ноября 1704 года Адмиралтейской крепости-верфи. Согласно требованиям военного времени, Адмиралтейство окружили валами и рвом. Перед ним простиралось обширное открытое пространство — гласис, необходимый для действий крепостной артиллерии в случае вражеского нападения с суши. Вскоре после основания Адмиралтейство утратило функцию боевой крепости и вместе с ней постепенно ушло в прошлое и фортификационное значение гласиса.

Первое время его территорию использовали для складирования и хранения строительного корабельного леса, больших якорей и других адмиралтейских припасов. Примерно с 1712 по 1717 год на части бывшего гласиса находился Морской рынок, а территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.
Опять Адмиралтейство —

В 1806 году архитектор Андреян Захаров предложил новый проект Адмиралтейства. По окончании Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Захаров в 1782—1786 годах обучался в Париже у Жана-Франсуа Шальгрена, испытал влияние мегаломании К.-Н. Леду. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров распланировал новое, грандиозное сооружение. Перестраивая старое здание, возведенное И. К. Коробовым, Захаров бережно сохранил затею петровского времени — золочёный шпиль с корабликом.

Мемориальная доска — в этом здании в 1909-1917 годах работал видный деятель Российского Флота последний морской министр Российской Империи генерал-адъютант адмирал Иван Константинович Григорович, 1853-1930.

Главный фасад П-образного в плане здания растянулся на 407 м в линию с Зимним дворцом, боковые фасады — на 140 м. Чтобы избежать монотонности, архитектор применил трехчастную композицию, умело разработав боковые ризалиты портиками, а на центральную башню смело водрузил «стрелу, похожую на мачту золотого корабля». Французский поэт, эстет и художественный критик Теофиль Готье, посещавший Россию дважды, в 1858—1859 и в 1861 годах, не мог понять идею водружения «голландской мачты на крышу греческого храма», он посчитал это грубой эклектикой. Башню Захаров действительно опоясал колоннадой ионического ордера. Нижний «куб», прорезанный центральной аркой, повторен в композиции боковых павильонов, выходящих на Неву. В этом мотиве очевидно влияние его учителя Шальгрена и французской школы мегаломанов.

Французский поэт, эстет и художественный критик Теофиль Готье, посещавший Россию дважды, в 1858—1859 и в 1861 годах, не мог понять идею водружения «голландской мачты на крышу греческого храма», он посчитал это грубой эклектикой.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из исторических символов города наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Башню Захаров действительно опоясал колоннадой ионического ордера. Нижний «куб», прорезанный центральной аркой, повторен в композиции боковых павильонов, выходящих на Неву. В этом мотиве очевидно влияние его учителя Шальгрена и французской школы мегаломанов.

Аттик центральной башни здания Адмиралтейства оформлен горельефом «Заведение флота в России», выполненным И. И. Теребенёвым. По сторонам от главной арки — удивительные по красоте скульптурные группы «Нимф, несущих небесную и земную сферы» — идея и эскиз архитектора Захарова, модели академического скульптора Ф. Ф. Щедрина (1812—1813).

Над аркой и фигурами нимф расположены летящие гении Славы работы И. И. Теребенёва. Им же выполнены горельефы с изображением летящих Слав двух Невских павильонов. На замковых камнях наличников окон — маскароны Нептуна (бога морей), наяд и тритонов (его свиты, скульптор Ф. Ф. Щедрин). Летящие Славы, трубящие победу, повторены на симметричных Невских павильонах.

Фигуры нимф вытесаны из пудостского камня в мощном лапидарном стиле, но с изысканной пластикой и «музыкальным движением». Архитектор и скульптор создали оригинальную композицию, в которой соединены разные темы классического искусства: образ морских нимф и кариатид — женских фигур, несущих тяжесть архитектурного перекрытия. Однако античные кариатиды, или коры, никогда не были связаны с изображением небесной или земной сфер.

