Письмо Синодального отдела о проведении катехизации
diak-kuraev — 19.07.2010 С любезного разрешения Патриаршего викария председатели ОРОиК МП епископа Меркурия размещаю письмо, разосланное по всем епархиям РПЦРЕКОМЕНДАЦИИ и ИНСТРУКЦИИ
«Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»
24 июня 2010 г.
В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет
катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в
сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении
им основ православного мировоззрения и православного образа жизни.
Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое
содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является
необходимой основой церковно-приходского образования.
Основным содержанием катехизации является наставление
уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства,
сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со
Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к
литургической жизни Церкви, к святоотеческому
молитвенному и аскетическому опыту.
Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед
Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную,
комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием
форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста,
национальной и социальной принадлежности.
Катехизическая деятельность на приходе
Основными направлениями катехизической деятельности на приходе
являются:
- оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству
Крещения),
- пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в
Таинствах, проповедь Слова Божия,
- совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение
его содержания,
- систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в
т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека,
регулярные паломничества и др.),
- православное воспитание и образование детей, подростков и
членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую
воскресную школу),
- приходское консультирование по вопросам православной веры и
церковной жизни,
- катехизация в процессе социального служения (в больницах,
тюрьмах, детских домах и т.п.).
Ответственность за организацию и осуществление катехизической
деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного
развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на
должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода
(Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней
жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля
2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть аттестован(*) в
епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.
1. Оглашение
В настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость
практики совершения Таинства Крещения без предварительного
оглашения и, в то же время, недостижимость повсеместной полноценной
подготовки к Таинству. Следуя церковной икономии, Отдел предлагает
принять во всех епархиях следующие правила подготовки к совершению
Таинства Крещения:
1.1. Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше
12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика
совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными
(за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В
случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти
родители и восприемники.
1.2. Священникам и крещаемым следует стремиться к возможно более
полной подготовке к Таинству, а крещаемым - настраиваться на
церковную жизнь и после Крещения.
1.3. При отсутствии возможностей или условий для продолжительного
(от нескольких месяцев и более) оглашения священниками должны
строго соблюдаться требования минимального обязательного
оглашения в следующем объеме:
А) проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого
в основных понятиях христианской нравственности, православного
вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры
и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. (В первой беседе
внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с
просьбой о крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских
мотивов крещения, ответам на его вопросы. Во второй - акцент должен
быть сделан на нравственных аспектах христианской жизни и на
проверке правильности усвоения им вероучительных знаний. В период
между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение
Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в
литургической и церковно-общинной жизни прихода).
Б) Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во
время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет
отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека
препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то, блудное
сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая
нормам христианской нравственности и т.п. В случае выявления
препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени
решительного исправления жизни оглашаемого.
В) После Крещения требуется наставление новокрещеного к
последующей церковной жизни с подчеркиванием особого значения
Таинства Евхаристии для православного христианина. Такое
наставление должно содержать конкретные предложения по его участию
в жизни прихода.
1.4. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно
повышать уровень минимальных требований к оглашаемым, как это
сделано в ряде приходов, где обязательным условием крещения
является цикл тематических бесед (3-12 и более) для группы
оглашаемых в сочетании с их самостоятельным духовным трудом (см.
выше п.1.3.А), а послекрещальное наставление развернуто в цикл
тайноводственных бесед.
При индивидуальной подготовке оглашаемого к принятию таинства
Крещения продолжительность периода оглашения и количество бесед
можно варьировать, но, несомненно, длительность подготовки играет
положительную роль.
1.5. Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещению
следует признать его сознательное и ответственное отношение к
обетам Крещения.
1.6. С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не
участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить
разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о
необходимости самим взрослым жить полноценной церковной
жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их
после Крещения. Уместно предложить родителям и восприемникам
подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в
Таинствах Исповеди и Причащения.
В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения
должны определяться священником с пастырской любовью и
рассудительностью.
1.7. Само совершение Таинства Крещения может и должно стать
существенной частью катехизации. Желательно возрождение древней
практики совершения Крещения на крещальной литургии накануне
великих праздников в торжественной обстановке (после проведения
цикла огласительных бесед для группы обратившихся).
2. Систематическая катехизическая деятельность.
2.1. Для новопросвещенных христиан, а также для тех, кто, будучи
крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение
с Церковью, необходимо предлагать систематические катехизические
беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной
школы для взрослых или в иных удобных формах.
2.2. Нужно расширять практику изучения Священного Писания в
приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в
небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает
участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в
своей жизни.
2.3. Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют
новоначальные христиане, полезно сопровождать своевременным
катехизическим пояснением, раскрывающим их духовный смысл.
Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять
содержание богослужений.
2.4. Должное внимание надо уделить созданию и развитию приходских и
епархиальных библиотек и медиатек, ориентированию прихожан в
православных ресурсах сети Интернет.
2.5. Экскурсионно-паломническая деятельность имеет высокий
духовно-просветительский потенциал, который следует в полной мере
использовать.
3. Катехизическая работа с семьей.
При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделять
подготовке к Таинству Венчания. Брачующиеся должны осознавать
высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и
ответственность за него. Целесообразно ввести порядок подачи
письменных прошений о совершении Таинства Венчания заблаговременно
(за 1-2 месяца) по аналогии с правилами, установленными
государством для регистрации брака. Это время, благоприятное для
углубления церковной жизни вступающих в брак, может быть эффективно
использовано для катехизической работы: объяснения будущим супругам
непосредственной связи Таинства Брака с Таинством Евхаристии,
христианского смысла семьи, как пути спасения, как малой церкви.
Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения
Таинства Брака. Важной задачей является организация православной
психологической консультации для семей.
4. Церковно-приходская воскресная школа – основная форма
православного воспитания детей и подростков на приходе. Она должна
воспитывать детей на христианских началах, передавать им базовые
вероучительные знания и навыки церковной жизни.
Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является
реальное принятие учащимися нравственных норм православной жизни,
проявляющееся в решимости противостоять порокам и соблазнам, в
участии в Таинствах Церкви. Детей и подростков, посещающих
воскресную школу, следует приобщать к участию в жизни прихода и, по
возможности, к социальной и благотворительной деятельности.
Церковно-приходские воскресные школы должны действовать в каждом
приходе. Все они должны быть аттестованы(*) епархиальным отделом
религиозного образования и катехизации, и каждый преподаватель
воскресной школы должен регулярно проходить аттестацию(*).
5. Иные формы катехизической деятельности на приходе
В храмах, посещаемых и во внебогослужебное время, должен быть
дежурный, способный давать вразумительные ответы на обычные вопросы
приходящих. Рекомендуется настоятелям больших городских приходов
создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и
церковной жизни, привлекая для этого образованных мирян. Имеющийся
опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед
в катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в
храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в
дни, когда храмы посещает большое число людей, редко участвующих в
таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня,
Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует
распространять катехизические листки, посвященные праздникам,
таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни,
размещать информационную доску, содержащую просветительскую
информацию.
Необходимо особо заботиться о повышении церковной грамотности и о
духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма и
продавцов в церковных лавках. Настоятелям приходов рекомендуется
организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед,
направлять их на обучение, строго контролировать практику их
отношения к прихожанам и покупателям.
Организация катехизической деятельности в епархии
6. Консолидация усилий отдельных приходов способна существенно
повысить уровень катехизической деятельности в епархии.
6.1. Во исполнение Определения Архиерейского Собора 2004 г. «О
вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 10) во
всех епархиях должны быть назначены помощники благочинных по
религиозному образованию и катехизации(*).
6.2. Следует организовать при епархиальных отделах религиозного
образования и катехизации совещательный орган помощников
благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).
6.3. Следует уделять особое внимание подготовке, повышению
квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий для
деятельности специалистов в области катехизации и педагогов
церковно-приходских воскресных школ.
6.3.1. Епархиальная система подготовки кадров и повышения
квалификации должна включать три основных составляющих: 1)
подготовка преподавателей для курсов катехизаторов (в духовных
академиях, семинариях, в православных ВУЗах, на факультетах и
кафедрах теологии), 2) повышение квалификации действующих
преподавателей (краткосрочные курсы), 3) подготовка и
переподготовка специалистов в области катехизации для приходов по
различным профилям (помощник настоятеля, помощник благочинного,
педагог-катехизатор, преподаватель, воспитатель, организатор
воскресной школы, летнего лагеря, экскурсовод паломнических групп и
т.п.) на 2-3-х летних катезизаторских, богословско-педагогических
курсах, в катехизаторских училищах и других церковных учебных
заведениях по соответствующим стандартам(*).
6.3.2. Катехизаторские (богословско-педагогические) курсы или/и
училища должны действовать во всех епархиях. Желательно учреждать
катехизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских
центров, а в епархиях – на базе отделов религиозного образования и
катехизации, семинарий, академий и православных ВУЗов. Все центры
подготовки специалистов в области катехизации должны регулярно
проходить аттестацию(*) в епархиальных отделах религиозного
образования и катехизации.
6.3.3. На уровне епархий, округов и приходов необходимо находить
возможности для материального обеспечения катехизической и
образовательной деятельности (в том числе через создание
образовательных фондов, прямого епархиального финансирования и
др.).
6.4. Следует создавать в епархиальных отделах религиозного
образования и катехизации методические центры по катехизации.
Учебно-методические материалы по катехизации и воскресным школам
должны проходить экспертизу в научно-методическом экспертном совете
при Отделе религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви.
6.5. Целесообразно взаимодействие и координация усилий епархиальных
отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной
Церкви с соответствующими епархиальными структурами:
а) миссионерскими отделами (комиссиями) – по объединению усилий в
организации отдельных сопряженных форм катехизической и
миссионерской деятельности; по обеспечению преемственности
катехизаторских и миссионерских программ.
б) отделами (комиссиями) по делам молодежи – по обеспечению
взаимодействия и преемственности между воскресными школами для
детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских
программ для молодежи.
в) социальными отделами (комиссиями) – по подготовке социальных
работников к катехизической деятельности; по участию
педагогов-катехизаторов в социальных программах.
6.6. Взаимодействие епархиальных отделов с синодальным Отделом
религиозного образования и катехизации в области катехизической
деятельности осуществляется в рабочем порядке, регламентированном
Положением о епархиальном Отделе религиозного образования и
катехизации.
-----------------------------
(*) Соответствующие нормативные документы и методические материалы
находится в стадии доработки в Отделе религиозного образования и
катехизации Русской Православной Церкви.
Методические разработки и другие материалы по катехизической деятельности находятся и будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://media.otdelro.ru