Эта тема ассоциируется с древнегреческим мифом об Атланте, держащем на своих плечах небесный свод (мотив Атланта, несущего небесную сферу, известен по позднеантичной скульптуре из Неаполитанского музея). Русские художники соединили этот мотив с образами изящных нимф или трёх граций. В результате остроумно обыгран диссонанс —хрупкие и нежные фигуры нимф выполняют тяжелый труд атлантов. Это противоречие разрешается за счёт пластики — кругового движения, хоровода нимф, зрительно соотносящегося с формой сфер на их плечах.

Гороховая улица —

Гороховая улица — средняя из трёх центральных магистралей Петербурга, расходящихся веером от Адмиралтейства. Проходит от Адмиралтейского проспекта до Пионерской площади (бывшего Семёновского плаца). В советское время называлась улица Дзержинского.

Площадь у фонтана с бюстами русских деятелей культуры —

Памятник М. И. Глинке (1899, скульптор В. Пащенко).

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804, Новоспасское, Смоленская губерния — 15 февраля 1857, Берлин) — русский композитор, наиболее значимый петербургский музыкант николаевской эпохи, один из основоположников русской традиции классической музыки, оказавший определяющее влияние на крупнейших авторов следующих поколений. По выражению Владимира Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Памятник Лермонтову (1896, скульптор В. П. Крейтан, архитектор А. П. Максимов).

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Поручик лейб-гвардии Гусарского полка. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре и кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.

Фонтан (1879, архитекторы И. А. Мерц, А. Р. Гешвенд, инженер Н. Л. Бенуа). Дно, барьер и наружный ободок фонтана сделали из сердобольского гранита, из каменоломен с острова Янисаари. Весь бассейн фонтана установлен на каменных подземных галереях, под которыми проложены водопроводные трубы. Высота галереи до семи футов от пола, вымощенного булыжным камнем. С одной стороны устроен входной люк в галереи. Центральная струя фонтана бьёт на высоту до 17 метров, вокруг которой расположено 8 трубок, струи из которых направлены к центральному стержню. Остальные 40 трубок, расположенных параллельно стене резервуара, бьют кругообразно, то есть одна за другой. Фонтан имеет уникальную особенность: высота его струи может изменяться в такт музыке, звучащей в саду. Поэтому фонтан называли «музыкальным» или «танцующим».

Памятник Н. В. Гоголю (1896, скульптор В. П. Крейтан, архитектор А. П. Максимов).

Николай Васильевич Гоголь (20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852, Москва) — прозаик, драматург, критик, публицист, писавший на русском языке. Классик русской литературы, принадлежащий к русской и украинской культурам.

Памятник А. М. Горчакову (1998, скульптор А. С. Чаркин по модели К. К. Годебского (небольшой бюст, изготовленный в 1870 году)).

Светлейший князь (с 18 марта 1871) Александр Михайлович Горчаков (4 [15] июня 1798, Гапсаль, Эстляндская губерния — 27 февраля [11 марта] 1883, Баден-Баден) — русский государственный деятель, дипломат из рода Горчаковых, один из важнейших сподвижников императора Александра II. Министр иностранных дел (1856—1882), последний канцлер Российской империи (с 1867). Один из первых выпускников Царскосельского лицея (1817), почётный член Петербургской академии наук (с 1856) и Московского университета (с 1867).

В саду проводятся какие-то мероприятия, связанные с фехтованием...


Секретное дупло, через которое вели переписку декабристы —

Яркий клён —

Памятник Н. М. Пржевальскому (1892, скульптор И. Шредер, по рисунку А. А. Бильдерлинга). Бронзовый бюст установлен на постаменте в виде гранитной скалы, у основания которой лежит верблюд.


Николай Михайлович Пржевальский (31 марта [12 апреля] 1839[5], село Кимборово, Смоленская губерния — 20 октября [1 ноября] 1888, Каракол) — российский путешественник, географ и натуралист, почётный член Русского географического общества. Генерального штаба генерал-майор (1886). Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию, во время которых изучил территорию Монголии, Северного Китая и Тибета.

Завтра закончу...